Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь.
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АБАЕВЕДЕНИЕ

АБАЕВЕДЕНИЕ - система взглядов на содержание и историческое значение творческого, духовного и философского наследия Абая Кунанбаева, великого сына казахского народа и всего человечества. Абай - это целая планета вселенской духовности, гениальное выражение мудрости казахского народа, «его зрячее око, отзывчивое сердце» (Мухтар Ауэзов). Великолепное выражение всего этого, по мнению составителч словаря, мы находим в 17-м слове «Книги слов»: Абай считает, что в при несогласии внутри человека (человечества) между волей, разумом и сердцем, предпочтение надо отдавать сердцу. То есть Любви, Мудрости! Сердце, говорят в народе - не обманет. О духовном наследстве Абая написано много, возникнут еще тысячи томов об онтологической глубине понимания им проблем поэтического творчества, казахской (евразийской) культуры, евразийской философии.

АБ-И-ХАЙАТ

АБ-И-ХАЙАТ (араб.): мистическая вода бессмертия, возвращающая юность и приносящая вечную жизнь, арабский, тюркский аналог алхимического Эликсира. В символическом языке суфиев - совершенное вещество, вырабатываемое в организме верующего благодаря нисхождению Божественной благодати

АБСОЛЮТ

АБСОЛЮТ (лат.-обособленнй, неограниченный): понятие, противоположное термину «относительное», выражающее полное и завершенное совершенство кого-либо или чего-либо, а также первооснову, первоначало всего сущего . Чаще всего свойства абсолюта приписываются Богу, духу, Космической Мудрости, идее, разуму, долгу, воле, интуиции, материи. Абсолютность качеств этих объектов якобы не зависит от их субъективного восприятия человеком. В широком смысле слова абсолют (абсолютное) означает нечто универсальное и не подвергаемое сомнению.

АБСТРАКТНОЕ

АБСТРАКТНОЕ - то, что изолировано и рассматривается отдельно.

АБСТРАКЦИЯ

АБСТРАКЦИЯ (от лат.-отвлечение): одна из главных мыслительных операций, при помощи которой человек познает окружающий мир.  Мысленно он отвлекается от непосредственного чувственного восприятия и выделяет только некоторые его моменты. Эти моменты сохранившейся части восприятия, представления о предмете, используются в ходе дальнейших мыслительных операций. Используя абстракцию, исследователь отвлекается от случайного, неглавного в предмете и выделяет его сущностные характеристики. При помощи абстракций образуются понятия. В понятиях отражаются сущностные характеристики мира. Так, для определения понятия «человек» нужно абстрагироваться от несущественных его признаков (например, от цвета кожи, волос, роста, наличия конечностей, умения разговаривать на различных языках и т. д.). Необходимо выделить сущность человека,  то, что делает человека человеком и отличает от животных - его разум, его духовность.

АБСУРД

АБСУРД (от лат.-фальшиво звучащий): бессмысленный, неразумный, противоречивый. Начиная с 40-х гг. 19 века это понятие активно применяется в эстетике и философии. Например, философия экзистенциализма применяла термин «абсурд» для того, чтобы охарактеризовать положение человека в обществе.

АВАНГАРДИЗМ

АВАНГАРДИЗМ (лат.-передовой отряд): термин, обозначающий художественное явление 20 в., которое объединило различные школы и направления под лозунгом коренного обновления художественной практики. Термин «авангардизм» появился в 1920-х годах и окончательно утвердился после второй мировой войны. Явления авангарда характерны для многих видов искусства - театра, литературы, музыки, но особенно - для изобразительного искусства. Авангардисты отказались от традиционных приемов, характерных для реалистических направлений искусства. Новые течения в изобразительном искусстве (кубизм, супрематизм, абстракционизм и др.) сходились в стремлении освободиться от предметности, фигуративности. Такие художественные средства, как цвет, фактура, композиция, превратились в самоцель.

АВАНТЮРИЗМ

АВАНТЮРИЗМ - способ мышления и поведения, черта деятельности, осуществляемой без учета конкретной обстановки и требований законов природного общественного развития. Чаще всего проистекает из некомпетентности, пренебрежения реалистическими оценками и прогнозами, игнорирования особенностей реальной ситуации, соотношения сил. Здесь волюнтаризм сочетается с преклонением перед стихийностью процессов. В конечном счёте, он ведет к неудачам, кризису, краху.

АВИДЬЯ

АВИДЬЯ (санскр.-отсутствие знания): - важнейшее понятие древней и современной индийской философии, означающее иллюзорные представления повседневного человеческого сознания о действительности; невежество обыденного ума, естественное проявление его принципиального несовершенства. В адвайтаведанте это субъективная сторона майи - объективной мировой иллюзии. Авидья представляет нам мир в виде множественного и дробного, наполненного индивидуальными конечными предметами, в то время как истинным является лишь целостный, единый и бесконечный Брахман - объективный дух,  составляющий сущность бытия. Именно авидья порождает переживание индивидуального «я», которого на самом деле не существует. С «я», в свою очередь, связаны все человеческие привязанности, приносящие страдания, привязанность к собственной жизни, к другим людям и т.д. Авидья затемняет путь к Брахману, однако она не есть проявление неких «злых начал» и может быть устранена с помощью «видьи» - знания. «Видья» открывается человеку на пути самосовершенствования: отказа от иллюзии «я», от контроля над чувствами.

