Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Лингвистический энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 1, "САА"-"СИН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САА"-"СИН")

Саамский язык

Саа́мский язы́к -

один из финно-угорских языков, составляющий особую ветвь этой семьи. Близок к прибалтийско-финским языкам. Распространён в северной части Норвегии (число говорящих около 27 тыс. чел.), Швеции (около 17 тыс. чел.), Финляндии (около 4 тыс. чел.), а также на Кольском полуострове в СССР (около 2 тыс. чел.). Имеет 2 наречия: западное (диалекты на территории Норвегии, Швеции и части Финляндии) и восточное (часть диалектов на территории Финляндии и диалекты на территории СССР).

С. я. свойственны несколько различных ступеней длительности гласных и согласных. В С. я. большое количество согласных фонем. Система чередований гласных по качеству, а согласных по качеству и количеству имеет морфонологическое значение и пронизывает всю структуру языка. К грамматическим особенностям относится наличие в большинстве диалектов двойственного числа. В синтаксисе, в отличие от прибалтийско-финских языков, отсутствует согласование прилагательных-определений с существительными в числе и падеже.

С. я. Швеции, Норвегии, Финляндии имеет письменность с 17 в., на основе латинской графики; ведётся обучение С. я. в начальных школах. У саамов СССР в начале 30‑х гг. была введена письменность на основе латинской графики (впоследствии была переведена на русскую графику; существовала до 1937). В 80‑х гг. была воссоздана письменность на основе русской графики, изданы букварь и словарь для школ.

  • Керт Г. М., Саамский язык. Фонетика, морфология, синтаксис, Л., 1971;
  • его же, Саамский язык, в кн.: Основы финно-угорского языкознания. Прибалтийско-финские, саамский и мордовские языки, М., 1975;
  • Nielsen K., Lærebok i lappisk, Bd 1-3, Oslo, 1926-29;
  • Bergsland K., Røros-lappisk grammatikk, Oslo, 1946;
  • Itkonen T. I., Koltan-ja kuolanlapin sanakirja, Hels., 1958;
  • Itkonen E., Lappische Chrestomathie mit grammatikalischem Abriss und Wörterverzeichnis, Hels., 1960.
  • Саамско-русский словарь, М., 1985.

Г. М. Керт.

Саларский язык

Сала́рский язы́к -

один из тюркских языков. Распространён в некоторых западных провинциях КНР, в основном в Сюньхуа-Саларском автономном уезде провинции Цинхай. Число говорящих 22 тыс. чел. Диалектное членение выражено слабо, выделяются группы западных, восточных и переходных говоров.

Наиболее древние структурные элементы соотносят С. я. с огузской группой тюркских языков и, предположительно, с языком племени салгур (11 в.). Впоследствии на древнюю огузскую основу наслаивались и кыпчакские элементы. В результате такого взаимодействия С. я. в дательном падеже имеет два ряда формантов (‑a/‑е, ‑γa/‑γe), родительный и винительный падежи совпали в одной форме ‑ni, в системе времён глагола сохраняются как прошедшее на ‑γan, так и прошедшее на ‑miš (случай исключительный для тюркских языков), производные формы времён стали целиком кыпчакскими. Подобный параллелизм представлен и в лексике. Влияние тюркских языков кыпчакского типа на С. я. прекратилось в 14 в., когда салары переселились в Китай и язык их стал подвергаться влиянию языков иных систем (китайского, тибетского). Сохранились книги вероучительного и исторического содержания (15-17 вв.) на арабской графике, язык которых представляет собой соединение литературного чагатайского языка с исконно саларскими элементами. Современный С. я. является языком бытового общения.

  • Поярков Ф., Ладыгин В. Салары, «Этнографическое обозрение», 1893, кн. 16, № 1;
  • Тенишев Э. Р., Строй саларского языка, М., 1976;
  • Kakuk S., Textes salars, «Acta Orientalia Hungaricae», 1961, t. 13, fasc. 1-2.

Э. Р. Тенишев

Салишские языки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самаритянский язык

Самаритя́нский язы́к -

см. Арамейские языки.

Самоа

Само́а

(самоанский язык) - один из полинезийских языков. Официальный язык Западного Самоа (наряду с английским языком); в Восточном Самоа официального статуса не имеет, хотя на нём издаётся периодика, ведутся радио- и телепередачи. Число говорящих 240 тыс. чел. Диалектные различия незначительны.

Фонологическая особенность самоа - наличие двух консонантных систем: литературной (p, t, k, ?, m, n, ŋ, f, s, v, l) и разговорной, где t > k, n > ŋ. Категория числа у глагола морфологически выражена. Строй предложения эргативный. В лексике есть особые «вежливые» эквиваленты (иногда несколько) для обозначения частей тела, действий, предметов обихода, терминов родства и т. п., например нейтральное tautala ‘говорить’ - вежливое felalai (об ораторе), fofoŋa (о вожде), malele (о вожде высокого ранга). Самоа оказал некоторое влияние на соседние полинезийские языки (ниуэ, тувалу, токелау и другие).

Письменность на латинской основе (введена миссионерами) с 1834.

  • Аракин В. Д., Самоанский язык, М., 1973;
  • Churchward S., A Samoan grammar, Melbourne, 1951;
  • Milner G. B., The Samoan vocabulary of respect, «Journal of the Royal Anthropological Institute», 1961, v. 91;
  • Pawley A., Samoan phrase structure, «Anthropological linguistics», 1966, v. 8.
  • Milner G. B., Samoan dictionary, L. - N. Y., 1966.

В. И. Беликов.

Самодийские языки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Санго

Са́нго -

один из адамауа-восточных языков. Распространён в ЦАР {Центральноафриканская Республика}, а также в приграничных с ЦАР районах Конго, Заира, Камеруна и Республики Чад. Число говорящих около 2,5 млн. чел. С 1965 получил статус национального языка ЦАР.

Санго возник и развился как креолизованный язык (см. Креольские языки) на основе одноимённого языка района Мобае (ЦАР), составляющего вместе с языками якома и нгбанди диалектный комплекс; имеет варианты для крупных этнических групп ЦАР: банда, гбайя, манжа, нгбака ма’бо, занде-нзакара, исонго. Для фонологической системы характерно наличие преназализованных фонем mb, mv, nd, nz, ng, ngb, смычных лабио-велярных kp, gb. Под интерференционным воздействием (см. Интерференция) со стороны местных языков санго утратил грамматически значимые тоны (имеются тоны с лексическим значением); отношения вида и времени стали выражаться аналитически, в отличие от санго района Мобае. В лексике заимствования из местных языков, лингала, французского.

Санго функционирует как язык межэтнического общения. Письменность с 60-х гг. 20 в. на основе латинского алфавита. Издаётся литература религиозного содержания, учебники, периодика.

  • Хабиров В. П., Национально-языковая характеристика Центральноафриканской Республики, в кн.: Социолингвистические проблемы развивающихся стран, М., 1975;
  • его же, Основные пути развития национального языка санго (ЦАР), в кн.: История культуры народов Африки, М., 1986;
  • Samarin W. J., A grammar of Sango, The Hague - P., 1967;
  • его же, Sango, langue de l’Afrique Centrale, Leiden, 1970;
  • Khabirov V. P., Description phonologique du sango de Bangui, «DIMI. Bulletin du Centre de linguistique appliquée et de littérature orale de l’université de Brazzaville», 1974, v. 2.
  • Bouquiaux L., Dictionnaire sango-français et lexique français-sango, P., 1978.

В. П. Хабиров.

Сандхи

Са́ндхи

(санскр. saṅdhí - связь, соединение) - изменения звуков на морфемных швах и границе двух слов, объясняемые отчасти фонетически (ассимиляция), отчасти как отражение исторических явлений в языке. Термин введён древнеиндийскими грамматиками. Различают сандхи внешнее (на границе слов или компонентов сложного слова) и внутреннее (на границе морфем). Сандхи предполагает распространение звуковых признаков на отрезок, больший чем фонема, возникновение новых признаков или утрату фонемы или части её признаков. Часто сандхи выступают как разные виды нейтрализации; сандхи - пример так называемых пограничных сигналов (см. Фонология). К сандхи относят и некоторые явления морфонологии. Сандхи ложное - переразложение словосочетания вследствие ошибочного восприятия звука или группы звуков как результата сандхи (ср. в истории английского языка ǣ nædre > æn ædre > adder).

Санскрит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сапаро языки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сардский язык

Са́рдский язы́к

(сардинский язык) - один из романских языков. Распространён на острове Сардиния и ближайших к нему островах. Число говорящих около 1,5 млн. чел. С. я. был официальным языком Сардинии в 11-14 вв. В 20 в. функционирует как язык бытового общения, прессы, поэзии (художественная проза на С. я. не создавалась).

В С. я. выделяется логудорская диалектная группа, а также кампиданский, галлурийский и сассарийский диалекты; два последних совмещают черты диалектов сардинского и итальянского языков.

С. я. - самый архаичный из романских языков; он наиболее близок к южным диалектам итальянского языка. Имеется ряд отличий от других романских языков как в области фонетики (сохранение качества латинских ĭ и ŭ под ударением и взрывного характера g и k перед i, e), так и в области морфологии (окончание ‑u у имён мужского рода; происхождение артикля из лат. ipse; отсутствие противопоставления по времени у причастий; ярко выраженное преобладание аналитических форм глагола над синтетическими). Лексика С. я. испытала влияние каталанского, испанского и итальянского языков.

Единая норма литературного языка отсутствует; наиболее функционально значимы кампиданский и севернологудорские диалекты. Письменность на основе латинского алфавита. Первые тексты на С. я. датируются 1070-1080‑ми гг.

  • Wagner M. L., La lingua sarda, Bern, [1951];
  • Pittau M., Grammatica del sardo nuorese, 2 ed., Bologna, [1972];
  • Porru V., Saggio di grammatica sul dialetto sardo meridionale, Cagliari, 1975.
  • Spano G., Vocabolario sardo-italiano e italiano-sardo, v. 1-2, Cagliari, 1851-52;
  • Wagner M. L., Dizionario etimologico sardo, Heidelberg, 1957-64.

Е. Н. Ермакова.

Сарыг-югурский язык

Сары́г-югу́рский язы́к

(язык жёлтых уйгуров) - один из тюркских языков. Распространён в основном на территории района Минхуа провинции Ганьсу КНР. Число говорящих около 4 тыс. чел. Чёткого диалектного членения не имеет, некоторые различия имеются в фонетике и лексике между говорами горного (таглыг) и степного (ойлыг) населения.

С.‑ю. я. (особенно в лексике) представляет собой сплав элементов различного происхождения - тюркского и нетюркского (влияние санскрита, тибетского, монгольского, китайского языков). Грамматический строй, однако, сохраняет типично тюркский характер. Есть предположения, что в прошлом С.‑ю. я. был близок древнеуйгурскому языку, о чём свидетельствует j‑ в начале слов, исходный падеж на ‑tin, древняя система счёта (от 11 до 29), двоякое склонение местоимений, глагольные формы на ‑γaq и ‑γiš (свойственны также уйгурскому языку), глагольная форма на ‑γur (свойственна также саларскому языку). Древнеуйгурское ‑d‑ в интервокальной позиции в результате контактов сарыг-югуров с древними киргизами (9-10 вв.) перешло в ‑z‑ (так называемый зетацизм, сближающий С.‑ю. я. с хакасским, шорским, чулымско-тюркским языками).

Можно предполагать, что до начала 18 в. сарыг-югуры пользовались древнеуйгурским литературным языком. С усилением тибетского влияния древнеуйгурская письменность была забыта; С.‑ю. я. остаётся языком бытового общения.

  • Малов С. Е., Язык жёлтых уйгуров. Словарь и грамматика, А.‑А., 1957;
  • его же, Язык жёлтых уйгуров. Тексты и переводы, М., 1967;
  • Тенишев Э. Р., Строй сарыг-югурского языка, М., 1976.

Э. Р. Тенишев.

Сахарские языки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свази

Сва́зи -

один из банту языков (подгруппа нгуни зоны S, по классификации М. Гасри). Распространён в Королевстве Свазиленд, где является официальным языком, и на северо-востоке ЮАР. Общее число говорящих 1,53 млн. чел. Имеет диалекты: баца, хлуби, пути и вымирающий диалект - так называемый старый мфенгу. Диалект пути испытал значительное влияние языка сото.

Вокализм включает 7 гласных: i, e, ɛ, a, ɔ, o, u. Консонантизм содержит щёлкающие звуки (койсанский субстрат), которые представлены двумя основными фонемами (дентальный c, палато-альвеолярный q) с назализованными и аспирированными вариантами. Особенностями фонетической системы являются фузионные процессы на стыке морфем: назализация, палатализация согласных; субституция, т. е. замена любых двух контактирующих гласных гласным e. Отсутствует сингармонизм.

Имеется 15 согласовательных классов, маркируемых префиксами, большей частью однослоговыми: V (1‑й «а» кл. u-); CV (7‑й кл. si-); VC (3‑й кл. um-); лишь для четырёх классов префиксы имеют двуслоговую структуру VCV (4‑й кл. ema-). Диминутивные и аугментативные классы отсутствуют, соответствующие категории выражаются при помощи деривативных суффиксов ‑ana, ‑kazi/-kati. Отсутствие локативных классов компенсируется синтаксически иррелевантными конфиксными показателями e-...-ini; для всех, кроме 1‑го, 2‑го, 1‑го «а» и 2‑го «а» классов, для которых используется префикс ku-. Имена существительные, прилагательные, местоимения могут оформляться глагольными показателями лица и времени (так называемая копулятивная форма). Релятивные формы могут иметь все части речи. Широко представлены идеофоны.

Литературной формы свази не имеет. Является языком внутриэтнического общения. Письменность на основе латинского алфавита, возникшая в конце 19 в., ещё не обладает установившимися орфографическими нормами.

  • Ziervogel D., A grammar of Swazi (siSwati), Johannesburg, 1952;
  • Doke C. M., The Southern Bantu languages, L., 1967.

Н. В. Охотина.

Сванский язык

Сва́нский язы́к -

один из картвельских языков. Распространён в Местийском и Лентехском районах Грузинской ССР (в прошлом его ареал был значительно шире). Число говорящих около 35 тыс. чел. Имеет 4 диалекта с фонетическими, морфологическими и лексическими различиями: верхнебальский, нижнебальский, лашхский и лентехский, которые дифференцируются на говоры.

В силу специфических типологических черт С. я. занимает среди картвельских языков обособленную позицию. В фонетике: долгота и умлаутизация гласных (в части диалектов), наличие среднеязычного j, фарингального q и ларингального h; в анлауте избегаются скопления согласных. В морфологии имени: разнотипность склонения (с существенной вариацией падежных морфем), а также префиксально-суффиксальные формы множественного числа; в глаголе - наличие субъектного префикса 3‑го лица, различение инклюзивного и эксклюзивного показателей 1‑го лица множественного числа, своеобразие тематических суффиксов, более широкое функционирование категории версии, богатство отрицательных частиц. В синтаксисе специфичен способ передачи чужой речи в 3‑м лице. Словообразование развито. В лексике широко представлена синонимия, немало заимствований из грузинского и мегрельского языков. Язык бесписьменный.

  • Топуриа В. Т., Сванский язык, 1. Глагол, Тб., 1931; 2 изд., Тб., 1967 (на груз. и рус. яз.);
  • его же, Сванский язык, в кн.: Языки народов СССР, т. 4, М., 1967;
  • Жгенти С. М., Основные вопросы фонетики сванского языка, Тб., 1949 (на груз. яз., резюме на рус. яз.);
  • Калдани М. М., Фонетика сванского языка. 1. Система умлаута в сванском языке, Тб., 1969 (на груз. яз., резюме на рус. яз.);
  • Хрестоматия сванского языка, под ред. А. Г. Шанидзе и М. М. Калдани. Тб., 1978 (на груз. яз.).

Г. А. Климов.

Сверхфразовое единство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Связка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Северохальмахерские языки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сегментация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Селишские языки

Се́лишские языки -

см. Салишские языки.

Селькупский язык

Сельку́пский язык

(устар. - остяко-самоедский язык) - один из самодийских языков. Распространён на северо-востоке и востоке Западной Сибири, образует несколько изолированных ареалов. Число говорящих около 2 тыс. чел. (1979, перепись). До 19 в. играл роль lingua franca в районах между Обью и Енисеем у эвенков, хантов, кетов. С. я. имеет 4 основных наречия: северное (реки Таз, Турухан, Елогуй), центральное (реки Тым, средняя Обь), восточное (р. Кеть) и южное (реки Чая, Чулым, верхняя Обь). Селькупы из разных районов часто не понимают друг друга, пользуются различными самоназваниями, однако границы между наречиями расплывчаты из-за наличия смешанных и переходных диалектов.

В отличие от других самодийских языков С. я. обладает богатым вокализмом (в тазовском диалекте 25 гласных фонем при 16 согласных); в ауслауте чередуются гоморганные носовые и смычные согласные. Сфера использования множественного числа сократилась за счёт экспансии собирательной формы; система падежей расширилась (во многом за счёт агглютинации послелогов); отрицательный глагол отсутствует; употребляются превербы. Существует развитая система морфологических средств модификации синтаксической роли именных, глагольных, местоименных основ. Имеется ряд лексических параллелей с кетским и другими енисейскими, хантыйским, тунгусо-маньчжурскими языками.

Письменность (для тазовского диалекта северного наречия) создана в 30‑х гг. 20 в. на основе латинской, а позднее русской графики, однако с середины 50‑х гг. фактически не использовалась и не имеет стабильной нормы.

  • Прокофьев Г. Н., Селькупская (остяко-самоедская) грамматика, Л., 1935;
  • Кузьмина А. И., Грамматика селькупского языка, ч. 1 - Селькупы и их язык, Новосибирск, 1974;
  • Кузнецова А. И., Хелимский Е. А., Грушкина Е. В., Очерки по селькупскому языку, ч. 1 - Тазовский диалект, М., 1980;
  • Erdélyi I., Selkupisches Wörterverzeichnis. Tas-Dialekt, Bdpst, 1969;
  • Kats H., Selkupische Quellen, W., 1979;
  • см. также литературу при статье Самодийские языки.

Е. А. Хелимский.

Сема

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семантика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семасиология

Семасиоло́гия

(от греч. σημασία - значение, смысл и λόγος - слово, учение) - в русской и европейской традиции: раздел языкознания, занимающийся лексической семантикой, т. е. значениями слов и словосочетаний, которые используются для называния, номинации отдельных предметов и явлений действительности. Часто семасиология противопоставляется ономасиологии как исследованию называния. Задачи обеих решаются в рамках более общей дисциплины - семантики.

[Автор статьи не указан]

Семиология

Семиоло́гия -

см. Семиотика.

Семиотика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семитология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семито-хамитские языки

Семи́то-хами́тские языки́ -

см. Афразийские языки.

Семитские языки

Семи́тские языки́ -

одна из ветвей афразийской, или семито-хамитской, макросемьи языков (см. Афразийские языки). Распространены в Западной Азии и Африке севернее Сахары. Число говорящих 193 млн. чел. С. я. разделяются на группы:

северно-периферийную, или северо-восточную (вымерший аккадский язык);

северно-центральную, или северо-западную [живые языки: иврит в Израиле и новоарамейские диалекты - западные в Сирии, восточные в Ираке, Иране, СССР, США, Турции и другие объединяются под названием ассирийского (новосирийского) языка; мёртвые: эблаитский, аморейский, ханаанейский, угаритский, финикийско-пунический, древнееврейский (ранняя форма иврита), я’уди и арамейские диалекты - древнеарамейский, имперский арамейский, западные: пальмирский, набатейский, подгруппа палестинских, восточные: сирийский, или сирский, вавилонско-талмудический, мандейский];

