Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Е"
По библейскому мифу, Ева - первая женщина, сотворенная богом. Из любопытства она вкусила плод запретного древа, за что была изгнана из рая (Бытие 3, 20). Имя ее стало синонимом любопытной женщины.
|
Выражение это, употребляется в значении: тяжелый, изнурительный труд, возникло из библейского рассказа о тяжелых работах, которые выполняли евреи, находясь в египетском плену (Исход, 1, 11, 13-14).
|
В 4-й главе рассказа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Убежище Монрепо" (1879) купец-кулак Разуваев, глубоко убежденный в мужицкой изворотливости, говорит: "Народ нынче очень уж оплошал, так, значит, только случая упускать не следует". На вопрос, если "народ оплошал, да еще вы случаев упускать не будете - ведь этак, чего доброго, и вовсе оплошает, откуда вы тогда барыши-то свои выбирать надеетесь?", Разуваев отвечает: "Ах, вашескородие! ён доста-а-нет!"
|
Существуют различные объяснения этого происхождения. Пологают, например, что оно восходит к одному из анекдотических рассказов, связанных с Ходжой Насреддином, любимым героем ближневосточного фольклора, Однажды, когда он выдавал себя за святого, его спросили, каким чудом он может это доказать. Насреддин ответил, что он велит пальмовому дереву приблизиться к нему и оно послушается. Когда чудо не удалось, Насреддин направился к дереву со словами: "Пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, я иду к ней". Рассказ этот находится в арабском сборнике, относимом предположительно к 1631 г. Другой рассказ находится в записках известного путешественника Марко Поло (1254-1324), первое издание которых на латинском языке вышло без обозначения места и года; предположительно: Венеция или Рим, 1484. Марко Поло рассказывает, что некий багдадский сапожник взялся доказать халифу Аль-Муетасиму преимущества христианской веры и якобы сотворил чудо: гора по его зову двинулась в его сторону. Один из исследователей полагает, что европейский вариант этой восточной легенды заменил пальмовое дерево горой в силу христианской традиции, утверждающей, что вера горами двигает (Первое послание апостола Павла к коринфянам,13,2). Наконец, уже в 1597 г. английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в своих "Нравственных и политических очерках", в очерке "О смелости" рассказывает, что Магомет обещал народу силою сдвинуть гору и, когда ему это не удалось, сказал: "Что ж! так как гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к ней".
|
Это выражение, часто цитируется и в латинской форме: "Si vis pacem, para bellum", принадлежит римскому историку Корнелию Непоту (94-24 гг. до н.э.) и находится в жизнеописании фиванского полководца IV в. до н.э. Эпаминонда. Схожая формула: "Qui desiderat pacem, praeparet bellum (Кто желает мира, готовит войну)", встречается у римского военного писателя IV в. н.э. Флавия Вегеция ("Epitome institutorum rei militaris", 3, Prolog).
|
Выражение Ч. Дарвина, определяющее существенный принцип его учения, изложенный в труде "О происхождении видов путем естественного отбора" (1859). Теория естественного отбора излагается в 4-й главе книги.
|
Цитата из повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (1842), - А что, паны? - сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки? - Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила; еще не гнутся козаки!
|
Цитата из трагедии Шекспира "Гамлет", д. 1, сц. 5, слова Гамлета. В переводе М. Вронченко (1828): Есть многое в природе, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам.
|
Цитата из комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (1824), д. 4, явл. 4. Чацкий, прерывая вранье Репетилова, говорит ему: Послушай, ври, да знай же меру; Есть от чего в отчаянье прийти.
|
Афоризм этот, принадлежащий Сократу (469-399 гг. до н.э.), часто цитировался писателями древности (Квинтилиан, Авл Геллий, Диоген Лаэртский и др.) и передан Плутархом в его сочинении "Как молодой человек должен читать поэтов".
|
Цитата из трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов", сцена "Ночь. Келья в Чудовом монастыре", монолог Пимена (1827). Употребляется в значении: последнее замечание, последнее слово.
|