АВТОКРАТИЯ

АВТОКРАТИЯ (греч.-самовластный, самодержавный, имеющий неограниченное право): правление, при котором руководитель государства обладает неограниченной властью. Термин нередко употребляется в современном лексиконе для определения лиц и группировок, стремящихся к безраздельному политическому господству, претендующих на власть. Основанная на личном правлении форма государства называется монархией; наиболее характерна для ранних этапов истории. Как форма государства монархия противостоит демократии и олигархии. В современных политических системах элементы автократии включают в себя практически все диктаторские режимы. Наряду с так называемой чистой автократией (неограниченной индивидуальной властью) существуют автократические тенденции и в республиках президентского типа, в которых решение наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики может сосредоточиваться (особенно в периоды политических кризисов) в руках президента. Автократия - неизбежное следствие эволюции политических систем, основанных на принципе вождизма.

АВТОНОМИЯ

АВТОНОМИЯ (греч.-сам и закон): самоуправление, самостоятельность, понятие, характеризующее разные степени самостоятельности, независимости социальных субъектов (индивидов, групп, общественно-политических организаций) от воли других субъектов. В узком смысле слова (политическая автономия) означает независимость государственных и социальных субъектов от центральных властных структур. Территориальная и административная автономия предполагает право национальных общностей, компактно проживающих на определенной территории, создавать государственные образования в рамках федерации.

АВТОРИТАРИЗМ

АВТОРИТАРИЗМ (гр.-власть, повеление, приказание, вес, влияние): политический режим, основанный на монопольной власти одного лица, политической партии, группы, ограничивающих или не допускающих основную массу населения к управлению государством. Авторитарный политический режим устанавливается, как правило, в условиях политического кризиса, государственного переворота, гражданской войны. Авторитарные режимы различаются по характеру политических систем и проводимой ими политики.

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Это понятие указывает на предрасположенность определенного типа личности к антидемократическим политическим убеждениям, готовой к восприятию тоталитарной идеологии. Классическим исследованием является работа Т.Адорно и его коллег, озаглавленная "Авторитарная личность" (1950), в которой авторы делают вывод о существовании предубежденной личности. Ее характерными чертами являются иерархические авторитарные отношения между родителями и детьми, дихотомическое видение социальных отношений, ведущее к формированию стереотипов, конвенциональности, эксплуататорской зависимости, жесткости и репрессивного отрицания. Эти черты достигают своей кульминации в рамках социальной философии, превозносящей силу и презирающей слабых. Авторы подчеркивают, что их исследование лишь психологическое по характеру и что оно не является каким-либо руководством по отношению к предубежденному или дискриминационному действию.

АВТОРИТЕТ

Если власть есть осуществление принуждения против воли индивида или группы, то авторитет - это тот подтип власти, при котором люди с готовностью подчиняются приказам, поскольку считают осуществление власти легитимным. М. Вебер различал легально-рациональный, традиционный и харизматический авторитет. Легально-рациональный авторитет предполагает подчинение формальным правилам, которые были установлены посредством общепризнанных процедур. Следование квазилегальным нормам в формальных бюрократиях является типичным примером данного авторитета. В противоположность этому, следование традиционному авторитету предполагает принятие правил, которые воплощают обычаи и древнюю практику. В случае харизматического авторитета приказам подчиняются потому, что последователи верят в экстраординарные свойства своего лидера, чей авторитет выходит за пределы обычной практики. Всякий режим, который пользуется минимальной общественной поддержкой в качестве «правительства де-факто», имеет, с точки зрения Вебера, некоторые основы легитимности, даже если этот режим в значительной степени полагается на силу. В современной социологии понятие авторитета часто используется для обозначения влияния, которым пользуется руководство, что не соответствует первоначальному смыслу термина. В социальной психологии он используется в области исследования динамики малых групп при определении влияния группы на индивидуальные убеждения и поведение.

АГАПЕ

АГАПЕ ( санскр.-милосердная любовь): агапе не просто некоторое моральное предписание; она предполагает ощущение счастья как результат причастности к жизни божества; ее первичный смысл - религиозный. (Использование этого термина в философии идет от апостола Павла.)

АГНИ

АГНИ (санс.-огонь): в различных учениях и школах Востока - Бог огня. Считается самым старшим и почитаемым среди богов Индии. Являясь одним из трех великих божеств(Агни, Вайю, Сурья) А. синтезирует в себе аспекты всех трех.

АГНОСТИЦИЗМ

АГНОСТИЦИЗМ - доктрина или философское положение, провозглашающее недостижимость абсолюта для человеческого духа, и потому отрицающее возможность достоверного познания бытия, выявления его закономерностей. А. ведет речь не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Агностик противостоит как гностику (с его обостренно иррациональной верой), так и догматику (утверждающему абсолютную истинность своих рациональных рассуждений).

АГРАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

1. Переход от общества охотников-собирателей к оседлым земледельческим и скотоводческим общинам, произошедший на Ближнем Востоке и, видимо, в Центральной Азии, около 15-10 тысяч лет тому назад посредством одомашнивания животных и культивирования земледельческих растений. Эта революция была связана с освоением (окультуриванием) биологических средств (орудий) труда: а) одомашниваемых животных, б) окультуриваемых растений, в) использованием в земледелии плодородия почв, а для приготовления продуктов брожения - г) полезных штаммов микроорганизмов. 2. Производственные и организационные нововведения в сельском хозяйстве, ведущие к увеличению продовольственного и иного земледельческого производства и связанные с переходом от аграрного к индустриальному, а позднее к информационному обществу. Пример Европы (в частности, Англии) часто используется как модель. Преобразования в сельскохозяйственном производстве в 18-19-20-х столетиях были обусловлены ростом механизации и численности населения, улучшением питания, процессом урбанизации. Новый этап аграрной революции считается одним из факторов, сделавших возможной промышленную революцию в Европе. 3. Важные изменения прооизошли в этой отрасли во 2-й половине 20-го столетия, в связи с революцией в генетике, в селекции (сорта растений Н. Борлауга, возникновением современной биотехнологии, приведя к существенному росту урожайности пшеницы, риса кукурузы и др., к росту производительности труда в сельском хозяйстве и значительному снижению доли населения, занятого в этом секторе. Это особенно характерно для последней трети 20 века: «зеленая революция», успехи генной, клеточной инженерии, энзимной технологии, достижения сельскохозяйственной биотехнологии (См. разделы «Биотехническая революция» в книге составителя словаря «Философские и социальные проблемы сельскохозяйственной деятельности», Целиноград, 1994).

АГРАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

АГРАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - форма общества, в особенности традиционного, основанного в большей мере на сельскохозяйственном и ремесленном производстве, нежели на промышленном. Главные доиндустриальные цивилизации, например доиндустриальный христианский мир,  Китай, Индия, номадическое общество казахов, тюрков в Евразии были преимущественно аграрными обществами.

АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ БИЗНЕС

АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ БИЗНЕС - система отраслей, организующих: 1. Земледелие в качестве крупномасштабного капиталистического делового предприятия. 2. Экономическая деятельность, близко связанная или непосредственно зависяшая от земледелия, включая выпуск товаров производственного назначения для сельского хозяйства (например, машины, удобрения); 3. Производство, переработку и реализацию собственно сельхозпродукции, доведение ее до потребителя.

АГРЕССИВНОСТЬ

АГРЕССИВНОСТЬ - склонность к нападению, атаке. Фрейд, первый, вычленивший это понятие и отразивший в нем одну из фундаментальных человеческих склонностей или «пульсаций», выделил в нем лишь негативный момент насилия и разрушения; современные психологи учитывают и позитивный момент агрессивности: человек с нормальной склонностью к агрессивности способен «дать отпор», и даже в статичном состоянии его жизненный тонус подогревает его предприимчивость (говорят, что такой человек «полон сил»). Агрессивность может положительно влиять на процесс творчества: рассказывают, что Микеланджело мог творить лишь в состоянии необузданной агрессивности. Агрессивность является, по-видимому, первичным моментом всякого действия, тогда как счастье и чувство покоя сопровождают последний момент: совершенный поступок или законченное произведение.

АГРЕССИЯ

АГРЕССИЯ - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Основные формы: агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом "образе врага". В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

АД

АД (греч.-подземное царство): согласно религиозным верованиям, место посмертных мучений душ грешников.

АДАМ

АДАМ (евр.-человек): в Каббале А. есть "единородный" и означает также "красная земля". По - гречески переведено как Дидумос, "двойник" - Адам, первый. В 1 главе "Бытия" А. представлен как "муже - женский".

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ : приспосабливание одного живого существа к другому живому существу, а также процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной или природной среде.

АДВАЙТА-ВЕДАНТА

АДВАЙТА-ВЕДАНТА (санскр.-недвойственность): религиозно-философское направление, характеризующееся последовательным монизмом: Абсолют-Брахман выступает весь как единственная реальность, а всякая множественность иллюзорна. Основоположник адвайты - индийский религиозный философ Шанкара (конец 8-9 вв.). Эмпирический мир, по его мнению, объективен, но не реален, ибо за всякой дробностью и подвижностью кроется ее субстрат - чистое бытие, Абсалют. Эмпирическая точка зрения может быть заменена трансцендентной, при которой знание проникает за покров иллюзии - майи, преодолевается авидья (незнание) и открывается путь к освобождению. Продолжая пребывать в теле и в мире, человек становится свободен от них, поскольку его душа (джива), изначально тождественная высшему Брахману, исходно сверхэмпирична. Таким образом, знание есть чистое тождество души и Брахмана, в котором исчезают любые дифференциации.

АДЕПТ

АДЕПТ (от лат.-достигший): ревностный приверженец какого - либо учения, идеи. В эзотерическом смысле посвященный в тайны какого-либо учения, секты; достигший истинного знания материи и духа и возможности управления "тонкими" мирами.

АДЛЬ

АДЛЬ (араб.-«справедливость»): справедливость, порядочность; одна из моральных категорий исламской этики, восходящая к качествам Аллаха (см. ислам). Для человека следование справедливости означает уклоняться от зла и дурных поступков и руководствоваться велением совести. Особенно актуальным это становится при исполнении важных общественных или гражданских обязанностей. Утрата данного качества приводит к необходимости покаяния и совершения соответствующих искупительных действий. Одно из качеств Аллах, воздающего равной мерой как за добро, так и за зло. Однако адль Аллаха - справедливость высшая, недоступная пониманию человека, поэтому верующий может просить у Аллаха только милости, но не справедливости. На казахском языке:АДIЛ: справедливый, беспристрастный, праведный, правдивый, следующий истине, любящий справедливость (правду, истину), действующий беспристрастно (в соответствии с понятием о справедливости); АД1ЛД1К: 1.справедливость, беспристрастность, соответствие истине, соответствие действительности; 2 справедливое отношение (к кому-л. или чему-л.), беспристрастие, прямодушие, приверженность справедливости, прямота.

АЗАН

АЗАН - в ритуальной практике ислама - призыв на молитву, который выкрикивает с минарета специальный служитель мечети (муэдзин или азанчи). В бедных мечетях азан провозглашает имам или член общины, добровольно взявший на себя эту обязанность. Провозглашающий азан должен повернуться в сторону Мекки и при этом держаться за мочки ушей большими и указательными пальцами. Азан состоит из традиционных формул:

- такбира (формула возвеличивания Аллаха), повторяемого 4 раза «Аллаху акбарв («Аллах велик!»);

- шахады (свидетельства), повторяемой 2 раза «Ашхаду ан ля иляха илля Лла(ху)» («Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!»)

- шахады, повторяемой 2 раза «Ашхаду анна Мухаммадан Расулу Лла(хи)!» («Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха!»)

- двукратного призыва «"аййаа аля с-салят» («Спешите на молитву!»)

- двукратного тазвиба (призыва к спасению) «"аййа аля ль-фалях» («Ищите спасения!»)

- повторения такбира - заключительной двукратной шахады «Ля иляха илля Лла(ху)» («Нет божества, кроме Аллаха!»)

Услышав азан, мусульманин должен остановиться и повторять его, произнося вместо двух призывов к молитве и спасению, слова «Ля хауля уа ля куввата илля би Ллахи1» («Сила и мужество только у Аллаха! »). Азан также шепчут ребенку в правое ухо через некоторое время после рождения.

АКАДЕМИЯ

АКАДЕМИЯ - философская школа,  основанная Платоном в живописных окрестностях Афин и просуществовавшая с 1У по 1 вв. до Р.Х. В зависимости от эволюции платоновского учения различают Древнюю академию (Спевсипп, Ксенократ) и Новую академию (Аркесилай, Карнеад).

АКАДЕМИЯ МУДРОСТИ

АКАДЕМИЯ МУДРОСТИ - структурное подразделение Акмолинского Философского клуба «Мыслитель», работающая уже 15 лет, со дня основания клуба - с 26 февраля 1986 года. Также назывались ежемесячные заседания клуба. Свое особое имя: «Академия Мудрости» эти заседания получили в 1992 году. Принципы работы Академии Мудрости и соответственно - клуба «Мыслитель», следующие:

* Познай и измени себя, постигай пути восхождения к мудрости как высшей форме понимания действительности и решения практических задач.

* Научись думать через призму любви (сердца), соблюдай высший закон мудрости: «Делай другим то, чего ты желаешь себе» (Конфуций).

* Обрети гармонию целостного здоровья на трех уровнях: духовном, социальном и телесном.

* Помни: никто из людей, в то числе и ты, не обладает знанием абсолютной истины и потому - будь скромен в оценке своих знаний.

* Формируй в себе творческий склад ума,  целостное понимание и софийное решение жизненных проблем.

* Живи по совести, придерживайся принципа единства мысли и действий, нравственного идеала и поступков.

* Стремись к органическому сочетанию материального богатства с богатством духовным.

* Откажись от коварства и насилия в любой форме, давай простор самодвижению всего сущего.

* Научись слушать и слышать (понимать) другого, уважай инакомыслящего как представителя всечеловечества, стремись к согласию и высочайшей культуре общения.

Свои заседания «Академии Мудрости» проводит в течение учебного года по первым четвергам каждого месяца. Правила проведения ее заседаний такие:

* Членом Академии является каждый, кто систематически и активно участвует в работе ее заседаний.

* О желании выступить по обсуждаемой проблеме свидетельствует поднятая рука. Время выступления - 3 минуты по песочным часам.

* Если выступающий просит времени сверх регламента, то решение о продолжении принимается по приглашению ведущего гладиторским жестом: «за»-большой палец вверх; «нет»-большой палец вниз.

* Уважай инакомыслящих членов Академии, не критикуй персонально выступавших ранее ораторов. Несогласие можно выразить содержанием своего выступления.

* Получить слово для вторичного выступления можно после всех выступивших по первому разу.

АКАША

АКАША - бесконечное, вездесущее вещество вселенной, что повсюду присутствует и все пронизывает, не имея собственной конкретной формы, но давая основу для многообразия вещей. Все, что представляет собой комбинацию элементов, что выступает как зримое, ощутимое, слышимое, есть проявление акаши, однако сама она настолько тонка, что, не воспринимается человеческими, органами чувств. При появлении, мира существовала только эта субстанция, когда мировой цикл завершится, предметы вновь обратятся в акашу, и очередной цикл начнется с нее. Акаша возникает в мире благодаря пране - своему энергетическому началу. В ряде философских течений Индии акаша рассматривается как «чистое «отсутствие», лишенность препятствия или просто пустое пространство. В буддийской практике медитации поощрялось отождествление акаши (пустого пространства) с нирваной. Известна метафора бескачественного Брахмана как образа бесконечной акаши.

АКСИОЛОГИЯ

АКСИОЛОГИЯ - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, норм, категорий определяющих иерархию ценностей и направленность человеческой деятельности, соответствующую мотивацию человеческих поступков. Евразийская философия исходит из того, что в основе понимания личностной соподчиненности ценностей лежат категория мудрости, выступающая принципом индивидуального кодекса ценностей.

АКЦИЯ

АКЦИЯ - ценная бумага,  выдаваемая инвестору в обмен на полученные от него денежные средства для развития фирмы и подтверждающая его права как совладельца имущества фирмы и ее будущих доходов.

АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОМАНИЯ

АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОМАНИЯ - хроническая физическая и психологическая потребность, пристрастие или жажда постоянно принимать алкоголь или наркотик, чтобы избежать неприятных физических и психологических последствий, наступающих в результате недоступности похмелья или изъятия наркотического препарата. Эффективное лечение этих болезней, ужесточение борьбы и контроль над данным явлением - одна из главных задач Казахстана, других центрально-азиатских и западных правительств, Организации Объединенных Наций.

АЛЛАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛТАРЬ

АЛТАРЬ (лат.-высокораслоложенный, возвышение): один из сохранившихся до наших дней древних вещественных символов; культовое сооружение, находящееся в передней части любого храма (церкви, костела, мечети, языческого капища и т. д.) в виде высокого, узкого параллелепипеда или столика. Символизирует во всех религиях жертвенник. Ведет происхождение от жертвенных холмов, на которых представители различных культов разводили жертвенные костры, и от жертвенных камней (огромных валунов с уплощенным верхом), на которых производились заклания жертв и которые также располагались на высоких местах. Позднее, утратив фактические функции жертвенника, А. превратился, особенно в христианстве, в вещественный символ возвышения и жертвенности, на котором устанавливались священные культовые предметы - свечи, крест, распятие и др. и клали богослужебные книги.

