Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Стилистический энциклопедический словарь
АВТОРСКАЯ РЕЧЬ

В начало словаря

По первой букве
А В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

АВТОРСКАЯ РЕЧЬ

АВТОРСКАЯ РЕЧЬ - внутритекстовое воплощение автора (образа автора), ответственного за сказанное им. Последнее важно, поскольку, например, "в устном коллективном народном творчестве (фольклоре) категория автора лишена статуса персональной ответственности за поэтическое высказывание. Место автора текста заступает там исполнитель текста - певец, сказитель, рассказчик и т.п." (Прозоров В.В., 1999, с. 12).

Термин А. р. применим прежде всего к худож. речи, поскольку именно в худож. тексте мы встречаем множество "точек зрения" (Б. Успенский), "чужую речь" (см.) как речь персонажей или кого-либо, отличного от самого автора текста. В художественном тексте автор может быть представлен как собственно автор, автор-повествователь, лирический герой, лирическое "я" и герой ролевой лирики (см. об этом: Корман Б.О., 1982).

Речь идет о субъективной структуре текста. "Если представить себе субъективную сторону (текста) как некую целостность, двумя полосами которой являются авторский и "геройный" планы, то ближе к авторскому будут располагаться автор-повествователь и "собственно автор", ближе к геройному (почти совпадая с ним) - герой ролевой лирики; промежуточное положение займут лирическое "я" и лирический герой" (Бройтман С.Н., 1999, с. 144).

Все разнообразные формы присутствия автора в тексте зависят от родовой и жанровой принадлежности текста (произведения).

Как отмечают исследователи, более всего автор проявляется в рамочных компонентах текста (заглавии, эпиграфе, начале и концовке текста, псевдониме), а также в метатексте, составляющем целое с основным текстом и включающем посвящения, авторские примечания и ремарки, предисловия, послесловия, отступления и под.

Повествование (эпическое или же лирическое) всегда ведется от чьего-то лица; в нем прямо или косвенно присутствует повествователь - посредник между изображаемым в тексте (содержанием) и слушателем/ читателем. В А. р. повествование ведется объективно от автора; автор сообщает все от своего лица.

Участие автора сказывается в употреблении эгоцентрических слов (иногда, напр., Е.В. Падучева, их называют "дейктическими словами"): местоимений (я, ты, этот), наречий (здесь, сейчас, тут, там), частиц (вон, тот), а также показателей субъективной модальности (по В.В. Виноградову) - вводных слов, высказываний, модальных слов и др., которые подразумевают говорящего.

А. р. обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего.

Лит.: Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. - Ижевск, 1982; Падучева Е.Р. Говорящий как наблюдатель. Об одной возможности применения лингвистики в поэтике, "Изв. РАН. Сер. Л и Я". - 1993. - №30 - Т. 52; Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. - М., 1999; Нечаева О.А. Речь автора-наблюдателя в художественном тексте // Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. - Улан-Удэ, 1999; Прозоров В.В. Автор // Введение в литературоведение. - М., 1999; Эр. Хан-Пира. О творческом характере авторских ремарок Ф.М. Достоевского. - Рус. речь. - 1999. - №1.

О.Н. Емельянова

В начало словаря