Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

эксперимент как метод исследования текста

Научно поставленный опыт, позволяющий проанализировать функционирование языкового явления в точно учитываемых условиях.

Выделяются два вида эксперимента:

1) эксперимент, ориентированный на языковую компетенцию одного лица (обычно исследователя: например, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба проводили эксперимент, заключающийся в «искусственном придумывании стилистических вариантов к тексту);

2) обращение к множеству лиц - носителей данного языка.

Среди психолингвистических экспериментов выделяются следующие виды:

1) ассоциативные эксперименты (свободные, предполагающие фиксацию свободных ассоциаций информантов при восприятии определенной языковой единицы, направленные);

2) что значит х в контексте?

3) эксперименты на членение текста в соответствии с исследовательской задачей;

4) эксперимент по количественной оценке связанности словесных пар;

5) эксперимент на группировку слов;

6) эксперименты на соответствие/несоответствие слова контексту и т.п.

Выделяются ассоциативные эксперименты, основанные на показаниях языкового сознания информантов:

1) ассоциативный эксперимент, в ходе которого информантам предлагается зафиксировать ассоциации, возникшие в сознании после знакомства с текстом небольшого объема. Цель - последующая систематизация реакций и моделирование ассоциативного поля художественного текста;

2) эксперимент на определение границ текстовых единиц прагматического и смыслового уровней - прагмем и информем. Первый эксперимент можно нацелить на определение объема и границ прагмем-регулятивов, соотносящихся в читательском сознании с определенной волевой задачей автора, его микроцелью, отражающей эмоциональное воздействие на адресата.

эксперимент на восприятие разных аспектов текста

Н.С. Болотновой разработана серия экспериментов:

1) эксперимент на восприятие имени автора и его роли в познавательной деятельности читателя;

2) эксперимент на восприятие заглавия читателями;

3) эксперимент на восприятие предметно-логического и тематического уровней текста;

4) эксперимент на восприятие сюжетно-композиционного уровня текста;

5) эксперимент на восприятие эмоциональной тональности художественного текста;

6) эксперимент на восприятие идейного уровня текста.

экстралингвистические факторы стилеобразования

сфера общения; ситуация; тип мышления; функция; цели.

элементы, отраженные в высказывании

1) субъекты и объекты;

2) их свойства;

3) статус и функции;

4) действия;

5) процессы;

6) состояния;

7) отношения;

8) пространственно-временной континуум.

В.Г. Гак выделяет:

1) объекты-субстанции;

2) координацию их состояний;

3) отношения между ними;

4) временную и пространственную координацию.

элокуция

Этап риторического канона, нацеленный на осуществление отбора средств для того, чтобы лучше сказать или построить свою речь.

Предыдущая страница Следующая страница