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ (по арабски Ул-Хеми, или Ал-Кимия): древнее эзотерическое учение,  родоначальница современной химии. Представители алхимии считали, что можно и нужно найти способы получения чистой ртути и затем через ряд превращений превратить неблагородные металлы в золото. Для этого надо отыскать философский камень,  обозначающий не только знания технологии превращения металла в золото. Эзотерическая алхимия рассматривает философский камень и как глубинную, божественную мудрость, и как способ преобразования самого человека, Великий мистик и алхимик Яков Беме говорил, что в этом камне сокрыто все, что только могут произвести бог и вечность, небо, звезды и стихия. Никогда не было ничего более прекрасного и ценного чем он. Этот дар любви людям от бога и всякий может иметь его. Его форма проста и в ней вся божественная сила, в том числе и по духовному преобразованию самого человека. Философский камень это глубинное, «золотое» основание человеческой души, человеческого духа, эликсир молодости и счастья, экософия человека. Наиболее интересным определением алхимии попрежнему остается определение, данное К.Юнгом. «...труд братства алхимиков - это работа человека искупителя во имя раскрепощения божественной души мира, закованной в узилище материи и ожидающей своего искупления».

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ - термин, созданный в 1830 г. Контом и означающий бескорыстную заботу о благе ближнего. Признаки альтруизма: привязанность, уважение, доброта. На взгляд составителя словаря, является одной из форм проявления мудрости человека. Альтруизм - принцип морального поведения (противоположный гедонизму, а в некоторой степени - и утилитаризму).

АМНЕЗИЯ

АМНЕЗИЯ - ослабление или потеря памяти

АМОРАЛИЗМ

АМОРАЛИЗМ : радикальное отрицание универсальной морали. Аморализм не совпадает с понятием безнравственности: аморален тот, кто не имеет никакого представления ни о добре и зле, ни даже о самом существовании моральных норм. Ницше показал, что аморальность в своем социальном аспекте - обычное состояние выдающейся творческой личности. Следует различать социальную аморальность, т.е. отрицание условностей, и абсолютную аморальность - неприятие общечеловеческих ценностей.

АМОРФНОСТЬ

АМОРФНОСТЬ - бесформенность, расплывчатость, бесструктурность.

АНАРХИЯ

АНАРХИЯ (греч.-безначалие, безвластие): стихийно возникающая в условиях острого политического кризиса ситуация, когда правящий страной субъект не в состоянии контролировать власть в центре и на местах.

АНДРОГИН

АНДРОГИН (греч.) совершенный человек, объединяющий в себе оба пола; в отличие от гермафродита, наделенного внешними признаками обоих полов, лишен каких бы то ни было половых признаков. В мифологии и мистических учениях многих народов упоминается о том, что первый человек был создан двуполым, и лишь затем Создатель по какой-то причине разделил его надвое. Такова, в частности,каббалистическая трактовка известного «противоречия» первых глав Книги Бытия: вначале Бог сотворил человека «мужчиной и женщиной», т.е. андрогином (1,27), а затем разделил его на двух разнополых существ, создав женщину из его ребра (2,22). Похожая легенда пересказывается Платоном в диалоге «Пир»: изначально люди были созданы двойными существами; они напоминали большие колеса и были настолько сильны и мудры, что боги испугались их и разделили каждого человека пополам. Нечто подобное можно обнаружить и в мифах западно- африканского племени догонов. Они считают, что каждый человек изначально рождается с двумя душами - женской и мужской - а затем развивается в ту или иную сторону. Окончательный этап этого развития наступает по достижении совершеннолетия, когда жрецы с помощью обрезания удаляют у мужчин остатки женской души, а у женщин - остатки мужской. Таким образом, идея андрогинности является чрезвычайно древней и, по-видимому, базируется на определенных особенностях челове- ческой психики. Во всяком случае, так утверждает известный психолог К.Г.Юнг, терапевтический опыт которого доказывает, что человеческая психика андрогинна по своей природе. В жизни андрогин в подавляющем большинстве становится «только-мужчиной» или «только-женщиной», но обе эти формы существования ущербны и нуждаются в востановлении изначальной целостости

АНИМИЗМ

АНИМИЗМ (лат.-душа): вера в существование у всех окружающих объектов в природе сверхъестественных двойников: духов и души у человека. Это одна из первоначальных форм науки воздействия человека на внешние предметы и управления собой с помощю души. Впоследствии анимизм стал составной частью тех религий, которые выделяют в человеке душу и тело. Анимистические представления характерны для современных мировых религий.

АНТИНОМИЯ

АНТИНОМИЯ - противоречивость между двумя противоположными понятиями, положениями, каждое из которых признается логически доказуемым и приемлемым.

АНТРОПОГЕНЕЗ

АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс происхождения и эволюции человека.

АНТРОПОЛОГИЗМ

АНТРОПОЛОГИЗМ (греч.-человек и учение): стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса - о человеке. Последователи антропологизма считают, что обсуждение какой бы то ни было темы имеет, смысл лишь в том случае, если она касается или может быть истолкована в антропологическом ключе. Такая позиция характерна для евразийской философии.

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ - направление современной философской мысли, в центре внимания которого стоит не индивид или единичная судьба, а человек как социальное существо. Неспособность отдельного человека противостоять трудностям его существования в окружающем природном мире и физическая слабость привели на заре истории к появлению общества (как средства коллективной защиты и способа взаимопомощи) и интеллекта (первоначально как средства наилучшего биологического, а затем и социального приспособления). Философская антропология исходит из того, что «давление жизни» есть тот первичный факт в бытии человека, который побудил его создать культуру с целью защиты от стихийного давления окружающей природы, сформировать искусственную среду, ставшую подлинной средой его обитания.

