Приглашаем посетить сайт
Ибн Сина (Авиценна) (Avicenna)
Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах
(латинизированное - Авиценна) (Avicenna) (ок. 980 - 1037)
Персидский ученый, философ, врач, поэт, музыкант, математик, представитель восточного аристотелизма. Родился Ибн Сина в селе Афшана, близ Бухары. Жил в Средней Азии и Иране. С 998 был приближенным ко дворам нескольких правителей, при которых занимал должности врача. Свободолюбивые взгляды и независимый характер Ибн Сины вызывали ненависть к нему высокопоставленного мусульманского духовенства. Постоянная угроза заточения и угроза жизни вынуждали Ибн Сину менять место жительства и покровителей. Последние годы жизни провел в Исфахане и Хамадане при дворе правителя Хамадана, назначившего Ибн Сину придворным врачом и везирем. Авиенна умер 18 июня 1037 в Хамадане. Важнейшее медицинское сочинение Авиценны - "Канон медицины" - медицинская энциклопедия в 5 частях, в которых Ибн Сина обобщил знания и опыт индийских, греческих, римских и среднеазиатских врачей. "Канон врачебной науки" получил мировую известность и многократно переводился на многие европейские языки. На латинском языке энциклопедия переиздавалась около 30 раз и до конца XVII века была обязательным руководством в Европе и в странах Востока. Главные философские труды Авиценны - "Книга исцеления" (в сокращенном изложении - "Книга спасения"), "Книга указаний и наставлений", "Книга знания" (на языке фарси). Основная тема поэтического творчества - вечность материи, проповедь просвещения и науки. Большая часть стихов на фарси написана в форме рубаи.
Афоризмы, цитаты -
"Рубаи"
Перевод: Я.Козловский, Н.Стрижков, Р.Фархади
Тайна - пленница, если ее бережешь ты,
Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.
Заслугам грехи предпочли вы считать,
Но ради аллаха молю вас опять:
Вы пламень возмездия не раздувайте,
Зачем меня гневу небес предавать?
О мудрости твердят: она бесценна,
Но за нее гроша не платит мир.
Вашу ложь не приемлю, я - не лицемер,
Поклоняюсь я истине - лучшей из вер.
Я один, но неверным меня не считайте,
Ибо истинной веры я первый пример
Не будешь пить вина - мальчишкой назовут,
А будешь часто пить - ханжей услышишь суд.
Вино - наш друг, но в нем живет коварство:
Пьешь много - яд, немного пьешь - лекарство.
Не причиняй себе излишеством вреда,
Пей в меру - и продлится жизни царство,
Поистине душа - божественный светильник,
И свет наук она, себя сжигая, льет.
О душа, ты желаньем и страстью полна,
Торопись, ибо жизнь на мгновенье дана.
И зачем тебе почести, власть и богатства, -
В верной дружбе твоя золотая казна.
Все, в чем злобному видятся глупость и вздор,
Мудрость и красоту видит дружеский взор.
Суть в существе твоем отражена,
Не сможет долго тайной быть она,
Не потому ль, что суть любой натуры
В поступке, словно в зеркале, видна.
Море слов сокровенного смысла полно,
Этот смысл я читать научился давно.
Но когда размышляю о тайнах Вселенной,
Понимаю, что мне их прочесть не дано.
Ты, оставивший в мире злодейства печать,
Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.
Не надейся: вовеки не будет прощенья,
Ибо сеявший зло - зло и должен пожать.
Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.
Не всякая красотка, что нас пьянить вольна,
Свой нрав у золотого переняла вина,
Но потому подобна сама вину бывает,
Что часто повергает, как недруг, нас она.
Незримо ты к летам приходишь белым,
Пока ты в силах, занимайся делом.
Скажи, что можешь завтра сотворить,
Коль станешь немощен душой и телом?
Земля подобна шахматной доске,
Фигур без счета у Судьбы в руке.
В небытие ушли и царь, и нищий,
Пока мы здесь, а будем вдалеке.
Каждый образ и каждый исчезнувший след
В усыпальницу времени лягут на тысячи лет.
И на круги своя наши годы когда возвратятся,
Сохраненное бережно явит всевышний на свет.
Поступку, чтобы пользу произвел,
Дан смысл, как подлежащему глагол,
Творца деянье в том и этом мире
Не замысла ль венчает ореол?
Основа двух начал - дыханье: вздох и выдох,
И жизнь на том стоит в многообразных видах.
Но вечна ли ее воздушная основа?
На это даст ответ, кто был на панихидах.
Пять чувств от слуха и до зренья
Даются нам для внешнего общенья,
А мысль и память внутреннюю службу
Несут, определяя все решенья.
Налейте вина мне, пусть длятся года,
Налейте, чтоб радость была молода.
Вино, что огонь, но земные печали
Уносит оно, как Живая вода.