Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Стилистический энциклопедический словарь
СТИЛЯ МОДЕЛЬ ТРАДИЦИОННАЯ

В начало словаря

По первой букве
А В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

СТИЛЯ МОДЕЛЬ ТРАДИЦИОННАЯ

СТИЛЯ МОДЕЛЬ ТРАДИЦИОННАЯ - представляет характеристику стиля речи (произведения) и стилистических средств языка по традиционной схеме-триаде: высокий стиль - средний - низкий, иначе: + 0 - (см. Трех стилей теория), т.е. повышение (к торжественному, риторическому) тона речи и соответствующих по стилистической окраске языковых средств или, напротив, понижение (к фамильярной, повседневно-разговорной) от "исходной" нейтральной речи (и соответствующих языковых единиц), которая берется за "среднюю норму". Такая модель обеспечивается богатой синонимикой рус. языка, в том числе стилистической; напр.: провозгласить - сказать - буркнуть; очи - глаза - гляделки; вкушать - есть - шамать; взирать - смотреть - глазеть; и т.д. Указанная модель стиля восходит прежде всего к теории трех штилей М.В. Ломоносова (в свою очередь восходящей к античности), которая хотя и утратила свою значимость в лит. языке к началу XIX в., однако осталась в языковом сознании вплоть до современности (см. Ахманова, 1957). Так, сохраняется и само представление о тройной стилевой соотносительности стилевых окрасок языковых средств, и представление о высоком или низком стиле речи. Вместе с тем следует учесть, что если в ломоносовский период названные стили имели (относительно) системный характер, то с конца XVIII в. эта системность разрушается. В совр. рус. лит. языке нет высокого, среднего и низкого стилей как самостоятельных, более или менее строго очерченных систем средств, тем более в их связях с жанрами литературы. Особенно требует оговорок так называемый средний стиль (и ранее недостаточно четко очерченный). Под ним понимаются нейтральные, т.е. без стилистической, экспрессивной и других окрасок языковые средства, иначе говоря, неокрашенные, без коннотаций (см. Нейтральный стиль, нейтральность). Обычно это общеупотребительные языковые единицы. Однако если учесть функционально-стилистические окраски (маркеры функц. стилей), а также то, что почти любая языковая единица может потерять в контексте свою "нейтральность", то собственно нейтральных средств в языке немного. Тем самым термин "нейтральный" ("средний" стиль) весьма условен даже в отношении к системе (строю) языка (и его средствам), но он становится еще более условным по отношению к речи, к аспекту употребления языка (К. Гаузенблас).

Для современной речи (кроме случаев стилизации) не свойственна одностилевая ее окраска, тем более в увязке с определенным жанром речи. В связи с тенденциями к демократизации языка грани между средним и низким стилями стерлись даже в речи интеллигенции (см. в особенности газетно-публиц. стиль, парламентскую речь и др.). Использование же средств "высокого стиля" обычно оговаривается автором (использованием оборотов: говоря высоким слогом, выражаясь высоким штилем и т.п.). Довольно широко "высокая" лексика и фразеология используется в ироническом плане как средство создания юмора и сатиры, при пародировании (обычно при столкновении разностильных единиц - М.Е. Салтыков-Щедрин, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров и др.), но также и в своей основной функции - придания высказыванию торжественности, приподнятости (напр. в передовицах газет советского периода, в некоторых жанрах, таких, как торжественная юбилейная речь). Большей же частью это своего рода инкрустации в тексте. Примером высокого стиля (см.) и использования высокой лексики в поэтической речи может служить стихотворение А.С. Пушкина "Пророк", демонстрирующее, кстати, что эта лексика по своему происхождению является церковнославянской и книжной (Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился; / Перстами легкими как сон / Моих зениц коснулся он… / И он к устам моим приник, / И вырвал грешный мой язык, / И празднословный и лукавый, / И жало мудрыя змеи / В уста замершие мои / Вложил десницею кровавой…).

Лит.: Ефимов А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина, Изд-во МГУ, 1953; Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. - М., 1957; Балли Ш. Французская стилистика. - М., 1961; Панов М.В. О развитии русского языка в советском обществе. - ВЯ. - 1962. - №3; Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.- 3-е изд. - М., 1965; Гаузенблас К. Существует ли "нейтральный стиль"? // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. - Пермь, 1986; Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения. - М., 1988; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993; Hausenblas K., Vysoký - střední - nízký styl a diferenciace stylů dnes // "Slovo a slovesnost", t. 34, 1973.

М.Н. Кожина

В начало словаря

© 2000- NIV