Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.
Статьи на букву "Б"

В начало справочника

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

Баритон

Баритон (итал. baritono, от греч. barys - тяжелый, низкий) - мужской голос, по высоте средний между тенором и басом. Различают лирический Б. - более подвижный и драматический Б. - более мужественный и сильный. (См. также тип голоса.)

А. А. Князьков

Бас

Бас (итал. basso - низкий) - самый низкий мужской голос. Различают высокий, или певучий, Б., и низкий, или глубокий, Б. (См. также тип голоса.)

А. А. Князьков

Бессоюзие

Бессоюзие (от греч. asyndeton - бессоюзие) - фигура (см. Фигуры) слова, входящая в группу фигур убавления, заключающаяся в опущении союзов для нагнетания экспрессии, динамизма, насыщенности. Уже античные исследователи подчеркивали, что Б. «отличается остротой, обладает огромной силой и приспособлено к краткости». Например, Цезарь в донесении сенату о разгроме под Зелой боспорского царя Фарнака II (попытавшегося воспользоваться было распрями в Риме и надеявшегося, что в этой ситуации войска против него не успеют послать) сказал: «Пришел, увидел, победил». Андрей Белый использует его так: «И на Арбате мчатся, мчатся в Вечность: пролеток черных быстротечность, рабочий, гимназист, кадет... Проходят, ветер взвив одежды, глупцы, ученые, невежды»,(А. Белый. Первое свидание).

Псевдо-Лонгин подчеркивал: «Построение фразы, при котором слова, не будучи связаны между собой, спешно несутся одно за другим, рисует состояние тревоги, при котором человека что-то одновременно и удерживает, и толкает» (О возвышенном).

Например: «Ее привозят и в собранье. Там теснота, волненья жар, музыки грохот, свеч блистанье, мельканье, вихорь быстрых пар, красавиц легкие уборы, людьми пестреющие хоры, невест обширный полукруг, все чувства поражает вдруг» (А. Пушкин. Евгений Онегин).

Сила экспрессии Б. именно в преднамеренном отбрасывании союзов. Псевдо-Лонгин с нарочитым пафосом заявлял даже: «Ну что же! Вставляй союзы, если хочешь... Ты увидишь, как острый порыв чувства притупляется и сразу же затухает, как только ты союзами выгладишь и уравняешь ему путь, ... чувство, которому мешают союзы, негодует на эту помеху. Союзы лишают его свободы в беге, не позволяют нестись как снаряду, выброшенному метательным орудием» (О возвышенном). В самом деле, можно ли даже помыслить о том, чтобы вставить союзы, лишив экспрессии широко известные примеры Б., зримо воссоздающие кульминацию Полтавской битвы: «Тяжкой тучей отряды конницы летучей, браздами, саблями звуча, сшибаясь, рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, шары чугунные повсюду меж ними прыгают, разят, прах роют и в крови шипят. Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон» (А. Пушкин. Полтава). Этот пример служит весьма ярким подтверждением точки зрения Квинтилиана, который считал, что Б. пригодно «в тех случаях, когда мы говорим о чем-нибудь с большой настойчивостью, ибо благодаря отсутствию союзов отдельные понятия подчеркиваются, и кажется, что их больше, чем на самом деле» (Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений).

В современной лингвистике Б. нередко распространяют на бессоюзное предложение. Проблематика сложного бессоюзного предложения является весьма хорошо разработанной, но с точки зрения нагнетания экспрессии такое Б. уступает Б. в его классическом понимании. Например: «Я, сидя над ручьем, от жажды изнываю, от счастья плачу я, от горестей смеюсь, тот, кто опасен мне, того я не боюсь, того ж, кого люблю, упорно избегаю» (Ф. Вийон. Баллада противоречий).

Б., как фигура, противоположно многосоюзию, хотя и встречаются случаи, когда обе эти фигуры объединяют. Например: «Существует не просто один испанский, или один итальянский, или один немецкий язык, или даже три немецких: старый верхненемецкий, средний верхненемецкий и так далее, о нет, - есть сотня немецких языков, есть столько немецких, столько испанских, столько английских языков, сколько у каждого из этих народов найдется способов мышления и оттенков ощущения жизни, сколько у него оригинальных мыслителей и поэтов» (Г. Гессе. Магия книги).

Лит.: Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений: В 2-х частях. - СПб., 1834; Кручинина И.Н. Бессоюзие // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990; О возвышенном. - М., 1994; Панов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. - М., 1997. - С. 45; Розенталъ Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. - М., 1985.

М.И. Панов

Благозвучность голоса

Благозвучность голоса - качество профессионального педагогического голоса: чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости и т. п.). Умение придать своему голосу Б. воспринимается слушателями (на подсознательном уровне) как признак воспитанности, интеллигентности, требовательности к себе. Б. г. обычно связана с хорошей дикцией, с произношением «полного стиля».

Лит.: Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. - М.,1959; Найденов Б.С., Шевелев Н.Н. Голос и речь // Выразительное чтение. - М., 1972.

А. А. Князьков

Богатство речи

Богатство речи - коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь-язык. Б. р. можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, в той мере, в какой это необходимо для реализации коммуникативного намерения. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи. В общем понятии речевого богатства можно выделить некоторые его разновидности. Лексическое Б. р. проявляется в том, что слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже. Этого можно достигнуть лишь при наличии у говорящего-пишущего большого словарного запаса. Для количественного исчисления уровня лексического богатства речи существует такой критерий, как коэффициент лексического богатства. Он представляет собой отношение между лексемами (разными словами) и общим количеством слов в тексте. Это можно представить в виде следующей формулы:

Коэффициент лексическогобогатства = Лексемы/Общее количество слов в тексте

Лексическое Б. р. отражает и информативную насыщенность текста, что зависит не только от выбора языкового материала, но и от насыщения его мыслями автора, его чувствами, различными состояниями сознания. Семантическое Б. р. проявляется в разнообразии и обновлении словесных связей, т. е. в данном случае имеется в виду значение слова, приобретенное в контексте.

Синтаксическое Б. р. проявляется в использовании разнообразных синтаксических средств.

Интонационное Б. р. тесно связано с лексическим, семантическим и синтаксическим Б. р. Но интонационное богатство и интонационная бедность явно выражены в речи звучащей и слышимой, а в речи письменной, читаемой интонация всегда задана лексико-семантической и синтаксической структурой речи и всегда присутствует лишь в сознании как пишущего, так и читающего. Речевые недочеты, в которых проявляется бедность речи:

1) повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста, например: Пугачев хотел, чтобы все люди жили счастливо. Пугачев помогал Гриневу. Пугачев хотел, чтобы Гринев жил счастливо;

2) употребление рядом или близко однокоренных слов, например: Однажды охотники охотились на зайцев;

3) однотипность и слабая распространенность синтаксических конструкций, например: Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1980; Пленкин Н.А. О понятии «богатство речи» // РЯШ. - 1987. - № 3.

Л. Е. Тумина

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV