Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Лингвистический энциклопедический словарь
Лондонская школа

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Лондонская школа

Ло́ндонская шко́ла -

одно из направлений структурной лингвистики. Сложилось и организационно оформилось в 40‑х гг. 20 в. Основоположник Л. ш. - Дж. Р. Фёрс, вокруг которого объединились У. Аллен, М. А. К. Халлидей, Р. Х. Робинс, У. Хаас, Ф. Р. Палмер и другие.

Л. ш. стремится к построению общей теории, в рамках которой можно было бы найти объяснение специфических особенностей конкретных языков, выработать адекватные методы структурно-функционального их исследования. В становлении Л. ш. важную роль сыграли национальные традиции британского языкознания, которое с середины 19 в. интенсивно исследует живые языки разнообразных типов, так называемые «примитивные» или «экзотические» языки, а также культурно-социологическая доктрина Б. Малиновского, этнографа и антрополога, развившего теорию, согласно которой язык и культура обладают некоторыми общими свойствами: и в культуре, и в языке проявляются основные побуждения, желания, потребности, обусловленные социальной и биологической природой человека. Под культурой понимается весь контекст человеческого поведения. По Малиновскому и Фёрсу, общество, личность и язык функционально-генетически тесно связаны: для научного проникновения в их сущность необходим учёт функциональной стороны этих трёх компонентов. Устанавливается связь имманентных по своему существу социологических и лингвистических структур.

На формирование общелингвистического кредо Л. ш. известное опосредованное влияние оказали некоторые идеи Э. Дюркгейма и Ф. де Соссюра и положения бихевиоризма (см. также Бихевиоризм в языкознании). Развиваемой ею теории соотношения языка и культуры близки положения об установлении соотношения социальных и языковых структур на основе антропологических и этнографических теорий Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, Э. Сепира и Б. Уорфа (см. Сепира - Уорфа гипотеза), которые подвергались критике в советском языкознании.

Фёрс и его последователи призывают изучать живые языки, особенно малоизученные языки Азии и Африки. Однако культурно-исторические идеи были лишь фоновыми для Л. ш. Ряд работ лингвистов, примыкавших к Л. ш., были конкретно грамматическими и продолжали традицию английских грамматистов, таких, как, например, Г. Суит.

Задача языкознания для Л. ш. - создание совокупности технических приёмов для изучения языковых явлений. Языкознание автономно, т. е. не обязательно опирается на данные других наук - психологии, социологии и т. п. Метод описания для Л. ш. - это общий принцип, или система критериев, которыми руководствуется исследовательская практика. Понятие «язык» употребляется в трёх основных значениях: как побуждение и внутренние стимулы в природе человека, т. е. естественный дар; как традиционные системы или привычки, т. е. постоянное усвоение языковых норм и активное владение ими, язык в этом смысле - определённая система; как обобщённый термин для бесчисленного множества индивидуальных высказываний или языковых актов. Различаются «структуры» и «системы», подчинённые разграничению синтагматических и парадигматических отношений между единицами языка. Выделение структур связано с установлением синтагматических отношений (структуры горизонтальны и одномерны). Выделение систем связано с установлением парадигматических отношений (системы вертикальны, объёмны и многомерны).

«Значение» рассматривается Л. ш. как сложное лингвистическое явление, требующее исследования на всех уровнях языковой структуры. Значение какой-либо формы можно раскрыть лишь на основе анализа её употребления. Значение состоит из отдельных элементов, выделение которых достигается поуровневым его членением как целого. В анализе значения важнейшую роль играет контекстуализация, т. е. приём установления контекста применительно к каждому языковому уровню. В терминологии Л. ш. выделяются так называемые модусы значения - фонологические, лексические и т. п. Различаются два важнейших вида контекстуализации: ситуационный контекст и социальный контекст. Контекст ситуации - это реальный словесный контекст. На лексическом уровне - это типичное и постоянное окружение, именуемое коллокацией. Контекстуализация формы на грамматическом уровне - это приём соположения взаимосвязанных грамматических категорий, именуемый коллигацией.

Конкретные исследования Л. ш. касаются следующих проблем: место и функции языка в обществе; язык и культура; сущность языка и его определение; движущие силы развития языка; строение языка; выделение языковых уровней и единиц; задачи языкознания; система лингвистического описания; система терминов лингвистического описания; существенные признаки лингвистических категорий и критерии их установления; возможность привлечения экстралингвистических данных к лингвистическому анализу; языковое значение и его место в лингвистическом анализе; ситуационная теория значения; понятие контекста; виды контекста; функциональное расслоение языка; личность в связи с исследованием языка; просодический анализ. В Л. ш. проводилось изучение функционирования языка в разных ситуациях общения: в общественных и религиозных церемониях, во взаимоотношениях людей разных рангов.

Исследования, проводившиеся в Л. ш., сыграли определённую роль в становлении социолингвистики, а также функциональной грамматики, контекстуальной грамматики и лингвистики текста.

Т. А. Амирова.

В начало словаря