Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Р"
в риторике: применение в речи синтаксических конструкций, примерно равных по объему и степени сложности. |
в риторике: разновидность вывода, содержащего основную аргументацию будущего выступления и побуждение к дальнейшему обсуждению проблемы. |
в риторике: 1) фигура выделения, основанная на развертывании родового понятия в ряд видовых; 2) состав предмета и последовательность изложения, позволяющие охватить содержание высказывания или его части; существуют два вида разделения: а) разделение понятия и б) разделение предмета речи. |
в риторике: логическая операция, в основе которой лежат объем понятия и его содержание; Р.п. основывается на избираемом признаке, в связи с чем, классификация имеет относительный характер; Р.п. должно быть: 1) исчерпывающим, т.е. содержать необходимый состав частей; 2) минимальным, т.е. не содержать лишних членов; 3) различенным, т.е. не содержать повторов равнозначных элементов; 4) непрерывным, т.е. не содержать пропусков в отношениях «род/вид» и «часть/целое»; 5) последовательным - порядок перечисления должен соответствовать порядку изложения; 6) умеренным, т.е. содержать не более пяти-семи элементов, такое их число, которое может быть охвачено сразу и удерживаться в памяти |
в риторике: вид не перечисления, исходящий из целесообразности и порядка изложения, основанный на конкретном содержании высказывания; Р.п. отражает в формулировках основное содержание делимого материала; элементы деления желательно повторять в ходе изложения. |
в риторике: фигура выделения, состоящая в последовательном противопоставлении слов, которые, получая синонимические и антонимические значения, образуют смысловые |
в риторике: один из топов опровержения, показывающий несостоятельность оппонента и побуждающий аудиторию к разрыву с ним; риторика не рекомендует прибегать к разоблачениям, поскольку разоблачение приводит к разрушению общественных связей. |
в риторике: создание высказывания на уровне композиции. |
в риторике: столкновение пропозиции с предметом речи, реальностью, которая предстает как принудительная сила обстоятельств; позиция ритора при Р.п. приводится в соответствие с требованиями реальности. |
в риторике: высокий, простой и умеренный. |
(< лат. reducere приводить обратно, возвращать; отодвигать назад; приводить в известное состояние) Менее отчетливое произношение, которое может приводить к снятию противопоставлений между фонемами в определенном положении. Так, в современном русском языке наблюдается редукция безударных гласных; головá [гълαвá], городá [гърαда́́]. Редукция бывает: 1) количественной (безударные гласные теряют в долготе и силе, сохраняя свой тембр: в украинском языке звуки [а], [о], [е] в безударной позиции сохраняют свои качественные характеристики - [зоУзýл'а]); 2) качественной (изменяется долгота, сила, тембр гласного звука: например, гласные [о], [а], [ú] в русском языке - королú [кърαли]; 3)в риторике: сведение значения одних слов к значениям других. |
(лат. повторение) 1) (устар.) сжатое повторение ранее сказанного; 2) в риторике: формулирование ритором в завершении речи целого, с точки зрения приросшего смысла; Р. применяется в такой ситуации, когда высказывание содержательно сложно и пространно и аудитория не в состоянии охватить замысел; простая рекапитуляция представляет собой краткий повтор тезы или предложения. |
в риторике: простейший вид повтора, подхват слова в сочинительной конструкции, которая развертывается как поясняющий оборот. |
(др.-греч. ρητωρ) 1) Оратор в Др. Греции, Риме, с III в. до н.э. преподаватель риторики или ученик риторической школы; преподаватель риторики в западноевропейских странах, а также в Российской империи; 2) опытный, умелый оратор, умеющий красиво произносить содержательные речи; 3) в связи с развитием в слове энантиосемии появилось прямо противоположное значение слова «ритор», отражающее негативное отношение к деятельности ритора: Р. - оратор, умеющий красиво говорить, преподнося слушателям бессодержательные речи, умелый болтун, усыпляющий бдительность своих слушателей; 4) человек, создающий влиятельные публичные высказывания. |
(др.-греч. ρητώρίκη) 1) Теория и искусство красноречия; 2) наука, исследующая приемы выразительной; стилистически дифференцированной речи, методы и приемы дискутивно-полемической речи; 3) под влиянием энантиосемии развилось значение слова Р., включающее негативную оценку: Р. - красивая, напыщенная, малосодержательная речь; 4) По Волкову А.А.: филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову; сфера действия Р. - прозаическая речь или публичная аргументация. «Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течение долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики»; сегодня риторика как филологическая дисциплина стоит в ряду лингвистики, стилистики, текстологии, теории и истории художественной литературы, фольклористики и занимает в системе филологических дисциплин место, оправданное исторически и методологически; Р. сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи, на речевой технике аргументации и методе построения целесообразного высказывания; Р. обобщает опыт общественно-языковой практики, изучая специфический для каждой культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений; общая Р. изучает принципы построения целесообразной речи; частная Р. изучает конкретные виды речи; современная русская техника аргументации имеет глубокие исторические корни: она восходит к византийской античной культуре публичной речи и восприняла методы и формы аргументации западноевропейских обществ; 5) Р. - учебная дисциплина, предполагающая специальное и литературное образование ритора; общественные задачи Р. состоят: а) в воспитании ритора; б) создании норм публичной аргументации, обеспечивающих обсуждение значимых для общества проблем; в) организации речевых отношений в области управления, образования, хозяйственной деятельности, безопасности, правопорядка; г) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности. Наука об искусстве речи, о красноречии, ораторском искусстве. Р. обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Создание публичных высказываний, приводящих к согласию и присоединению аудитории. |
Частный пафос, направление общего пафоса на положительную или отрицательную ценность; напр.: патриотизм, любовь, мужество, сострадание, познание, вера. |
Поведение ритора, основанное на правовых, нравственных, моральных и технических нормах речи. |
(< риторика) Относящийся к риторике; Р. вопрос - это ораторский прием, ориентированный на экспрессивное утверждение или отрицание; напр., «Станет ли он заниматься этим?», - «Нет, не станет». |
Завершенная словесно оформленная мысль, оцениваемая аудиторией как истинная, правильная, уместная, приемлемая. |
Экспрессивное утверждение или отрицание; используется в научно-популярном, публицистическом, художественном стилях. |
включает следующие этапы: 1) инвенцию (изобретение того, что надо сказать); 2) диспозицию (расположение элементов); 3) элокуцию (отбор средств для того, чтобы лучше это сделать, как сказать); 4) меморию (запоминание); 5) акцию (представление сообщения). |
образуется отношением ритора, предмета речи и пропозиций - решения, которое ритор предлагает аудитории; разновидности Р.п.: сентиментальный, героико-романтический и натуралистический (реалистический) пафос. |
Качества ритора, которые дают аудитории возможность доверять ему, и наоборот: свойства аудитории, побуждающие ритора быть этичным. |
Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях. |
(апостроф) Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса. |
Метод создания высказывания; включает три основные части: начало, середину и конец; в начале речи ритор концентрирует этос, чтобы вызвать доверие аудитории; в середине речи он концентрирует логос; в конце речи применяется пафос, поскольку решение требует волевого усилия. |
в риторике: существует три рода вступлений: 1) обычное; 2) с ораторской предосторожностью; 3) внезапное (ex abrupto) . |
в риторике: категории, обозначающие классы и подклассы; соотношение рода и вида относится к топам определения; родо-видовые отношения позволяют не только отнести подчиненный терм к тому или иному разряду, но и частично идентифицировать или развести термы отношения. |
в риторике: столкновение предмета речи и пропозиции, при котором предмет речи - реальность предстает как поддающаяся изменению, а пропозиция соотносится с идеалом, который может быть реализован усилиями автора и аудитории. |