Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Риторика. Словарь-справочник
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

Память

в риторике: часть риторического построения, свойственная ораторской прозе.

Пафос

(др.-греч. παθος страсть, возбуждение, воодушевление)

в риторике: эмоционально-волевой аспект образа ритора, связанный с замыслом высказывания; ритор ставит проблему, предлагает ее решение и стремится к обоснованию и реализации этого решения.

Перемещение

в риторике: зеркально-симметрический повтор в параллельных конструкциях определяющего и определяемого слов, приводящий к обращению: жить, чтобы есть, есть, чтобы жить.

Печатная речь

в риторике: П.р. позволяет строить объемные высказывания любой сложности, оставаясь главным двигателем культуры и основой профессионального умственного труда; П.р. допускает широкое обсуждение высказываний, их изучение, анализ и частичное воспроизведение; она создает мировоззрение, группирует и оценивает факты и тем самым делает аргументацию основательной и надежной; П.р. предполагает тиражирование исследования и разделение ответственности между автором, издателем и книгопродавцом.

Письменная речь

в риторике: ораторская проза или публицистика, за которыми стоит документ; влияние ритора определяется тем, насколько он овладел документом; П.р. не несет непосредственной эмоции создателя, на зато она влиятельна, может быть использована в узкой и влиятельной аудитории.

Повествование

в риторике: рассказ о событиях в последовательном порядке; П. предполагает рассказчика; П. субъективно, т.к. включает разделенные образы рассказчика и аудитории; П. основано на широком применении глагола, что активизирует такие категории, как время, наклонение, вид, залог; в П. дейксис и модальность лежат в основе выделения аудитории словом и одновременно служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия.

Полицентричность речи

в риторике: наличие во фразе нескольких смысловых центров.

Портрет

в риторике. Разновидность естественного описания: чувственный (зрительный) образ воспроизводит впечатление, соотносит предмет с его видом, но сам предмет описания индивидуализируется использованием символов, которые связывают чувственный образ с волей, разумом, этосом.

Правила сопоставительной оценки

(в риторике). Общие для всех типов аргументации: правило справедливости, правило обратимости и правило транзитивности.

Правило обратимости

в риторике: одно из правил сопоставительной оценки, которое при расширительном его толковании создает ряд сложных аргументативных ситуаций, в которых требуется количественная или качественная сравнительная оценка действия и ответа на него, особую сложность создают превентивные действия и противодействия одного и другого субъекта.

Правило справедливости

в риторике: одно из правил сопоставительной оценки, состоящее в одинаковой оценке категорий, признанных равнозначными.

Правило транзитивности

в риторике: одно из правил сопоставительной оценки, при которой равнозначность действия и противодействия одного лица переносится на третье лицо.

Правильность (чистота) слога

в риторике: следование фонетическим, орфографическим, грамматическим и лексическим нормам русского языка, которые, иногда противореча друг другу, образуют вариант грамматики и лексической системы литературного языка, называемый идиолектом или языком писателя; чистота слога лежит в основании хорошего авторского стиля.

Прагматический аргумент

(Аргумент к пользе)

в риторике: один из совещательных аргументов, нацеленный на выбор средств, так как цель должна быть явной и значимой; схема построения аргумента предполагает совместимость цели и средств, достижение цели при наличии большого количества положительных следствий.

Предложение

(пропозиция, теза)

в риторике: главная мысль высказывания, от которой зависят и с которой согласуются все остальные его части.

Предупреждение

в риторике: намеренное выдвижение ритором контраргумента и ответ на него с целью нахождения возражений, на которые ритор в состоянии ответить.

Прерывность слога

в риторике: включение в речь нескольких смысловых планов, что разрежает смысл и позволяет подавать информацию небольшими порциями; П.с. - свойство прозаической речи в противоположность периодической.

Привходящее

в риторике: один из топов определения, при котором качественная или количественная определенность предмета речи может быть представлена в виде обязательных или постоянных, факультативных или переменных свойств; с помощью П. разводятся существенные и несущественные признаки предметов.

Приоритет

в риторике: категория, которой придается бо́льшая ценность

Производность

в риторике: один из топов определения, связывающий термы при помощи иерархичности, зависимости и необратимости отношения, в результате чего П. отождествляет или противопоставляет термы: «Не бывает на сосне яблок».

Пропозиция

См. Предложение

Противоположное

в риторике: один из топов соположения, при котором термы могут быть противопоставлены по признаку, качеству, количеству, имени, отношению; топ П. широко используется в аргументации; на его основе обычно строятся разделительные аргументы; основные типы противопоставлений: эквиполентные; градуальные; привативные; с логической точки зрения по принципу противопоставляемости выделяются: а) контрарные суждения, которые вместе не могут быть истинными, но могут быть логичными («Все люди разумны» - «Ни один человек не разумен»); б) контрадикторные суждения, которые вместе не могут быть ни истинными, ни ложными («Все люди разумны» - «Некоторые люди не разумны»); в) субконтрарные суждения, которые вместе не могут быть ложными, но могут быть истинными («Некоторые люди разумны» - «Некоторые люди не разумны»); г) единичные суждения, которые вместе не могут быть ни истинными, ни ложными

Публицистика

в риторике: вид словесности, содержащий авторские суждения о практических проблемах, обоснование которых доступно широкой общественности; П. располагает своими особыми приемами публичной аргументации

Предыдущая страница Следующая страница