Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin.niv.ru)

Стилистический энциклопедический словарь
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

КАНЦЕЛЯРИЗМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИЧНОСТЬ / НЕКАТЕГОРИЧНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ

КАТЕГОРИЧНОСТЬ / НЕКАТЕГОРИЧНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ - см. Стилевые черты.

КАТЕГОРИЯ АКЦЕНТНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИЯ ГИПОТЕТИЧНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИЯ ДИАЛОГИЧНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИЯ ОБРАЗ АВТОРА

КАТЕГОРИЯ ОБРАЗ АВТОРА - см. Образ автора.

КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИЯ ТЕКСТА

КАТЕГОРИЯ ТЕКСТА - см. Текстовая категория.

КАЧЕСТВА РЕЧИ

КАЧЕСТВА РЕЧИ - см. Коммуникативные качества речи.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ВНУТРЕННЯЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЬЦЕВЫЕ СТРОФЫ

КОЛЬЦЕВЫЕ СТРОФЫ - особый структурный тип прозаических строф, зачин и концовка которых полностью или частично лексически совпадают (образуют кольцо). Нередко повторяется и синтаксическая форма предложений, начинающих и завершающих строфу. Кольцевое обрамление подчеркивает цельность и завершенность строфы, ее монолитность. Однако это средство экспрессивно, эмоционально окрашено, характеризует в основном речь приподнятую, подчеркнуто выразительную и не является широко распространенным.

Внутренне строение К. с. обычно: предложения связаны между собой цепными или параллельными связями, нередко они имеют смешанный состав (цепные и параллельные связи). Напр.: "Я пересек Сибирь по диагонали от полюса холода на отдаленной Индигирке до раскаленных степей у подножия Алтая. С извилинами пути - пять тысяч километров. <…> Я пересек всю Сибирь, и она из-за купола земли все вставала и вставала мне навстречу - волнами гор в лохматой тайге, серебряными саблями рек, дымами новых городов" (Н. Михайлов).

Г.Я. Солганик

КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК, К-БЛОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТАТАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИНЦИП ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИНЦИП ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ (доминанта функц. стиля) - свойственный тому или другому функц. стилю ведущий принцип отбора языковых средств и их текстовой организации, обусловленный базовыми экстралингвистическими стилеобразующими факторами (см.) и тем самым создающий специфику функц. стиля. К. п. определяет и характерные для данного функц. стиля основные стилевые черты. К. п. может быть простым ("одномерным") и сложным, объединяющим два и более взаимосвязанных способа отбора и сочетания языковых средств как двуединство, и отсюда - ряд основных стилевых черт (см.). Так, К. п. науч. стиля, формирующий его специфику, представляет собою единство отвлеченно-обобщенности и подчеркнутой логичности (как текстовую реализацию процесса познания и доказательства истины посредством понятийно-логической формы мышления). К. п. газетно-публиц. стиля, по В.Г. Костомарову, - это соединение экспрессии и стандарта как выражение двух основных функций газетной публицистики: информативной и воздействующей, осложненных условиями создания газетных текстов. К. п. оф.-дел. стиля - регулятивный, поскольку основная функция права - регулирование правовых отношений в обществе (государстве) на основе выражения воли государства (государственных институтов, народа). Отсюда (более приближенно к лингвистической терминологии) его можно назвать предписующе-долженствующим в сочетании с точностью, не допускающей инотолкования. К. п. худож. функц. стиля - реализация эстетической функции посредством худож.-образной речевой конкретизации (см.), т.е. принцип отбора и организации языковых средств, обусловленный образным мышлением, текстовое воплощение и передача идейного содержания и интенций автора худож. произведения через "слово-образ" ("перевод" - в контексте - слова-понятия в слово-образ в широком смысле).

Понятие К. п. (и сам термин) введено в научный обиход функц. стилистики В.Г. Костомаровым в конце 60-х-нач. 70-х гг. (на основе определения понятия "стиль" В.В. Виноградовым и ряда исследований по функц. стилистике того времени).

Лит.: Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь, 1966; Ее же: Стилистика русского языка. - 3-е изд. - М., 1993; Костомаров В.Г. Тезисы возможной концепции функциональных стилей // Из опыта преподавания русского языка нерусским. Вып. 5. - М., 1970; Его же: Русский язык на газетной полосе. - М., 1971; Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы. - М., 1973; Лариохина Н.М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи. - М., 1979; Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка / Под редакцией О. Б. Сиротининой. Лексика. - Саратов, 1983; Грамматика. - Саратов,1992; Матвеева Т.В. К изучению функциональной стилистики в средней школе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 5. - Красноярск; Ачинск, 1997.

М.Н. Кожина

КОНТИНУАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА

КОНТИНУАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА - в лингвистике текста грамматическая категория, связанная с понятиями времени и пространства; определенная последовательность фактов, событий, развертывающихся во времени и пространстве, причем развертывание событий осуществляется не одинаково в разных типах текстов. В худож. тексте континуум как текстовая категория, проявляющаяся в разных формах течения времени, пространства, событий, представляет собой особое худож. осмысление категорий времени и пространства объективной действительности, условную хронологическую последовательность событий, вступающую в противоречие с реальным течением времени; поскольку континуум худож. текста обычно основан на нарушении реальной последовательности событий, он предоставляет читателю возможность творчески воспринимать текст: домысливать некоторые факты, устанавливать причинно-следственные и определительные отношения между "разорванными" действиями и связывать их между собой, восстанавливая их непрерывность. Временная и пространственная континуальность текста (по И.Р. Гальперину, континуум) вызывает у читателя ощущение движения. Континуум в худож. произведении непрерывен и дискретен; когда он непрерывен, то передает действие, деятельность; когда он дискретен, то выражает состояние или качество. Читатель воспринимает время и движение независимо от того, представлены они в непрерывном или дискретном виде.

Лит.: Сапаров М.А. Об организации пространственно-временно́го континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., 1974; Чернухина И.Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста: факторы текстообразования. - Воронеж, 1977; Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. - М., 1979; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981; Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. - Свердловск, 1990.

М.П. Котюрова

КОНЦЕПТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАСНОРЕЧИЕ

КРАСНОРЕЧИЕ - см. Риторика; Судебное красноречие.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV