Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П"
1. Наличие у слова интегральных признаков: обобщенности и нелинейности. 2. Система всех его грамматических форм (словоформ) с общей для них основой. Структура парадигмы слова определяется его принадлежностью к той или иной части речи, набору и характеру ее грамматических категорий. Через парадигму грамматических форм слово входит в систему слов одного и того же грамматического класса, образуя понятие лексемы. |
Наличие у морфемы двух интегральных признаков: обобщенности и нелинейности, что позволяет морфеме входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу. |
Дифференциальный признак морфемы, ее свойство употребляться минимум в двух словах одного и того же словообразовательного типа. |
Наличие у каждого стиля центра и периферии. В центре - тексты, наиболее полно эксплицирующие специфику данного функционального стиля, в области периферии - тексты с видоизменениями и наслоениями, в том числе заимствованными из других стилей. На периферии, в пограничной зоне наблюдается пересечение и взаимодействие стилей. Это напоминает картину стилей как концентрических кругов, по Л.В. Щербе. |
(лат. post - после, fexus - прикрепленный) Аффикс, находящийся после окончания в абсолютном конце слова. В русском языке обычно выделяют пять постфиксов: 1) -ся/-сь, который может быть словообразующим и формообразующим: переписываться (словообр. значение взаимности) - Дом строится рабочими (словоизм. постфикс); 2) -те: пиши-те - словоизм. постфикс; 3) -то, -либо, -нибудь - словообр. постфиксы, придающие значение неопределенности. В глаголах повелит. накл. может быть два постфикса: задумай-те-сь. Пост-фиксы могут совмещать функции приставок и суффиксов: 1) могут присоединяться к слову: мыть - мыться; в этом случае может возникать прерывистая основа: какой-то - после окончания -ой идет постфикс -то; 2) выполняя функцию суффикса, постфикс стоит после корня; может совместно с суффиксом и окончанием в составе форманта менять частеречную принадлежность слов: колос - колос-и(ть)-ся. |
Один их чистых аффиксальных способов словообразования; постфиксальный способ, при котором средством выражения словообразовательного значения служит постфикс: брить - бриться. |
Новообразования, возникающие в речи по продуктивным словообразовательным моделям: дельфин - дельфиниха, рак - ракиня, тусклый - тусклость. Потенциальные слова не нарушают законов словопроизводства. |
Аффикс, находящийся перед корнем и выражающий словообразовательное или грамматическое значение. Приставка располагается перед корнем или перед другой приставкой. Большинство приставок исконно русские. Приставок иноязычного происхождения немного: а-, анти-, архи-, интер-, наи-, ультра-. По структуре исконно русские приставки являются: а) простыми; б) составными (производными или сложными, об-разованными в результате сочетания двух префиксальных морфем). Приставки в основном выполняют словообразовательные функции: наиболее продуктивны в образовании глаголов, в которые они вносят дополнительные оттенки смысла. Они обладают относительной самостоятельностью, поскольку не зависят от влияния флексии и не выражают грамматических свойств слова, что объясняется: а) препозитивным положением приставок по отношению к корневой морфеме; б) их происхождением, исторически связанным с первообразными предлогами. Этим обусловлены отдельные структурные особенности приставок: 1) они присоединяются не к производящей основе слова, а к слову в целом; 2) приставки не изменяют частеречной принадлежности нового слова и не могут программировать его лексико-грамматических свойств. При морфемном анализе слова возникают трудности, связанные с выделением приставок: 1) наблюдается смешение структуры сложных приставок типа недо-, небез-/небес- с простыми: не- + до-; не- + без-; не- + бес-; 2) неразличение синхронного и диахронического подходов в тех случаях, когда приставки сегодня уже не выделяются: сведение, прилежный. |
Один из комбинированных аффиксальных способов, ограниченный сферой глагольного словообразования. Средством выражения деривационных значений служит комбинация префикса и постфикса: стучать - достучаться. |
Один из комбинированных способов, при котором в качестве форманта выступает соединение: 1) приставки; 2) сложения; 3) суффикса; 4) ударения: пред-ново-год-н(ий). |
Один из комбинированных аффиксальных способов словообразования, при котором в качестве форманта выступает комбинация трех аффиксов: префикса, суффикса, постфикса ся: щедрый - расщедриться. |
