Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика (Т.В. Жеребило)
Гумбольдт, Вильгельм

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Гумбольдт, Вильгельм

Гумбольдт, Вильгельм (22.06.1767 - 8.04.1835)

немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Изучал право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801-10 прусский резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Он ввел методы Песталоцци в начальной школе, занимался перестройкой Прусской АН, основал Берлинский университет. В 1910-19 на дипломатической службе. Один из виднейших представителей классического гуманизма времени Гёте и Шиллера. В языкознании он явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. Его лингвистическая концепция наиболее полно отразилась в работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге «О языке кави на острове Ява» (1836-39). Его роль в языкознании можно сравнить с влиянием на развитие философии Канта и Гегеля. Г. считал мышление вербально-логическим, а не чисто логическим. Язык, по его мнению, и обозначение предметов, и средство общения. Язык - сложное и противоречивое явление, поэтому отдельные его стороны можно постичь, применив методику антиномий, частного и общего. Основные противоречия - это противоречия субъективного и объективного, языка и мышления, деятельности и дела, общего (коллективного) и особенного (индивидуального). Он считал, что язык нельзя рассматривать как форму без содержания, а историю языка отрывать от истории народа и его культуры. Языкознание должно иметь свою философскую базу - философию языка. Основной принцип его философии языка - признание языка и его формы как деятельности и национального сознания народа. Он считал, что «язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (enérgeia). Его истинное определение поэтому может быть только генетическим. Язык представляет собой беспредельную деятельность (Arbeit) духа, стремящегося превратить звук в выражение мысли». Язык не только динамичен, но и активен: он орудие мыслительной деятельности. Он ставил вопрос о взаимосвязи языка и «народного духа», национального самосознания, потому что «национальный характер языков состоит в особенном соединении мысли со звуком». Национальная природа языка - это то идеальное, что находится «в умах и душах людей». Причем это идеальное не общечеловеческое (логическое) и не индивидуальное (психическое), а общенародное языковое мышление. Известны его слова: «язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык». Хотя тексты создаются отдельными людьми, но им предшествует язык, созданный народом. Но не только народ создает свой язык. Языковое мышление становится третьей силой - языковым сознанием. Эта сила подчиняет себе человека, пока он знает только один язык, мыслит сквозь призму одного, родного языка. Гумбольдт утверждает: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг». Гумбольдт считал, что язык хотя и связан с деятельностью народа и его мышлением, он имеет свою специфику и относительную самостоятельность, устойчивость. Речевая деятельность и язык взаимосвязаны, но не тождественны. Язык воспроизводится, речь разнообразна. Форма языка - постоянна, ее проявление разнообразно. «Язык является формой и, ничем больше, кроме формы».

Форма обладает тремя свойствами:

а) форма языка - постоянное и единообразное в деятельности духа, возводящее артикулированный звук до уровня выражения мысли;

б) форма языка проявляется в том, что язык - это не агрегат слов, а система;

в) форма языка - единство двух формальных планов - материального и идеального: внутренней и внешней формы.

Внешняя форма - материя языка, его звуковая система, а также грамматические и этимологические формы (оформление корнеслова). Внутренняя форма - организация языковых структур, способ объективации мысли в языке, выражение народного духа. Форма придает языку устойчивость. Гумбольдт писал: «На памяти истории язык всегда строил на данном уже основании, не выходя из пределов аналогии с прошедшим, он видоизменял слова в употреблении, а не изобретал их». Формы языка национально своеобразны, поэтому универсальное можно обнаружить не путем логических рассуждений, а сравнивая формы языков друг с другом (на материале родственных языков и неродственных, развитых и неразвитых).

В начало словаря