Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

вечные темы в художественной литературе

1) онтологические: хаос и космос, огонь и вода, движение и неподвижность, свет и тьма;

2) антропологические темы: а) духовные начала бытия: причастность - отчужденность, смирение - гордыня, греховность - праведность; б) надэпохальные ситуации: труд, досуг, будни, праздники, частная жизнь, мир, войны, революция, гражданская деятельность; в) сфера инстинктов: половая сфера, стремление к материальным благам, жажда власти; г) мужество, женственность; д) детство, юность; зрелось, старость.

виды моделирования текста

1) интонационно-синтаксическое;

2) ритмическое;

3) логико-смысловое;

4) моделирование ассоциативно-смысловых полей ключевых слов и ассоциативных полей текста;

5) моделирование на основе позиционного анализа и выделения гармонического центра;

6) компьютерное моделирование.

виды пафоса в тексте и их стилевые соответствия

1) пафос сентиментализма (психологизм, экспрессивность, риторичность);

2) пафос романтизма (психологизм, риторичность, условная образность, сложная композиция, стихотворная организация, отказ от сюжетности, отказ от описательности, чаще проявляется в лирике, контраст - ведущий принцип композиции;

3) пафос героического (тяга к сюжетности, жизнеподобие, формы условности, гиперболизация, риторичность художественной речи, отказ от описательности, отказ от психологизма);

4) пафос трагического (сюжетность, психологизм);

5) сатирический пафос (условные формы, описательность, сюжетность, риторичность художественной формы);

6) пафос иронии (разноречие, условность, сложная композиция);

7) пафос инвективы (риторичость, описательность, простая композиция).

виды текстового времени

1) календарное время, отображаемое преимущественно лексическими единицами с семой «время» и датами;

2) событийное время, организованное связью всех предикатов текста (прежде всего глагольных форм);

3) перцептивное время, выражающее позицию повествователя и персонажа. Выделяются также сюжетное время и время фабульное, авторское время и субъективное время персонажей, время бытовое и историческое, время личное и социальное [Николина 2003].

виды текстовой деятельности

1) текстообразующая;

2) текстовоспринимающая;

3) интерпретационная.

виды художественного времени

1) реальное объективное;

2) циклическое;

3) субъективное;

4) ирреальное время [Папина А.Ф.]. И.Я. Чернухина выделяет: конкретное, абстрактное, обобщенное, поэтически трансформированное.

виды эмоциональной тональности текста

минорная, мажорная, патетическая, лирическая.

время диктумное

Объективное время в художественном тексте. Относительно адекватно отраженное в тексте реальное время, когда события, описанные в тексте, ставятся в связь с реальными моментами, периодами, процессами в жизни личности.

время модусное

Субъективное время в художественном произведении. Связано с индивидуальным осмыслением модели объективного времени.

время реальное в отличие от художественного

Разграничивается со времен А.А. Потебни. Реальное время отличается одномерностью, непрерывностью, необратимостью, упорядоченностью [Н.А. Николина 2003]. Для художественного времени характерны многомерность, обратимость, прерывистость, дискретность. Упорядоченность определяется эстетическим замыслом автора и подчинена избранной автором стратегии текстового развертывания. Художественное время - это единство конечного и бесконечного, частного и общего [Тураева 1979]. Художественное время носит системный характер [Н.А. Николина].

время художественное ирреальное

Включает ряд типов:

1) астральное;

2) инфернальное;

3) волшебное;

4) мифологическое;

5) сказочное время;

6) фантастическое;

7) фантасмагорическое;

8) время Зазеркалья.

время художественное реальное

Время, в большей степени соотнесенное с миром действительности. Обычно оно проспективно, хронологически последовательно [Папина 2002].

выявление художественного смысла текста с опорой на лексическую структуру произведения

1) поэтапный анализ лексической структуры образов, их соотнесенности и обобщения с выходом на идейный уровень текста;

2) изучение вербально выраженных в тексте ассоциативно-смысловых полей концептов и их сопряжения и обобщения;

3) исследование ассоциативных связей ключевых слов и их соотнесенности с образным строем в структуре текста;

4) рассмотрение лексической макроструктуры текста, отражающей его последовательное смысловое развертывание на основе отношений дополнения, усиления, контраста;

5) выявление регулятивных структур разного типа (слов-названий, индивидуально-авторских образных средств, стилистических приемов и типов выдвижения в рамках целого текста).

Предыдущая страница Следующая страница