Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov.niv.ru)

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.
Статьи на букву "М"

В начало справочника

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Мелодика

Мелодика (от греч. melodikos - мелодический, песенный) - изменение высоты голосового тона в речи, чередование высоких и низких тонов.

Хотя М. выступает как один из компонентов интонации, их отождествление неправомерно, ибо в интонационной структуре существенны и другие слагаемые - паузы, темп и т. д.

М. отличается от музыкальной мелодики: во-первых, речевые тоны скользящие, у них нет тональной определенности, а музыкальные - зафиксированы на строго определенной высоте; во-вторых, в речи отсутствует фиксированная длительность, характерная, например, для вокальной музыки.

Лит.: Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - М., 1979; Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М., 1987; Торсуева И.Г. Мелодика речи // ЛЭС. - М., 1990.

А.А. Князьков

Метасообщение

Метасообщение - термин, употребляющийся в двух основных значениях. Первое - для разграничения буквального значения высказывания, основанного на семантике входящих в него элементов, выраженных вербально (словесно), и актуального (коммуникативного) значения высказывания, вытекающего из контекста ситуации, речевого контекста, передающегося и с помощью невербальных средств (акустики речи, кинесики - жестов, мимики и т. п.). Коммуникативное значение высказывания и называют М. Например, фраза Я плохо себя чувствую с буквальным значением «Я нездоров» может передавать с помощью указанных выше средств и большое разнообразие метасообшений, скажем, в ситуации, когда к вам пришел незваный гость (1) - Я занят), или когда вам пришлось ходить по магазинам, а супруг не помог (2) - Ты меня не любишь и не заботишься обо мне), или в ситуации после ссоры (3) - Не хочу с тобой разговаривать, я обижен) и т. п. Основная цель говорящего во многих случаях- все же выразить словесно (вербализовать) то, что он хочет донести до слушателя (понятийная, или когнитивная функция; Чейф, 1985), но, создавая высказывание, говорящий всегда вынужден выбирать ту или иную форму выражения, и этот выбор дает слушателю информацию о говорящем - что он за человек, как он относится к собеседнику, предмету речи и пр. Давно известно, например, риторическое правило - мы слышим не речь, а человека, который говорит. Таким образом, в систему значений, выражаемых в М., включается также и информация о говорящем, о слушающем, об отношениях между ними, об отношении говорящего к предмету речи и другим аспектам речевой ситуации (Бейтсон, 1972). Значит, М. служит для косвенной (непрямой) передачи информации. Косвенное информирование имеет и свои плюсы, и свои минусы: М. может быть неправильно истолковано (а иногда и вовсе не замечено адресатом). Сложности, возникающие при общении, случаи нарушения понимания часто возникают именно из-за неверной интерпретации полученных М. Известно, что женщины более «чувствительны» к М., более искусны в метакоммуникации, чем мужчины: они легче и правильней интерпретируют М. и склонны широко употреблять их, жить в стихии непрямого информирования. Различия между мужчинами и женщинами в их отношении к метакоммуникации обусловливают многие случаи нарушения понимания между ними. Второе значение термина - «сообщение о сообщении». Термин М. употребляется в этом случае для обозначения высказываний, целью которых является описание текущего речевого общения - его хода, тематики, характера. Так, в педагогическом дискурсе выделяют так называемые «фокусные» единицы - элементы дискурса, которые используются учителем для фокусирования внимания слушающих (учеников) на тематической организации речевого общения; эти фокусные единицы представляют собой М., например: Так. Хорошо. Переходим к следующей теме. Это - моллюски. Сначала поговорим о том, каково строение моллюска, затем - о разнообразии их форм; далее обратимся к особенностям их питания. Такие М. совершенно необходимы, так как они формируют у слушателя соответствующие ожидания (экспектации), дают ориентиры для интерпретации сообщаемого, а следовательно, облегчают работу. Об обязательности М. в публичной речи, мастерстве их использования говорят важнейшие правила подготовки и ведения ораторского выступления.

Лит.: Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. - N.-Y., 1972; Sinclair J., Coulthard i?. Towards an Analysis of Discourse. - L., 1975; Tannen D. That's not What I Meant. - L., 1988.

А. К. Михалъская

Метафора

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метафора в современной науке

Статья большая, находится на отдельной странице.

Микст

Микст (лат. mixtus - смешанный) - регистр голоса, переходный между грудным и головным регистрами ; для него характерна большая мягкость, легкость по сравнению с грудным регистром и большая насыщенность, звучность, чем у фальцета (головного регистра). В хорошо поставленном голосе необходимо смешение основных регистров (грудного и головного) на всем диапазоне, причем по направлению вверх увеличивается головное звучание. В М. мужского голоса преобладает грудной характер звучания, в женском - преобладает головной.

Лит.: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., 1968; Юс-сон Р. Певческий голос. - М., 1974; Максимов И. Фониатрия. - М., 1987.

А.А. Князьков

Мимика

Мимика (от греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, обнаруживающие психическое состояние человека, главным образом его чувства.

О некоторых чувствах (радость, печаль и т. п.) М. может свидетельствовать с достаточной очевидностью. Однако для более тонких оттенков чувств трудно установить какие-либо единые для всех людей способы выражения. Мимические движения совершаются обычно непроизвольно. Однако они могут вызываться и произвольно, что дает человеку возможность пользоваться ими в тех или иных целях сознательно. М. широко используется в актерском искусстве, иногда ею пользуются также ораторы, лекторы, педагоги (в этих случаях требуется очень большой такт и чувство меры - чрезмерная М. вызывает неодобрительную реакцию слушателей, учащихся).

М. тесно связана с характером звучания устной речи и влияет на фонетическое качество речевых звуков и тембр голоса. С помощью М. иногда удается найти верную (наиболее рациональную) манеру голосообразования. Например, для людей с глухими, «тяжелыми» голосами полезно говорить на улыбке, которая как бы высветляет тембр, делает голос более звонким, а дикцию более ясной. Напротив, голоса резкие, крикливые нуждаются в мимических приспособлениях обратного характера - нужно округлять губы и расслаблять щеки.

Лит.: Бодалев А.А. Личность и общение.- М., 1983; Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М., 1980; Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека. - М., 1988.

А.А. Князьков

Многосоюзие

Многосоюзие (от греч. polysyndeton - многосоюзие) - фигуры слова, входящие в группу фигур прибавления. М. - это преднамеренное, избыточное увеличение количества союзов, создающее впечатление возвышенности стиля. Так, оратора Гегесиппа (сторонника Демосфена), возбуждавшего своими речами граждан Афин против Филиппа II, спросили: хочет ли он войны? На что Геге-сипп гордо ответил: «Да, и войны, и траура, и всенародных похорон, и надгробных речей, если только мы хотим жить свободными, а не по указке македонян» (Плутарх. Застольные беседы).

Наиболее распространенным является вариант М., основанный на повторе соединительных союзов. Например: «И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» (А. Пушкин. А.П. Керн).

У Е.И. Замятина дремучесть, кондовость бора изображена с помощью М: «Бор видал и железные шеломы княжеских дружин, и куколи старой, настоящей веры, и рваные шапки Степановой вольницы, и озябшие султаны Наполеоновых французишек» (Е. Замятин. Русь). В «Домострое» в главе «Как врачеваться христианину от болезни и всякой скорби» говорилось: «Врачеваться ему Божией милостью, да слезами, да молитвами, да постом» (Сильвестр. Домострой). Использование в М. союза и, отмечает И.Н. Кручинина, в одних случаях создает эффект особой эпичности, торжественной замедленности речи, а в других - ощущение эмоционально переполненного речевого потока.

Особую выразительность приобретает М., построенное при помощи разделительных союзов. Например: «Иль старый богатырь, покойный на постеле, не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Иль мало нас?» (А. Пушкин. Клеветникам России).