АНТРОПОСОФИЯ

АНТРОПОСОФИЯ (от гр.-человек и мудрость): эзотерическое учение  о человеке как носителе мудрости и тайных духовных сил. Выделено из теософии и развито Р. Штейнером (1861 - 1925), основавшим в 1913 г. в Швейцарии Антропософское общество. Целью его было преодолеть бездуховность современного "массового человека", воспитать у людей способность к духовному созерцанию, с помощью специальной системы воспитания пробудить скрытые духовные силы путем особых упражнений, углубления в свой внутренний мир  преодолеть бесформенную стихию хаоса жизни и мысли. Антропософские идеи легли в основу опытов особого биолого-динамического сельского хозяйства, исключающего химические удобрения и восстанавливающего естественное плодородие почвы, создавались антропософские клиники и фармацевтические фирмы. Штейнер Р. одна из самых загадочных фигур 20 века, человек, сочетавший в себе блестящие философские знания с мистическим религиозным экстазом и ясновидением. Велико его влияние на русскую культуру 20 столетия. Елена Блаватская, Андрей Белый, Марина Цветаева, Даниил Андреев, Георгий Гурджиев, Петр Успенский, Александр Скрябин и др.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель  всего мироздания.

АПАРИГРАХА

АПАРИГРАХА - этический принцип, добродетель и обет, который дает человек, практикующий йогу. Буквально означает н е п р и я т и е, отказ от даров, какой бы острой ни была в них нужда. Принимая дары, человек как бы загрязняет свою душу, утрачивает свободу, попадает в кабалу привязанностей. Крайнее толкование этой заповеди заключается в отказе от всякой собственности, в исполнении обета не обладать ничем. Такой обет дают отшельники, питающиеся дикими плодами и кореньями или же невыпрошенным подаянием. Для человека, живущего «в миру», принцип апариграха невыполним во всей полноте, поэтому он сводится к необладанию ненужными вещами. Поскольку трудно определить понятия «нужного» и «ненужного», допускается различная степень строгости принятого обета.

АПАТИЯ

АПАТИЯ (греч.-бесстрастие): в древнегреческой этике состояние духа, свойственное мудрецу, который способен освободиться от страстей, препятствующих внутреннему спокойствию и душевной невозмутимости. Апатия предполагает наличие у человека таких качеств, как умеренность, мужество, рассудительность, справедливость. Эти добродетели помогают ему правильно ориентироваться в жизни и стойко переносить все превратности судьбы. Апатия не означает равнодушного отношения к миру, а, наоборот, требует деятельной жизни в согласии и с природой, которая «разумна в своей основе», и с собственным разумом, «причастным к Космосу».

АПОРИЯ

АПОРИЯ (от греч. а - отрицательная частица и - дорога, мост): затруднение, безвыходность. Под апорией понимается трудная и неразрешимая проблема, связанная с возникновением противоречия. Внутри апории рождается возражение против очевидного, указывающее на невозможность достичь решения проблемы в рамках обыденных представлений, потому что в самом предмете или в употребляемых понятиях содержатся противоречия. Наиболее известны апории, восходящие к древнегреческому философу Зенону Элейскому. В качестве самой известной назовем апорию «Ахилл и черепаха». В противоречии с чувственным опытом быстроногий Ахилл, персонаж греческой мифологии, не может догнать черепаху, так как, пока он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха все же успеет проползти некий отрезок пути. Пока он будет пробегать этот отрезок, она отползет еще немного и т. д., до бесконечности. Другая апория «Стрела»: летящая стрела покоится. Действительно, в каждый момент времени стрела, находясь в пространстве полета, занимает фиксированное, равное своей длине место и, следовательно, покоится. Если это так, то как может бесконечная сумма «покоев» дать движение?

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

С конца античности вплоть до Возрждения, от Августина Блаженного (4 в. после Р.Х.) до Аверроэса (12 в.) и Ибн Хальдуна (14-15 вв.) арабская философии неизменно оказывала значительное влияние на западноевропейскую мысль. В ее основе лежит поиск рационального синтеза греческой античности (мысль Платона и в особенности Аристотеля) и мусульманской или христианской религий. Арабская философия, создававшаяся медиками, юристами, математиками, эрудитами, вносит значительный вклад в мировую гуманистическую культуру. Ренессанс возник сначала в арабской земле и только после этого в Европе.

АРИСТОКРАТИЯ

АРИСТОКРАТИЯ (греч.-власть наилучших): 1) знать, высшее по праву рождения, вельможное сословие; 2) державная власть данного сословия и соответствующая ей форма общественного устройства (противоположная демократии); 3) элита, избранное меньшинство в составе сословий и братств, ответственное за их культурный потенциал и нравственное достоинство.

АРХАТ

АРХАТ (санкр.): в буддизме - тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного и, таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти «оков», которые все еще ограничивают его, а именно: от желания пребывания в форме, желания бытия вне формы, духовной гордыни, самолюбия и последних проявлений неведения и ошибочности. Для достижения условий, определяющих архата, новичок или ученик должен отбросить пять более простых оков, которые представляют собой: 1) идею о важности тела и чувство привязанности к нему ради него самого; 2) сомнения и неуверенность относительно пути освобождения; 3) зависимость от внешних правил, форм и обычаев; 4) и 5) положительные и отрицательные оценки, являющиеся следствием прошлого опыта и проявляющиеся как импульсивные привычки и действия в настоящем. Отсюда видно, что обычный человек должен освободиться от пяти объективных ограничений, а архат - от пяти субъективных ограничений (см. также Бодхи).

АРХЕТИП

АРХЕТИП (от греч. - первообраз, первичня форма, образец)- центральное понятие аналитической психологии. А. - способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Согласно Юнгу А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Юнг видел в А. формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. А. всегда наполняются конкретным содержанием. Они нейтральны в отношении добра и зла. А. Структурируют понимание мира, себя и других людей. Набор А. Ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимопонимания людей.

АСАНА

АСАНА (санс.-«устойчивая и приятная поза»): общее название различных йогических упражнений и поз. У каждой асаны свое наименование и своя задача: ускорить или замедлить кровообращение, изменить электромагнитную полярность тела или же облегчить обмен энергиями с партнером противоположного пола. Известны падмасана («поза лотоса»), сиддхасана («поза совершения»), шавасана («поза трупа»), йони-асана, джрнуджугма-асана, чакра-асана, пухапака-асана, рати-асана, бхага-асана, лата-асана и др. Выполнение асан, наряду с пранаямой и пратьяхарой служит основным практическим средством для постижения Абсолютной Реальности, применяемым в индусском и буддийском мистицизме. Гуру подбирает для каждого ученика одну или несколько индивидуальных асан; при правильном выполнении они способствуют раскрытию верхних чакр, обеспечивающих непосредственный контакт с Божеством. В практике индусского тантризма применяются так называемые «парные» асаны, выполняемые во время полового акта. Выполнение таких асан, как правило, оформляется в виде ритуала, предваряемого длительной подготовкой (воздержание, очищение, омовения, жертвоприношения и т.д.). Тантристы считают их наиболее действенным средством для освобождения духа из плена материального мира.

АСКЕЗА

АСКЕЗА - совокупность аскетических упражнений, состояние добровольного самоограничения, умерщвления плоти с целью очищения и морального возвышения души. Образ жизни, отвечающий требованиям и правилам аскетизма.

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ (греч.-упражняться): нравственный принцип, утверждающий превосходство человеческого духа над плотью и требующий ограничения чувственных наслаждений или отказа от земных радостей во имя высших духовных идеалов. Целью аскета может быть достижение личного нравственного совершенства или блага других людей. Во имя этого аскет готов переносить физические страдания, материальные лишения, духовные испытания.

АСТЕЯ

АСТЕЯ - этический принцип и добродетель, связанная с освобождением от жадности, от желания силой или хитростью присвоить себе то, что принадлежит другим. Означает «не укради!» Нельзя присваивать себе чужой собственности, если она не дана тебе самим ее обладателем. Собственность свята, она глубоко связана с самой жизнью человека и лишать его собственности - значит покушаться на его жизнь. Эта добродетель основана на любви к другим; нельзя любить человека и одновременно лишать его приобретенного достояния. В интерпретации М. Ганди астея означает также отказ от эксплуатации других, например, эксплуатации рабочих на капиталистических предприятиях. В наиболее жесткой своей форме принцип астеи сближается с принципом апариграхи.

АСТРОЛОГИЯ

АСТРОЛОГИЯ (греч.-звезда и слово, учение): учение о связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами народов и отдельных людей. Характер этой связи определяется астрологами с помощью особых чертежей и схем - гороскопов. Астрология возникла в древней Ассирии, Вавилоне и Египте и существует поныне, имея многочисленных приверженцев. Есть региональные и международные астрологические общества, издаются специальные журналы. Разнообразные гороскопы публикуют газеты, передают по радио и телевидению как на Западе, так и в нашей стране, хотя многие ученые считают астрологию лженаукой, а ее предсказания несостоятельными.

АТАКА МОЗГОВАЯ ИЛИ МОЗГОВОЙ ШТУРМ

АТАКА МОЗГОВАЯ ИЛИ МОЗГОВОЙ ШТУРМ - методика стимуляции творческой активности н продуктивности. Исходит из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, сковывающие поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений. Тормозяще влияют также боязнь неудачи, страх оказаться смешным и пр. Чтобы снять действие этих факторов, проводится заседание группы, каждый из членов коей высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя их течение, не оценивая как истинные или ложные, бессмысленные или странные и пр., стремясь при этом побуждать других к подобным свободным ассоциациям идей. После первого тура общая масса высказанных идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется хотя бы несколько, содержащих удачные решения. Методика атаки мозговой широко применялась в 50-х гг. в США, Франции и др. странах преимущественно при обсуждении технологических задач, а также проблем планирования и прогнозирования. Существуют скептические высказывания, что практика использования этой методики, как будто  не подтверждает ее преимуществ при решении творческих задач.

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ (греч.-отсутствие волнений, невозмутимость) : в древнегреческой этике состояние безмятежности, отрешенности от мира, внутренней свободы и, гармонии. Впервые понятие «атараксия» употребил Эпикур, считавший атараксию идеальным душевным состоянием, которое достигается путем освобождения.от страха перед богами и смертью, от душевного беспокойства и тревог. Атараксия означает отказ от чувственных удовольствий, богатства, почестей, славы и других социальных ценностей. Она имеет глубокий индивидуалистический смысл и предполагает отказ человека от всякой активной внешней деятельности, от признания общих для людей норм и ценностей морали во имя душевного покоя как конечной цели жизни.

АТАУРВАН

АТАУРВАН - зороастрийский священнослужитель, знаток обрядов, религиозных книг и молитв. Как правило, начинает учиться своему ремеслу с семи лет.

АТАШ

АТАШ - принятое в зороастризме древнеперсидское название священного огня - главного предмета поклонения данной религии. Зороастрийцы разделяют священные огни на несколько рангов в зависимости от особенностей возжигания: так, существует «огонь первого ранга» (Аташ-Бахрам - «огонь победы»), зажигаемый в дни празднеств от горящих угольев многих священных огней; «огонь второго ранга» (Аташ-Адуран - «огонь огней»), зажигаемый от угольев домашних очагов представителей всех классов общества и, наконец, Дадгах - огонь третьего ранга. Негасимый огонь - непременная принадлежность любого зороастрийского храма.

АТЕИЗМ

АТЕИЗМ (букв.-«отрицание теизма», переводимое как «безбожие»): наиболее радикальная и последовательная форма свободомыслия, проявляющаяся в сознательном и безоговорочном неприятии любой модификации веры в сверхъестественное с непременным противопоставлением ей безрелигиозного образа мыслей, чувств и действий. В СССР атеизм превратился в своеобразную государственную религию.

АТМАН

АТМАН - фундаментальное понятие индийской философии, берущее начало в Ведах и характерное для абсолютного большинства философских школ. Означает всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душу. Противостоит Брахману как высшей объективной духовной реальности и вместе с тем тождественен ему. Атман - самосознание Брахмана, составляет глубинную суть человеческого «я», не сводится ни к чувствам, ни к уму, но принадлежит им. Это чистое сознание, не подверженное изменениям и тождественное для всех существ и предметов. Атман - во всем, все одушевляет, и потому человеку нет нужды искать бога вне самого себя. Атман, существующий в глубине нашего эмпирического «я», и есть Бог. Он - истина, он - помощник, он не подвержен никаким внешним иллюзиям и порокам. Ищите в себе единого Бога и Единственную жизнь Вселенной! Нет «разных людей», «разных личностей», мы все - проявления Атмана, его внешнее раскрытие. Внутри человека и собаки, друга и врага находится все то же вечное начало, и осознание нашего фундаментального единства есть путь к избавлению от страха и вражды.

АТРОФИЯ

АТРОФИЯ - притупление, утрата какого-либо чувства, свойства.

АУМ

АУМ (санс.) Священный слог, трехбуквенное единство, отсюда - троица в Едином. Аум символизирует троицу как реализацию молитвы, приводящей организм произносящего в гармоничное звучание с вибрациями Высшего мира, что может способствовать притоку в него высокой психической энергии, понимаемой как синоним - эквивалент психодинамической доминанты. Раскрытие смысла, заключенного в А.: А - понимается как Мысль-Основа, У - как Свет - Начало, М - как Тайное-Сокровенное.

АУРА

АУРА (греч.-веяние, воздух, сияние, блеск) имеет несколько значений:

- светящаяся оболочка вокруг тела любого объекта и живого существа, которая имеет определенную цветовую окраску, для человека зависимую от его физического и психологического состояния;

- проявление души и духа человека. В мистической литературе описывается как видимый лишь при сверхчувственном восприятии овальный облик, окружающий все тело человека, в изобразительном искусстве - Нимб, ореол;

- кратковременное (несколько секунд) помрачение сознания, при котором возникают различного рода психосенсорные, галлюцинаторные расстройства, остающиеся в памяти человека, в то время как происходящее вокруг не воспринимается и не запоминается. Часто предшествует эпилептическому припадку.

АУСПИК

АУСПИК (лат.): птицегадатель, прорицатель по полету вещих птиц; руководитель, покровитель, хранитель; несущий благую весть, желанный.

АФФЕКТ

АФФЕКТ (от лат.-душевное волнение, страсть): бурная кратковременная эмоция (например, гнев, ужас, ревность), которая возникает, как правило, в ответ на сильный раздражитель. В состоянии аффекта чувства обострены, активно обнаруживает себя воля и ослабляется мышление. Аффект отличается от страсти меньшей длительностью, незначительной по сравнению со страстью душевной глубиной. Современная психология разрабатывает теорию аффектов как неотъемлемую часть общих сведений о внутреннем состоянии человека.

АХИМСА

АХИМСА (ахинса, санскр.): непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства. Выражает идею единства природы, взаимосвязи всего живого, направлена на все живые существа без ограничений. Ахимса вменяет человеку любовь и глубокое сострадание ко всему существующему. Этот принцип ненасилия не может соблюдаться формально, он должен корениться в сердце. Применять на практике любовь и сострадание нужно, несмотря на то, что до конца ненасилие никогда не реализуется. Ахимса - удел сильных, так как насилие - это выражение слабости и страха.

АША

АША - в зороастризме - принцип истины, справедливости и порядка, правящий миром; закон природы,  согласно которому солнце движется равномерно, происходит смена времен года и, тем самым, обеспечивается упорядоченность всего существующего в мире. Считается, что Аша руководит также и поведением человека, поскольку истина, справедливость, верность и смелость присущи ему от рождения, а все грехи и пороки - это нарушения естественного порядка вещей. В Ашэм-Воху - одной из самых священных молитв зороастризма - слово «аша» встречается трижды в двенадцати словах. Приблизительный перевод этой молитвы: «Аша - благо, она - лучшее. Она - желанна, желанна она для нас. Аша принадлежит Аша-Вахиште». Последнее имя переводится как «Лучшая Аша» и, очевидно, указывает на древнее божество, служившее олицетворением Аши.

АЯТ

АЯТ (араб.,-«знак, чудо. Знамение»): наименьший смысловой отрывок коранического текста, «стих» Корана. Отдельным аятами, написанными или вырезанными на дереве, камне, украшают мечети, другие здания,надгробия. Некоторым аятам и их частям приписывается магическая сила, их вырезают на амулетах, оружии, вытатуировывают на теле.

АЯТОЛЛА

АЯТОЛЛА (перс.-от арабск. АЯТАЛЛАХ - «знамение Аллаха»): высший титул шиитских богословов, которые могут выносить самостоятельно решения по вопросам мусульманского права. Титул присваивается по решению общего собрания религиозных авторитетов шиитского мира; в настоящее время  его имеют всего несколько сотен человек. Среди этих нескольких сотен всего пять или шесть имеют право называться «аяталлах альузма» («величайший аятолла»); одним из них был ныне покойный аятолла Хомейни.

Следующая страница