Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

жанр

Объективный экстралингвистический фактор текстообразования. Жанроцентрическое направление актуально в современной коммуникативной лингвистике и сфере обучения [См.: Т.В. Шмелева, Т.В. Матвеева, М.Ф. Федосюк, В.Е. Гольдин, В.А. Салимовский, Л. Р. Дускаева и др.]. М.М. Бахтин определял жанры как «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» [Бахтин 1986: 255]. Границы жанра в данном случае связываются со сменой субъектов речи и смысловой законченностью. М.Ю. Федосюк считает, что «речевые жанры - это устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы не высказываний, а текстов». [Федосюк 1997: 104].

Среди жанров выделяют:

1) сообщение, приветствие, просьбу;

2) спор, беседу и т.п.;

3) рассказ, поэму, роман и др.

Называют жанры, ориентированные:

1) на гармоничное общение (комплимент, похвала, соболезнование и др.);

2) жанры, направленные на осложнение речевого контакта участников коммуникации (выговор, порицание, замечание и т.п.).

М.Ю. Федосюк дифференцирует:

1) жанры высказываний

2) жанры текстов.

М.М. Бахтин различал:

1) простые (первичные) жанры, характерные для непосредственного общения;

2) сложные (вторичные), выделяющиеся в рамках художественного, научного и других форм «культурного общения».

М.Ю. Федосюк выделил:

1) простые (элементарные) жанры (сообщение, похвала, приветствие и др.);

2) сложные (комплексные, состоящие из компонентов, каждый из которых является текстом определенного жанра: а) монологические (утешение, убеждение, уговоры); б) диалогические (дискуссия, спор, ссора).

Т.В. Шмелева дифференцирует жанры по цели:

1) информативные речевые жанры: сообщение, подтверждение, сомнение и др.;

2) оценочные: похвала, упрек, выговор и т.п.;

3) перформативные, связанные с ритуалами: приветствие, представление, знакомство и т.п.;

4) императивные, призванные содействовать осуществлению событий: просьба, совет, инструкция, приказ и др. В.А. Салимовский выделяет жанры академических текстов на функционально-стилистической основе. У него жанры речи выступают как «культурные формы (модели, образцы), в соответствии с которыми в текстах объективируются социально необходимые виды духовной деятельности» [Салимовский 2002: 204]. Он описывает жанровые формы как актуализацию «типового авторского замысла, соответствующего определенной социокультурной целеустановке, посредством некоторой системы коммуникативно-познавательных действий» [Там же: 204]. Л.Р. Дускаева классифицирует газетные речевые жанры на основе типовых целеустановок, рассматривая монологические, диалогические и макродиалогические типы текста.

За основу классификации Л.Р. Дускаева берет целеустановку диалога автора и читателя, выделяя:

1) информирующие жанры, направленные на отражение действительности: жанровые модели «Ход события», «Пространство действий», «Причины события», «Событие и его последствия»;

2) оценочные жанры: «Оценка и прогноз общественных изменений», «Оценка последовательности и причин социальных действий, ведущих к изменениям»;

3) побудительные жанры, включающие жанровые модели: «Определение целей и задач общественной деятельности», «Побуждение к выбору варианта решения общественной проблемы» и др. Сегодня один из самых распространенных жанров - это жанр рекламы, предполагающий прагматический характер текста, основная функция которого - воздействие на адресата и прямое или косвенное побуждение к определенным действиям.

жанрово-стилистические текстовые нормы

Ориентация текстовой деятельности носителей языка на соответствие создаваемого текста законам определенных жанров и стилей с учетом лингвистических и экстралингвистических жанрообразующих и стилеобразующих факторов, средств, стилевых черт. Ж.-с.т.н. обусловлены каналом связи автора и адресата. Опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности коммуникантов; связаны с коммуникативными качествами речи - уместностью и коммуникативной целесообразностью, формируют системные качества текста: интегративность, структурность, регулятивность, а также цельность текста и его смысловую завершенность.

Предыдущая страница Следующая страница