Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Правила русского правописания
§ 242. СТИЛИСТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

В начало справочника
Предыдущая страница Следующая страница

§ 242. СТИЛИСТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение связи между членами простого предложения

- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Примеры ошибок: Выставка-просмотр открыт ежедневно. Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно. Несколько ребят вышли из леса. Правильно: Несколько ребят вышло из леса. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими - оказали огромное влияние на мировоззрение Павла. Правильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими - оказала огромное влияние на мировоззрение Павла.

- Падежное несогласование имен. Пример: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской. Правильно: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской.

- Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии (НЕ Англия, Франция, Италия!)

- Сочетание в качестве однородных членов инфинитива и существительного: Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. Правильно: Эта книга научила меня честности, смелости и уважению к друзьям.

- Общее зависимое слово при однородных членах предложения, имеющих разное управление. Пример ошибки: Трест организовал и руководит предприятиями. Правильно: Трест организовал предприятия и руководит ими.

- Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов: Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. Правильно: Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры.

- Пропуск необходимых слов: Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол. вм. Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол.

- Нарушение границ предложения (правило не строгое, нарушения могут диктоваться стилевыми особенностями): Охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю. Лучше: Охотник положил ружье, привязал собаку, и пошел к зверю.

Нарушение связи между членами сложного предложения

- Загромождение сложного предложения придаточными: Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного. Лучше: Врачи считаютболезнь настолько серьезной, что приходится опасаться за жизнь больного.

- Разнотипность частей сложного предложения: В докладе выдвинуто два положения: 1) все большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) роль в этой работе широких слоев интеллигенции. Правильно:В докладе выдвинуто два положения: 1) все большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) большую роль в этой работе играют широкие слои интеллигенции (или: необходимо вовлечь в эту работу широкие слои интеллигенции).

- Смешение конструкций главного и придаточного предложений: Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе о Ленском. Правильно: Последнее, на чем я остановлюсь, это вопрос о Ленском.

- Неправильное совмещение конструкций простого и сложного предложений: Пьеса разоблачает «темное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. Правильно: Пьеса разоблачает «темное царство», показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.

- Неправильное объединение причастного оборота и придаточного определительного предложения: На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал. Правильно: На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.

- Отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаем о Чацком, выросшем в этом доме, который (дом или Чацкий?) сейчас где-то путешествует. Правильно: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаем о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует.

- Неоправданное повторение одинаковых союзов: Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему. Лучше: Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.

- Неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов: Он считал, что будто мы его неправильно поняли. Лучше: Он считал, что мы его неправильно поняли. или Он считал, будто мы его неправильно поняли.

- Неверное употребление союзов и союзных слов: Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение. Правильно: Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение.

- Смешение прямой и косвенной речи: Корчагин твердо заявляет, что к буденовцам я обязательно перейду. Правильно: Корчагин твердо заявляет, что к буденовцам он обязательно перейдет. или Корчагин твердо заявляет: «К буденовцам я обязательно перейду».

Предыдущая страница Следующая страница
В начало справочника