Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.
Портретный очерк учителя

В начало справочника

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

Портретный очерк учителя

Портретный очерк учителя - жанровая разновидность публицистического портретного очерка, в центре которого яркая творческая индивидуальность учителя. В основе создания жанра лежит анализ-исследование и изображение профессионального мастерства педагога, профессиональных секретов, отражающих его личностные особенности, с целью распространения его опыта работы, оказания социально-психологического воздействия на аудиторию, включающего убеждение и эмоциональное вовлечение («заражение»). В П. о. у. автор исследует профессиональный успех конкретного учителя, показывает его неординарный, творческий подход к преподаванию своего предмета, к решению важных педагогических (социально значимых) проблем, его психолого-педагогические приемы, стиль педагогической деятельности, методические открытия, индивидуальную технологию обучения и дает им свою оценку, которая имеет социально обусловленный характер. Цель данного жанра - дать эмоционально-образное представление об учителе, вызывающем интерес прежде всего в плане его высоких профессиональных качеств, показать человека в профессии, привлечь внимание к неординарной личности педагога, эмоционально воздействовать на читателя, пробудить у него определенные мысли, стремления. П. о. у. является одновременно и проблемным: анализ, авторская интерпретация личности педагога, его деятельности проводятся в аспекте тех или иных актуальных для современных школы, вуза педагогических проблем.

На отбор фактов информации об учителе, придание им социальной значимости, их оценку и средства ее языкового воплощения влияют два фактора: общая социально-коммуникативная установка периодического издания и состав и интересы читательской аудитории. В зависимости от коммуникативной целеустановки, на выбор которой влияет адресат, различаются две разновидности П. о. у. Так, в очерке может доминировать одна коммуникативная интенция: «создание образа учителя, эмоционально-образного представления о нем». В таком очерке преобладает изобразительная, лирическая манера построения образа героя. Образ автора в нем можно определить как «повествователь-рассказчик». Как правило, такая разновидность очерка является публикацией в неотраслевых изданиях, адресатом которых является широкая, массовая аудитория. В основе создания другого типа П. о. у. лежат две коммуникативные интенции: «создание образа творчески работающего учителя» и «пропаганда его профессионального мастерства». В таком очерке преобладает аналитическая манера построения образа героя. Образ автора представлен в нем как «повествователь-исследователь». Этот очерк чаще встречается на страницах специализированных, отраслевых изданий, профессионально-ориентированных, имеющих более узкую читательскую аудиторию - специалистов. Одним из средств создания образа учителя в очерке является композиция, которая включает в себя следующие компоненты: описание внешности учителя; «биографический экскурс»; характеристика; эпизоды, раскрывающие те или иные стороны личности педагога, иллюстрирующие его профессиональные качества; оценка учителя со стороны его коллег, учеников; изложение автором сути методики учителя, ее характеристика; изложение своих педагогических взглядов, концепции, принципов самим героем; интервью с героем очерка - учителем (диалог); фрагменты уроков; описание специфических психолого-педагогических приемов учителя; отражение его увлечений, интересов в профессиональной деятельности, в работе с детьми; описание обстановки, в которой работает учитель; рассуждения-размышления автора «по ходу» повествования на педагогические, социально значимые темы; комментарий автора; открыто выраженную авторскую оценку и др. Порядок следования этих композиционных единиц зависит от развития мысли автора, его идейного замысла. Одни из этих компонентов представляют изобразительную часть в композиции жанра, другие - публицистическую, каждая из них выполняет определенную функцию. Назначение первой - служить наглядному показу, изображению профессионального мастерства учителя, его педагогического творчества, назначение второй - осмысление его деятельности, которое выражается через рассуждения-размышления автора, его комментарий, оценку, различного рода обобщения, выводы, которые выступают в качестве скреп. Смена, чередование публицистических и изобразительных частей - важная особенность композиций П. о. у. Данный жанр относится к субъективно-информативным текстам: информация в нем исходит непосредственно от субъекта как в плане эмоционально-оценочном, так и в плане содержательно-тематическом, поскольку автор преподносит читателю свое видение, свою «социализированную» оценку личности учителя. Прямое «вмешательство» автора в материал и анализ увиденного усиливают воздействие данного публицистического текста. Образ автора в П. о. у. - это обобщенный образ автора-гражданина, свое личное отношение он соотносит с определенным общественным отношением и утверждает это отношение как определенную модель для читательской массы. Важная стилевая черта жанра- «интимизация изложения», под которой понимается выражение эмоционально-экспрессивного и интеллектуального содержания, которое связано с созданием эффекта общения, личного контакта автора с читателем, с воспроизведением непринужденного разговора, беседы между ними. Речевой строй П. о. у. носит эмоционально-личностный характер, в нем много языковых средств с экспрессивно-эмоциональной окраской, что обусловлено коммуникативной задачей жанра.

Лит.: Беневоленская ТА. Портрет современника: Очерк в газете.- М., 1983; Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики: Учебно-методическое пособие. - МГУ, 1984.

А. В. Ильина

В начало справочника