Один из комбинированных аффиксальных способов, при котором словообразовательным формантом является комбинация двух аффиксов - приставки и суффикса: снег - под-снеж-ник. |
Один из чистых аффиксальных способов словообразования; приставочный способ словообразования, характеризующийся использованием такого форманта, как префикс: барабанить - забарабанить. |
1) иерархичность отношений, выступающая как одно из главных условий образования структуры языка. Единицы высшего уровня образуются посредство участия единиц низшего уровня: они систематизированы не только по горизонтали, образуя свой уровень, но и по вертикали, создавая иерархию уровней; 2) составные единицы характеризуются нусуммарностью (неаддитивностью) значений или функций компонентов, входящих в составную КЕ; 3) для КЕ характерны инвариантно-вариативные отношения; 4) КЕ свойственны парадигматические и синтагматические отношения; 5) природа КЕ каждого уровня обеспечивает свой «выход» к действительности: а) закрытые уровни (фонемы, морфемы); б) относительно открытые уровни (слова, словосочетания, предложения). |
1) свободная или достаточная членимость; ядерным типом производности в русском языке считаются дериваты, имеющие свободный корень; 2) словообразовательная мотивированность; 3) наличие у производного слова бинарной структуры: основы слова, от которой образован дериват, и средства, при помощи которого он образован: размышлять - размышл-ени(е) [производящая основа размышл - и суф. -ени(е)]. |
Аффикс, находящийся перед корнем и выражающий словообразовательное или грамматическое значение. Приставка располагается перед корнем или перед другой приставкой. Большинство приставок исконно русские. Приставок иноязычного происхождения немного: а-, анти-, архи-, интер-, наи-, ультра-. По структуре исконно русские приставки являются: а) простыми; б) составными (производными или сложными, об-разованными в результате сочетания двух префиксальных морфем). Приставки в основном выполняют словообразовательные функции: наиболее продуктивны в образовании глаголов, в которые они вносят дополнительные оттенки смысла. Они обладают относительной самостоятельностью, поскольку не зависят от влияния флексии и не выражают грамматических свойств слова, что объясняется: а) препозитивным положением приставок по отношению к корневой морфеме; б) их происхождением, исторически связанным с первообразными предлогами. Этим обусловлены отдельные структурные особенности приставок: 1) они присоединяются не к производящей основе слова, а к слову в целом; 2) приставки не изменяют частеречной принадлежности нового слова и не могут программировать его лексико-грамматических свойств. При морфемном анализе слова возникают трудности, связанные с выделением приставок: 1) наблюдается смешение структуры сложных приставок типа недо-, небез-/небес- с простыми: не- + до-; не- + без-; не- + бес-; 2) неразличение синхронного и диахронического подходов в тех случаях, когда приставки сегодня уже не выделяются: сведение, прилежный. |
1) определение стиля вообще, а также функционального стиля, соотношение стиля языка и стиля речи; специфика и речевая системность последнего; 2) определение закономерностей функционирования языка в разных сферах общения; 3) классификация функциональных стилей; 4) соотношение лингвистического и экстралингвистического в стилистике; 5) проблема объективного и субъективного (индивидуального) в стиле; 6) соотношение функциональных стилей и форм речи; 7) соотношение стилистики лингвистической и литературоведческой; 8) взаимодействие стилей и их целостность; 9) проблема отношения языка художественной литературы к функциональным стилям; 10) определение стилистических норм и их исторического характера; 11) проблема диахронии и синхронии в стилистике; 12) соотношение «стилей» произношения и функциональных стилей и др. проблемы [М.Н. Кожина 1993: 18]. |
(поздне-лат. productivus - поддающийся удлинению) Способность аффиксов участвовать в образовании новых слов или грамматических форм, т.е. их активность. Продуктивными считаются аффиксы, с помощью которых слова образованы сравнительно недавно или продолжает образовываться в современном языке: суф. -ист-, -ик-, -ость- и др. |
Дериваты, значение и звучание которых обусловлены семантикой и звуковой формой других, однокоренных слов: мыслить - мышление. Производное слово семантически и формально выводится из другого родственного слова, которое мотивирует его. |
Основа мотивирующего слова или все мотивирующее слово в целом: искать - иска-тель; искать - разы-скать. В первом случае производящей базой является основа, во втором случае - слово. |