Использование других союзов в М. встречается, но гораздо реже. Например, А. Линкольн в «Геттисбергской речи», посвященной памяти павших в одном из кровопролитнейших сражений Гражданской войны в США, воспользовался в М. изъяснительным союзом что: «Все мы, собравшиеся здесь, должны проникнуться твердой убежденностью в том, что эти люди погибли здесь не напрасно; что наш народ по воле Бога еще узрит новое рождение свободы; что правительство из народа, волей народа и ради народа никогда не погибнет!» З.Н. Гиппиус строит стихотворение (созданное в феврале 1918 г. и кипящее политическими страстями) в виде М., используя условный союз если: «Если гаснет свет - я ничего не вижу. Если человек зверь - я его ненавижу. Если человек хуже зверя - я его убиваю. Если кончена моя Россия - я умираю».

Наиболее распространено М., построенное в форме анафоры.

Фигурой, противоположной М., является бессоюзие.

Лит.: Гаспаров М.Л. Многосоюзие // Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987; Кручшина И.Н. Многосоюзие // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990; Панов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. - М., 1997. - С. 44; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. - М., 1985.

М.И. Панов

Модальность вторичных текстов

Модальность вторичных текстов - слова, словосочетания или предложения, при помощи которых раскрывается характер связи между «участниками» текстовой коммуникации - автором первичного текста, автором вторичного текста, читателем (слушателем), содержанием высказывания и действительностью. Естественно поэтому, что во вторичных текстах модальные средства передают и модальность автора вторичного текста, и «чужую модальность» - модальность автора первичного (реферируемого, например) текста. Ср.: К сожалению, автор ...не использовал тех возможностей, которые представились бы ему, если бы он... (модальность автора вторичного текста) и Как полагает автор реферируемой ..., задача ... относится к тому классу проблем, которые ... (чужая модальность); Думается, что это утверждение... требует более основательной аргументации... (модальность автора вторичного текста) и Факты, приведенные в..., требуют, по мнению автора, принципиально иного подхода к решению ... (чужая модальность).

Лит.: Вейзе А.А. О ядерных текстах и их получении путем компрессии // Проблемы текстуальной лингвистики / Под редакцией проф. В.А. Бухбин-дера. - Киев, 1983.

В.Н. Мещеряков

Модель текста

Модель текста (франц. modele от лат. modulus - мера) - такое освобожденное от несущественных для целей моделирования представление содержания и формы текста (например, в опорных словах, словосочетаниях и предложениях), которое позволяет отобразить жанр, тему, композицию, структуру и способ развертывания содержания.

Лит.: Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. - М., 1966.

В.Н. Мещеряков

Монолог

Монолог (от греч. monos - один и logos - слово, речь) - это устное или письменное высказывание одного человека. М. - это значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность. М. имеет определенную композиционную форму. Степень проявления этих признаков зависит от жанрово-стили-стической (художественный М., ораторская речь и пр.) и от функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, описание и пр.) принадлежности. Внутрижанровые различия, устное или письменное осуществление М. обусловливают их особенности: лексический отбор, строение предложений, синтаксические способы их соединения, виды взаимодействия разговорной и книжной речи и пр.

М. обращен не только вовне, но и вовнутрь, т. е. говорящий адресуется не только к партнерам, но и к самому себе, и в связи с этим непременно рассчитывает на словесную реакцию партнеров, поэтому иногда М. определяют как интраперсональный речевой акт. По способу изложения содержания различаются три типа М.: описание, повествование, рассуждение.

Лит.: Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963; Винокур Т.Г. Монологическая речь // ЛЭС. - М., 1990; Гельгардт P.P. Рассуждение о диалогах и монологах (к общей теории высказывания) // Сб. докладов и сообщений лингвистич. общества.- Т. 2.- Вып. 1. - Калинин, 1971; Холодовт А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. - М., 1967.

Л.Е. Тумина

Мотив

Мотив (лат. motio - движение; moto avi - приводить в движение) - внутреннее, субъективно-личностное побуждение к речевому действию, осознанная заинтересованность в его совершении. В роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. В основе М. лежат убеждения, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Лит.: Шабес В.Я. Событие и текст. - М., 1989.

О.Н. Волкова

Мутация

Мутация (лат. mutatio - изменение, перемена) - перестройка работы голосового аппарата у подростков в период полового созревания. М. обусловлена анатомическими и эндокринными изменениями в организме. (См. также детский голос.)

Лит.: Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990; Максимов И. Фониатрия. - М., 1987.

А.А. Князьков

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV