Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "К"
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КАТЕГОРИЧНОСТЬ / НЕКАТЕГОРИЧНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ - см. Стилевые черты. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КАТЕГОРИЯ ОБРАЗ АВТОРА - см. Образ автора. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КАТЕГОРИЯ ТЕКСТА - см. Текстовая категория. |
КАЧЕСТВА РЕЧИ - см. Коммуникативные качества речи. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КОЛЬЦЕВЫЕ СТРОФЫ - особый структурный тип прозаических строф, зачин и концовка которых полностью или частично лексически совпадают (образуют кольцо). Нередко повторяется и синтаксическая форма предложений, начинающих и завершающих строфу. Кольцевое обрамление подчеркивает цельность и завершенность строфы, ее монолитность. Однако это средство экспрессивно, эмоционально окрашено, характеризует в основном речь приподнятую, подчеркнуто выразительную и не является широко распространенным. Внутренне строение К. с. обычно: предложения связаны между собой цепными или параллельными связями, нередко они имеют смешанный состав (цепные и параллельные связи). Напр.: "Я пересек Сибирь по диагонали от полюса холода на отдаленной Индигирке до раскаленных степей у подножия Алтая. С извилинами пути - пять тысяч километров. <…> Я пересек всю Сибирь, и она из-за купола земли все вставала и вставала мне навстречу - волнами гор в лохматой тайге, серебряными саблями рек, дымами новых городов" (Н. Михайлов). Г.Я. Солганик |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИНЦИП ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ (доминанта функц. стиля) - свойственный тому или другому функц. стилю ведущий принцип отбора языковых средств и их текстовой организации, обусловленный базовыми экстралингвистическими стилеобразующими факторами (см.) и тем самым создающий специфику функц. стиля. К. п. определяет и характерные для данного функц. стиля основные стилевые черты. К. п. может быть простым ("одномерным") и сложным, объединяющим два и более взаимосвязанных способа отбора и сочетания языковых средств как двуединство, и отсюда - ряд основных стилевых черт (см.). Так, К. п. науч. стиля, формирующий его специфику, представляет собою единство отвлеченно-обобщенности и подчеркнутой логичности (как текстовую реализацию процесса познания и доказательства истины посредством понятийно-логической формы мышления). К. п. газетно-публиц. стиля, по В.Г. Костомарову, - это соединение экспрессии и стандарта как выражение двух основных функций газетной публицистики: информативной и воздействующей, осложненных условиями создания газетных текстов. К. п. оф.-дел. стиля - регулятивный, поскольку основная функция права - регулирование правовых отношений в обществе (государстве) на основе выражения воли государства (государственных институтов, народа). Отсюда (более приближенно к лингвистической терминологии) его можно назвать предписующе-долженствующим в сочетании с точностью, не допускающей инотолкования. К. п. худож. функц. стиля - реализация эстетической функции посредством худож.-образной речевой конкретизации (см.), т.е. принцип отбора и организации языковых средств, обусловленный образным мышлением, текстовое воплощение и передача идейного содержания и интенций автора худож. произведения через "слово-образ" ("перевод" - в контексте - слова-понятия в слово-образ в широком смысле). Понятие К. п. (и сам термин) введено в научный обиход функц. стилистики В.Г. Костомаровым в конце 60-х-нач. 70-х гг. (на основе определения понятия "стиль" В.В. Виноградовым и ряда исследований по функц. стилистике того времени). Лит.: Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь, 1966; Ее же: Стилистика русского языка. - 3-е изд. - М., 1993; Костомаров В.Г. Тезисы возможной концепции функциональных стилей // Из опыта преподавания русского языка нерусским. Вып. 5. - М., 1970; Его же: Русский язык на газетной полосе. - М., 1971; Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы. - М., 1973; Лариохина Н.М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи. - М., 1979; Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка / Под редакцией О. Б. Сиротининой. Лексика. - Саратов, 1983; Грамматика. - Саратов,1992; Матвеева Т.В. К изучению функциональной стилистики в средней школе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 5. - Красноярск; Ачинск, 1997. М.Н. Кожина |
КОНТИНУАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА - в лингвистике текста грамматическая категория, связанная с понятиями времени и пространства; определенная последовательность фактов, событий, развертывающихся во времени и пространстве, причем развертывание событий осуществляется не одинаково в разных типах текстов. В худож. тексте континуум как текстовая категория, проявляющаяся в разных формах течения времени, пространства, событий, представляет собой особое худож. осмысление категорий времени и пространства объективной действительности, условную хронологическую последовательность событий, вступающую в противоречие с реальным течением времени; поскольку континуум худож. текста обычно основан на нарушении реальной последовательности событий, он предоставляет читателю возможность творчески воспринимать текст: домысливать некоторые факты, устанавливать причинно-следственные и определительные отношения между "разорванными" действиями и связывать их между собой, восстанавливая их непрерывность. Временная и пространственная континуальность текста (по И.Р. Гальперину, континуум) вызывает у читателя ощущение движения. Континуум в худож. произведении непрерывен и дискретен; когда он непрерывен, то передает действие, деятельность; когда он дискретен, то выражает состояние или качество. Читатель воспринимает время и движение независимо от того, представлены они в непрерывном или дискретном виде. Лит.: Сапаров М.А. Об организации пространственно-временно́го континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., 1974; Чернухина И.Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста: факторы текстообразования. - Воронеж, 1977; Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. - М., 1979; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981; Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. - Свердловск, 1990. М.П. Котюрова |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КРАСНОРЕЧИЕ - см. Риторика; Судебное красноречие. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |