Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Лингвистический энциклопедический словарь
Универсальные грамматики

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Универсальные грамматики

Универса́льные грамма́тики

(«всеобщие», «общие», «рациональные», «философские», «аналитические» грамматики) - грамматики, в которых грамматические категории объясняются через категории мышления. В У. г. рассматривается номенклатура понятий и принципов, предположительно общих для всех людей в области восприятия и осмысления действительности, и, соответственно, необходимый набор грамматических категорий для выражения мысли в речи. У. г. восходят к «всеобщим» и «философским» грамматикам 16-17 вв. Первым фундаментальным грамматическим сочинением, основанным на «новых началах», а именно на «анализе мысли» с точки зрения «операций рассудка», на анализе общих смысловых категорий восприятия человеком действительности, является изданная в 1660 во Франции и многократно переиздававшаяся как во Франции, так и за её пределами «Grammaire générale et raisonnée de Port-Royal» («Всеобщая и рациональная грамматика Пор-Рояля»), авторы которой - аббаты монастыря Пор-Рояль (или Пор-Руаяль) А. Арно и К. Лансло. В этой грамматике соединилась тонкость методического подхода к анализу фактов языка с философским осмыслением основных грамматических категорий и понятий. Традиционные, восходящие к античности методы описания языка по частям речи и грамматическим категориям, применявшиеся зачастую без учёта специфики материала языков и без осмысления основных значений грамматических категорий, делали грамматику 17 в. наукой запутанной и во многом непоследовательной, вели к процветанию в обучении грамматике схоластических принципов и различных мнемонических приёмов в ущерб постижению «разумных» начал языка. Авторы грамматики Пор-Рояля полагали, что их метод поможет постичь основы «рационального» подхода к изучению языка, базирующегося на «анализе мысли» с позиций способностей разума. Поэтому центральным звеном теории Пор-Рояля стало описание «операций рассудка», при помощи которых человек воспринимает, анализирует и осмысляет окружающую действительность. Операции рассудка постижимы и выразимы только через язык и на языке. Таким образом, сформировалось одно из ключевых понятий У. г.: язык является «средством анализа мысли», а слова - это «звуки отчётливые и членораздельные, из которых люди составили знаки для обозначения своих мыслей».

Грамматика Пор-Рояля разделена на 2 части: «Слова как звуки» и «Слова как средства выражения и передачи мысли», состоящие соответственно из 6 и 24 глав. Во 2‑й части содержатся положения об «основных операциях рассудка» и соответствующих им языковых категориях. «Операции рассудка» - «представление», «суждение», «умозаключение». Соответственно им языковые категории реализуются в принципиальных функциональных различиях между частями речи. Имена (существительные и прилагательные), местоимения, артикли соотносятся с операцией «представления», глаголы, отглагольные части речи, а также союзы и междометия являются языковой реализацией способности к «суждению». Способность к «умозаключению» реализуется на уровне связного текста (особенно в так называемых периодах). Для определения частей речи применение лишь логико-семантических критериев признавалось недостаточным, учитывалась роль слова в предложении. В грамматике Пор-Рояля последовательно решается проблема «общего» и «частного»: набор логико-смысловых категорий, находящих то или иное выражение в языках на грамматическом или лексическом уровнях, составляет «общее», а эмпирическое постижение свойств «языка вообще» через изучение грамматической организации отдельных языков - «частное». «Общее» постижимо через «частное», а «частное» - через «общее». Например, понять, является ли та или иная грамматическая категория «общей», можно лишь через «частное» изучение фактов языков, которое показывает, что на самом деле нет «общих» грамматических категорий, а есть лишь более или менее распространённые способы реализации логико-смысловых категорий, которые считались действительно универсальными. Категории же, являющиеся формальными, например категория рода, не могут выступать в виде «общих» категорий (см. также Универсалии языковые, Логическое направление в языкознании). Существенным шагом вперед в описании имени явился принцип отделения «субстанции» от «акциденции» в области именования с учётом специфики реализации логических категорий в языке (в частности, на синтаксическом уровне).

Универсальной грамматике Пор-Рояля предшествовала длительная традиция, изучение которой началось лишь в последнее время [грамматические трактаты средневековых «модистов»; «Минерва, или О причинах латинского языка» Ф. Санчеса (Санкция; 16 в.) в Испании и др.], однако название именно грамматики Пор-Рояля стало родовым и послужило источником наименования многих других грамматических сочинений, созданных в традициях грамматики Пор-Рояля. Как правило, «общие и рациональные» грамматики дополнялись трактатами по «логике, или искусству мышления». Наиболее полно идеи «общей и рациональной» грамматики были развиты в 18 в. во Франции в трудах С. Ш. Дюмарсе (1769), Н. Бозе (1767), Э. Б. де Кондильяка (1775) и в Англии, особенно в работах Дж. Харриса («Hermes or philosophical inquiry concerning language and universal grammar», 1751), Дж. Битти («The theory of language», 1788), лорда Монбоддо, Дж. Пристли. Идеи У. г. получили развитие в большинстве западноевропейских стран, а также в России, особенно в конце 18 - начале 19 вв. (см. Языкознание в России).

Развитие идей «общей и рациональной» грамматики привело к тому, что к середине 18 в. единый ранее предмет грамматики разделился на 2 области: «грамматической науки» и «грамматического искусства». «Грамматика может изучать два вида принципов строения языков. Первые присущи всем языкам, а истинность их неизменна; они относятся к природе самой мысли и служат анализу мысли... Истинность вторых лишь гипотетична и зависит от соглашений свободных и изменчивых... В соответствии с этим могут существовать „общая" и „частная", грамматики, причём первая является „наукой", а вторая - „искусством"» (Бозе). Выделение «грамматической науки», созданной на базе «общих и рациональных» грамматик, в отдельную область знания о языке послужило основой формирования общелингвистического знания (общего языкознания) в отличие от частнолингвистического знания. Таким образом, в У. г. 18 в. зародилось представление о двойственности предмета лингвистики и начала формироваться «парадигма» (см. Историография лингвистики) общелингвистического знания.

Философской основой У. г. являлась не только философия рационализма (картезианство), но и философия эмпиризма и сенсуализма, сама процедура обоснования всеобщности мыслительных (понятийных) категорий не играет в методе «общих и рациональных» грамматик особой роли. В У. г. отсутствовало диалектическое осмысление развития грамматического строя языков, им был чужд сам принцип историзма. Ограниченность методов и исходных принципов «общих» грамматик объясняется также тем, что в 17 - начале 19 вв. многие языки ещё не были известны и описаны, что вело к европоцентризму номенклатуры исходных категорий описания языков. Сравнительно-историческое языкознание утверждало свои методы и принципы в борьбе с «общей» грамматикой, объявив её антинаучной. Негативное отношение к этим грамматикам господствовало в истории языкознания с 19 в. до 60‑х гг. 20 в.

Современная мировая и в особенности советская историография лингвистики, рассматривающая У. г. с учетом исторических условий их возникновения и развития, отмечает прогрессивную роль У. г. в эпоху формирования основных европейских национальных литературных языков. Именно в У. г. была разработана методология и даны логико-философские обоснования принципов описания любого языка по частям речи и грамматическим категориям. Давая общую номенклатуру значений грамматических и лексико-грамматических категорий, У. г. исходили из того, что эти значения могут быть так или иначе выражены в любом языке, но разными языковыми средствами. У. г. создали базу для типологического и сопоставительного языкознания. Идеи У. г. находят применение в преподавании языков, типологии лингвистической, в работах по универсалиям лингвистическим, в генеративной лингвистике.

Н. Ю. Бокадорова.

В начало словаря