Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Справочник по правописанию и стилистике (Д. Э. Розенталь)
113. ЗАПЯТАЯ И ТИРЕ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Предыдущая страница Следующая страница

113. ЗАПЯТАЯ И ТИРЕ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака:

1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две части, например: Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам (Крылов); Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, - мы этого не знаем (Добролюбов);

2) перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное) или дальнейшую часть того же предложения, например: Могло ли не отразиться в литературе это новое общественное движение, - в литературе, которая всегда бывает выражением общества! (Белинский); Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, - все у него в руках (Л. Толстой);

3) в периоде (значительном по объему предложении, чаще всего сложноподчиненном, которое делится паузой на две части - повышение и понижение) между его частями, например: В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, - никто не пришёл под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея (Булгаков).

Внутри частей периода, если они значительно распространены, ставится точка с запятой.

В других случаях сочетания запятой и тире каждый из этих знаков ставится на своем основании, например: Пушкин, величайший наш поэт, - основоположник русского литературного языка (запятая закрывает обособленное приложение, тире ставится в месте пропуска связки).

Предыдущая страница Следующая страница