южно-центральную (живые: арабский язык со множеством сильно различающихся живых диалектов, мальтийский на Мальте);

южно-периферийную [живые: мехри, джиббали (шахри, шхаури), сокотрийский и некоторые другие малые языки в НДРЙ; мёртвые: минейский, сабейский, катабанский, объединяемые как южно-аравийские эпиграфические];

эфиосемитскую (живые: северная подгруппа - тигринья, или тиграй, и тигре; южная подгруппа - амхарский, аргобба, харари, ряд диалектов, условно объединяемых под названием гураге; недавно вымерший гафат; мёртвый: гээз, или эфиопский, принадлежащий к северной подгруппе).

Семья языков

Семья́ языко́в -

см. Родство языковое, Генеалогическая классификация языков.

Сепира - Уорфа гипотеза

Сепи́ра - Уо́рфа гипо́теза

(гипотеза лингвистической относительности) - концепция, согласно которой структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Разработана в 30‑х гг. 20 в. в США Э. Сепиром и Б. Л. Уорфом в рамках этнолингвистики. Согласно С. - У. г., логический строй мышления определяется языком. Характер познания действительности зависит от языка, на котором мыслит познающий субъект. Люди членят мир, организуют его в понятия и распределяют значения так, а не иначе, поскольку являются участниками некоторого соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. Познание не имеет объективного, общезначимого характера; «сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых систем» (Уорф). Широкую известность С. - У. г. получила в 50‑х гг. благодаря работам Х. Хойера, давшего её критический анализ, и состоявшейся в 1953 (Чикаго) конференции, где гипотеза обсуждалась лингвистами, этнографами, философами, психологами.

В советском языкознании С. - У. г. подверглась критике с позиций марксистской методологии: сторонники этой гипотезы не учитывают, что язык не представляет собой самодовлеющей силы, творящей мир, а является результатом отражения человеком окружающего мира. Различия в способах его членения возникают в период первичного означивания (см. Номинация) и могут быть обусловлены ассоциативными различиями, несходством языкового материала, сохранившегося от прежних эпох, влиянием других языков и т. д. Выражаемое с помощью языка содержание не равно сумме значений языковых единиц, так как путём сочетания разных языковых средств можно выразить также содержание или понятие, которое не соотносится с какой-либо особой единицей языка. Форма и категории мышления одинаковы у всех народов, хотя язык оказывает известное регулирующее влияние на процесс мышления.

  • Сепир Э., Язык, пер. с англ., М.-Л., 1934;
  • Уорф Б. Л., Отношение норм поведения и мышления к языку, в кн.: Новое в лингвистике, в. 1, М., 1960;
  • Брутян Г. А., Гипотеза Сепира - Уорфа. Ер., 1968;
  • Васильев С. А., Философский анализ гипотезы лингвистической относительности, К., 1974;
  • Гипотеза в современной лингвистике, М., 1980, с. 198-204 (лит.);
  • Selected writings of Edward Sapir in language, culture and personality, Berk. - Los Ang., 1951;
  • Whorf B. L., Language, thought and reality, Camb. (Mass.), [1966].

А. М. Кузнецов.

Сербскохорватский язык

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сетяля теория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сигнификат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сидамские языки

Сида́мские языки́

(восточносидамские языки) - одна из подгрупп в составе восточной группы кушитских языков. Распространены в южной Эфиопии. Число говорящих около 850 тыс. чел. Включают языки сидамо, дараса, хадия (или гуделла, марако), камбатта, алаба, тамбаро, бурджи (или бамбала, амар) и кабенна. По строению фонологической системы близки омотским языкам, с которыми находятся в тесном языковом контакте. Среди категорий имени выделяются: согласовательные род и число (3 согласовательных класса - мужской род единственного числа, женский род единственного и множественного числа; употребление форм множественного числа по тем же правилам, что в языке каффа), единичность (собирательные и сингулятивные формы), падеж (общий, приименной генитив и ряд обстоятельственных падежей), личная притяжательность (притяжательные суффиксы 1-3‑го лица единственного и множественного числа обладателя). Выделимость прилагательных как особой части речи спорна. Личные местоимения делятся на самостоятельные (субъектные и объектные) и приглагольные объектные (суффиксальные); имеются также указательные (2 дейксиса) и вопросительные местоимения. Морфологические категории глагола: лицо-число субъекта (по внешним показателям спряжения С. я. сильно отличаются от других восточнокушитских), породы, время (2 времени в индикативе), наклонение, статус (аффирматив - негатив), глагольный падеж (предикатив, общекосвенный, релятив и ряд обстоятельственных падежей). Основное средство слово- и формообразования - суффиксация, иногда используется редупликация корня (образование множественного числа имён и глагольного итератива). Порядок слов общекушитский. Именная предикация оформляется с помощью неизменяемой связки. Из С. я. хорошо описаны только языки сидамо, хадия и алаба. Языки бесписьменные.

  • Moreno M. M., Manuale di Sidamo. Grammatica. Esercizi. Testi. Glossario, Mil., 1940;
  • Hudson G., Highland East Cushitic, в кн.: The Non-Semitic languages of Ethiopia, East Lancing, 1976, p. 232-77.

Т. Л. Ветошкина.

Силлабическое письмо

Силлаби́ческое письмо́

(от греч. συλλαβή - слог) - письмо, знаки которого передают отдельные последовательности звуков языка, чаще всего слоги. Попытки слогового написания собственных имён и грамматических формантов восходят к словесно-слоговым системам письма. В ходе развития этих систем слоговые знаки начинают употребляться для записи слов как фонетическое дополнение к знаку-логограмме. Только слоговые знаки (за исключением нескольких детерминативов и логограмм) применялись в некоторых клинописных письменностях Двуречья (эламская, хурритская, урартская, древнеперсидская клинопись). Из критской иероглифики к С. п. (с той же оговоркой) относятся линейное письмо А и Б, кипро-минойское и кипрское слоговое письмо, возможно, письменность диска из Феста. По мнению И. Дж. Гелба, слоговые знаки, употреблявшиеся в древнеегипетской иероглифике, послужили источником западносемитских силлабариев, знаки которых передавали сочетание «согласный + любой гласный» (протосинайское, протопалестинское, финикийское письмо).

Более позднее происхождение имеют эфиопский силлабарий и слоговые системы письма Индостана (см. Индийское письмо), Центральной и Юго-Восточной Азии, которые можно рассматривать как «полуалфавитные» (основной знак передаёт либо гласный, либо сочетание согласного со звуком «a»). Многие оригинальные системы письма 19-20 вв. первоначально или в ходе развития были силлабическими (письмо индейцев чероки, письмена ваи, баса, тома, менде, бамум в Западной Африке, система Полларда для языков юго-западного Китая, письмена эскимосов Аляски, письмо волеаи Каролинских островов). В иероглифическом японском письме наряду с логограммами употребляются (главным образом для передачи собственных имён и грамматических формантов) слоговые знаки - «каны».

А. М. Кондратов.

Синайское письмо

Сина́йское письмо́ -

1) устаревшее название протосинайского письма; 2) вариант арамейского набатейского письма, известный по многочисленным надписям 2-4 вв. на Синайском полуострове. Вероятно, послужил истоком для создания арабского письма.

А. Г. Лундин.

Синайско-палестинское письмо

Сина́йско-палести́нское письмо́ -

см. Западносемитское письмо.

Сингальский язык

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сингармонизм

Сингармони́зм

(от греч. σύν - вместе и ἁρμονία - созвучие) - морфонологическое явление, состоящее в единообразном вокалическом (иногда и консонантном) оформлении слова как морфологической единицы.

В языках с сингармонизмом в структуре слова выделяется независимый (доминирующий) компонент (обычно корень) и зависимые компоненты (аффиксы). По тому, какой фонологический признак является основой сингармонизма, различаются тембровый сингармонизм (по признаку ряда), лабиальный сингармонизм (по огублённости), компактностный сингармонизм (по подъёму, или раствору); в составе слова возможно сочетание двух типов сингармонизма. Например, в венгерском языке ablak-hoz ‘к окну’, cipész-hez ‘к сапожнику’, küszöb-höz ‘к порогу’, вокализм показателя аллатива ‑hVz (см. Венгерский язык) зависит от вокализма корня (передний - задний: ‑hoz/‑hez, лабиальный - нелабиальный: ‑hez/‑höz`). Сингармонизм присущ главным образом агглютинативным языкам (см. Агглютинация), где он обеспечивает целостность и отдельность словоформы, действуя как «цементирующее средство» (И. А. Бодуэн де Куртенэ), и в этой функции сингармонизм соотносится с ударением индоевропейских языков. Конкретный тип сингармонизма зависит от характера вокалической и просодической системы языка; в урало-алтайских языках с их тембровым богатством гласных представлен тембровый и лабиальный сингармонизм, в ряде нигеро-конголезских языков (например, ква), имеющих многоступенчатую градацию гласных по подъёму, - компактностный сингармонизм, при котором в слове возможны лишь гласные одной из двух серий - широкие или узкие (чётной ступени - нечётной ступени). Многие сингармонические языки обнаруживают отклонения от идеальной схемы сингармонизма, что проявляется в наличии нейтральных гласных (часто e, i), способных встречаться как в переднерядных, так и в заднерядных словах; сингармонизм часто не распространяется на префиксы и на сложные слова, в которых каждый компонент имеет свой сингармонический рисунок. С сингармонизмом иногда сближают такие явления, как умлаут в древних германских языках, но он напоминает сингармонизм лишь фонетически, отличаясь функционально. Понятие сингармонизма шире, чем обычно отождествляемое с ним понятие гармонии гласных, так как сингармонизм может выражаться и в консонантной гармонии (как в некоторых индейских языках Северной Америки).

  • Черкасский М. А., Тюркский вокализм и сингармонизм, М., 1965;
  • Виноградов В. А., Типология сингармонических тенденций в языках Африки и Евразии, в кн.: Проблемы африканского языкознания, М., 1972;
  • Issues in vowel harmony, Amst., 1980.

В. А. Виноградов.

Синдхи

Си́ндхи -

один из индийских (индоарийских) языков. Распространён преимущественно в провинции Синд Пакистана (число говорящих около 10 млн. чел.) и в штатах Махараштра, Гуджарат и Раджастхан Индии (1,95 млн. чел.). В обоих государствах употребляется в сфере образования, культуры, литературы.

Диалекты: вичоли, занимающий центральное положение и лежащий в основе литературного языка, сирайки (северный), ласи (в Ласбела), лари (по нижнему течению реки Инд), тхарели (переходный к раджастхани), каччхи (переходный к гуджарати). От родственных языков отличается наличием серии инъективных (или имплозивных) звонких согласных; сохранением слабопроизносимых конечных кратких гласных; минимальной омонимией в именных парадигмах, включающих ряд старых синтетических форм; вторичной флексией глагола при отпричастных формах; употребительностью местоименных энклитик (в субъектной, объектной и атрибутивной функциях). Литература на синдхи развивается с 17-18 вв. Для синдхи в Пакистане используется арабское письмо, дополненное большим числом новых знаков и широко пользующееся диакритикой; в Индии - деванагари (см. Индийское письмо) с подстрочными значками для специфических согласных; имеется скоропись - ланда (в нескольких локальных разновидностях).

  • Егорова Р. П., Язык синдхи, М., 1966;
  • Trumpp E., Grammar of the Sindhi language, L., 1872.

Г. А. Зограф.

Синкретизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Синология

Синоло́гия -

см. Китаистика.

Предыдущая страница Следующая страница