Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.
Статьи на букву "З"

В начало справочника

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

Заголовок (заглавие, название)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Закон инкорпорирования

Закон инкорпорирования (от позднелат. incorporate - включение в свой состав) - ведущий универсальный закон глубинного уровня текста, сущность которого сводится к тому, что каждое последующее предложение как бы включает в себя предыдущее в качестве особого компонента. Так, когда мы говорим: Дети были в лесу. Там они собирали грибы, то слово там во втором предложении значит в лесу, они - дети, а были - формальный компонент, который может не реализовываться. Следствием инкорпорирования текста является актуальное членение предложения, когда в нем выделяются тема (t) и рема (г). Так, например, первое предложение (S1) текста можно выразить следующей формулой: SI = tlrl. Согласно 3. и., второе предложение (S2) будет включать в себя S1 целиком, причем предложение S1 будет выполнять функцию его темы: S2 = t2r2 = (tlrl)r2. Темой третьего предложения будет содержание второго предложения и т. д. Например: «В Мещерском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни» (К. Паустовский). 3. и. лежит в основе развертывания текста, который осуществляется за счет ре-матизации каждого предшествующего предложения последующим, т. е. присоединения компонентов, несущих новую информацию, к уже реализованной части текста.

Лит.: Мурзин Л.Н. О динамической природе языка //Спорные вопросы русского языкознания. Теория и практика. - Л., 1983, а также лит. к статье Актуальное членение предложения.

В. Н. Мещеряков

Закон контаминации

Закон контаминации (от лат. contaminatio - смешение) - закон, охватывающий процессы перехода с глубинного уровня текста на поверхностный. Суть 3. к. состоит во взаимном приспособлении форм предложений, следующих при развертывании текста друг за другом. Необходимость такого приспособления является следствием закона инкорпорирования, по которому каждое предшествующее предложение вводится в последующее в качестве его темы и подчиняется ему. Следует помнить, что всякое предшествующее предложение, становящееся темой для последующего, состоит из своих темы и ремы, т. е. из единства, которое для своей новой функции (функции темы для нового предложения) должно еще номи-нализоваться, формально приспособиться к последующему предложению, играющему роль ремы. Например: Мальчик бежал. Бег его был стремительным. Выражение был стремительным - рема, и к нему приспосабливается предшествующее предложение. В простом же соединении темы и ремы заключено противоречие: Мальчик бежал + быть стремительным. Если нет согласованности между двумя этими компонентами, то нет и предложения. Чтобы оно было единым, его надо формально преобразовать. Поскольку в последующем предложении мы хотим охарактеризовать не мальчика, а его действие, мы преобразовываем форму выражения действия в существительное, чтобы оно заняло место подлежащего. Еще один компонент предшествующего предложения (мальчик) мы можем воспроизвести с помощью зависимого местоимения (бег его) и т. д. Назначение контаминации сводится к тому, чтобы на поверхностном уровне текста представить в форме одного предложения несколько глубинных предложений. Смысл контаминации состоит в том, что она снимает лишние, с точки зрения говорящего, смысловые акценты в линейном ряду текста. Это выражается прежде всего в том, что глубинный предикат на поверхностном уровне предстает в иной, преобразованной форме, например в форме подлежащего (бежал - бег).

Некоторые виды контаминации способствуют устранению повтора темы (при образовании предложений с сочинением). К., кроме того, устраняет излишние предикаты или субъекты глубинных предложений. Но главная функция к. - перевод смысловых структур с глубинного уровня текста на поверхностный.

Лит.: см. лит. к статье Закон инкорпорирования.

В. Н. Мещеряков

Законы текстообразования

Законы текстообразования - законы прагматических, семантических и коммуникативных процессов, организующих языковой материал и приводящих в конечном счете к созданию целостного семиотического образования - текста. При этом одни законы управляют текстообразованием на глубинном уровне, другие - переходом с глубинного на поверхностный уровень. Ведущим универсальным законом глубинного уровня текста является закон, который можно назвать законом инкорпорирования. На поверхностном уровне действует закон контаминации.

Лит.: см. лит. к статье Закон инкорпорирования.

В. Н. Мещеряков

Зачин текста

Зачин текста - начальная часть текста, имеющая особое коммуникативное назначение (функцию), определямое автором в соответствии с целями, темой и идеей текста, а также возможностями и интересами адресата. Известны следующие наиболее распространенные на практике функции 3. т.:

1) релятивная (фоновая) - предназначенная для введения в повествование, рассуждение или описание (в простейших случаях это указание на время, место, предысторию события, историю проблемы и т. д.);

2) функция создания эмоционального настроя у читателя или слушателя (призыв к сопереживанию, соразмышлению, сопредставлению, размышление о причинах выбора темы, лирический этюд и т. п.);

3) функция создания текстового (катафорического) ожидания, служащая целям возбуждения интереса к теме и содержанию текста;

проспективная функция, выполняющая роль предуведомления, предынформации о структуре, основных положениях и идее текста;

4) функция подведения читателя или слушателя к проблеме, раскрывающая в известном и хорошо знакомом непонятное, неизвестное, вызывающее вопрос, подводящий к проблеме и помогающий сформулировать проблему;

5) функция концептуальной установки на анализ и осмысление предмета обсуждения.

В структуре 3. т. выделяются составляющие (элементы), которые условно можно разделить на две группы - группу релятивных элементов, подготавливающих коммуниканта к введению темы, к тематическому компоненту 3., и группу тематических элементов, вводящих темы и вопросы, на которые нужно ответить ё процессе раскрытия темы речевого произведения, характеризующих подход к осмыслению темы и др. Различают два основных типа 3. т. - тематический и концептуальный. Тематический 3. т. - такой тип 3. т., в котором 1) уточняется (расширяется, сужается, переформулируется) тема текста (Переформулируем тему нашего..., переведя вопрос о... в область хорошо знакомых каждому ...; Сузим предмет нашего обсуждения, выделив лишь одну из сторон проблемы; В ряду вопросов ... , наша тема занимает совершенно определенное место, она касается таких сторон ... , которые ... Рассмотрим ключевые аспекты подхода к...); 2) характеризуются содержание и объем темы .(Разделим нашу тему на круг взаимосвязанных подтем, а именно: ...; Раскрытие нашей темы сопряжено с характеристикой следующих вопросов:...); 3) определяется актуальность, практическая значимость проблемы, вынесенной на обсуждение.

Концептуальный 3. т. - тип 3., в котором

1) вводится или формулируется научное положение, которое становится установкой на восприятие и осмысление содержательно-фактуалыюй информации текста или формулируется основное положение текста (Главная мысль, которую я хотел бы утвердить в сознании ... , это мысль о том, что ...; Сформулируем тезис, с которого можно было бы начать обсуждение: ...);

2) вводится цитата, в которой содержится идея текста;

3) формулируется гипотеза, которая становится предметом обсуждения;

4) дается оценка (факта, явления, события), которая аргументируется затем в основной части текста (Событие, которое ..., является, несомненно, фактом такого значения, которое ...).

Лит.: Гальперин И. Р. Информативность единиц языка. - М., 1974; Ганцен В.А. Восприятие целостных объектов. - М., 1974.

В. Н. Мещеряков

Заявление

Заявление - речевой жанр официально-делового стиля кон-статирующе-ходатайствующего характера. Текст заявления содержит следующие части:

1) адресат (к кому обращаются);

2) заявитель;

3) наименование документа;

4) содержание заявления;

5) подпись заявителя;

6) дата.

Лит.: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования. - М., 1997.

Л. Г. Антонова

Звучащий текст

Звучащий текст - это любой текст, прочитанный или произнесенный вслух, в противоположность незвучащему (печатному, написанному). Реально существующие в речи типы 3. т. представляют собой жанровые разновидности того или иного стиля, а нередко того и другого одновременно. На основании общности рит-мико-интонационных характеристик выделяются следующие жанры 3. т.:

а) информативные (тексты официально-деловые, публицистические, научные);

б)убеждающие (аналитические жанры публицистики, спонтанные и неспонтанные);

в) воздействующие (рисующие, аффективные с подразделением на прозаические и стихотворные);

г) с функцией общения (разговорные тексты).

Информативные жанры звучащей речи в основном читаются профессиональными дикторами, корреспондентами, общественными деятелями, учеными. Для них характерны: обезличенность манеры произношения (голоса дикторов различаются в основном тембром, по интонации они в основном совпадают); нарочитая официальность звучания; наличие дикторских пауз (их скопление в концовках сложных интонационных целых, большое количество нереальных грамматических пауз); ступенчатое падение тона, создающее своеобразную границу между микротемами (информационными блоками); простота и однообразие интонации; ускоренный темп (90 слов/мин); неровный ритм (часты большие междуударные интервалы) и др.

Убеждающие жанры могут быть научного, публицистического стиля. Паузы колебания достаточно часты, логические ударения создаются в основном нейтральным способом, распространен способ удлинения различных частей слова и фразы; темп средний или ускоренный, изменчивый для спонтанных и стабильный для неспонтанных текстов; ритм слабо организован; характерны оценоч-ность, экспрессия, относительная свобода в построении текста.

Воздействующие жанры литературно-художественной речи обладают сложной интонацией, большим диапазоном высоты тона, подчеркнутой индивидуальностью произношения; богатством психологических пауз, широким спектром их значений; разнообразными по способам выражения логическими ударениями; индивидуальной манерой говорящего; темп средний или замедленный, преимущественно ровный.

Общенческие (разговорные) жанры представляют собой такие спонтанные тексты, приметами которых являются неподготовленность, неофициальность и непосредственность общения. Часто это эмоционально спокойная, размеренная речь.

3. т. бывают спонтанными, неспонтанными, подготовленными, неподготовленными. Устный текст в устной форме речи (фольклор, публичная речь, разговорная) выделяется в противоположность письменному тексту. Разговорный, рождающийся в повседневном общении, выделяется в противоположность книжным текстам. Спонтанный текст, создаваемый непосредственно в момент речи, противоположен неспонтанному (подготовленному). Подготовленный текст - имеющий готовую письменную форму, более или менее развернутую, подготовленный к озвучиванию, т. е. предварительно прочитанный, усвоенный, размеченный (выделены логические ударения, расставлены паузы, определен темп и пр.) и реализуемый на основе словесной импровизации. Неспонтанные тексты - говоримые с опорой на письменный текст, но не заученные наизусть (устные рассказы, юмористические зарисовки, анекдоты), а предполагающие словесную импровизацию.

Лит.: Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М., 1977; Иванова-Лукьянова Т.Н. Ритмико-интонационное строение текста. - М., 1991; Ладыженская ТА. Живое слово. - М., 1986.

О. М. Казарцева

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV