Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Грамматологический словарь
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

Вариативная способность письма

Вариативная способность письма - способность алфавитных знаков подвергаться искусственному видоизменению в целях каллиграфии. Такой способностью обладают письменности, состоящие из простых знаков (линий, точек и т.д.). Простота знаков арабского письма и составных частей китайских иероглифов позволяют выстраивать десятки своеобразных и вычурных почерков. Сложность знаков эфиопского или кхмерского письмен зацикливает их в лучшем случае на нескольких почерках. Однако же, если варьировать в целях каллиграфии сложные знаки (например, грузинского алфавита), то они изменяются до неузнаваемости.

Векторная грамматология

Векторная грамматология (от лат. vector «несущий»). Здесь рассматриваются вопросы, связанные с влиянием направления письма на его характеристики. Форма зависит от того, куда она направлена. (См. анизотропия, направление, топология).

Вертикальное письмо

Вертикальное письмо - способ письма, при котором строчки следуют сверху - вниз (реже снизу - вверх). Характерен в первую очередь для китайских иероглифов, хотя наиболее известен по монгольскому письму (а также маньчжурскому, уйгурскому, согдийскому, бурятскому, калмыцкому). Считается, что вертикальное направление строк - декоративный прием слитного письма сирийцев (несториан), Вертикальное направление было у китайских иероглифов, корейском лигатурном письме онмун, пагба и иногда присутствует в североиндийском письме ранджа (гуптакшер).

В словах на вертикальное написание сбиваются в некоторых случаях буквы в слогах тибетского письма. Из-за такой манеры«вертикальным» иногда называют тохарское письмо (центральноазиатское брахми). Вертикальный характер имеет искусственное письмо сарати, созданное Толкиеном.

Вирама

Вирама (от санскр. विराम «отдых, остановка») - знак, обозначающий отсутствие гласного звука в силлабограмме. Вирама - важная характеристика генеалогии индийских письменностей: по мере ее использования можно проследить родственные связи силлабариев. В зависимости от того, как решается проблема передачи скопления согласных на письме, индийские силлабарии делятся на три вида:

а. Денванагари, бенгали, ория, гурмукхи, гуджарати, тибетское письмо решают эту проблему за счет лигатур: सतव satava, но स्त्व stva. В санскрите вирама использовалась только в конце слов, в хинди практически не используется.

б. Тамили, сингальское, бирманское, батакское письмена применяют только вираму для образования моноконсонантных графем, что сделало эти силлабарии одними из самых «ясных» и компактных в Южной и Юго-Восточной Азии. В малаяли, реджанге и чаракане применяются как вирама, так и лигатуры.

в. Использование финалеграмм - специфика силлабариев телугу, каннада, кхмерского (вирама "бантак" используется редко) и отчасти монского письма: все буквы для согласных могут редуцироваться до специфичной диакритики. Этот прием, по-видимому изобретение дравидов.

В японской кане используется всего один финалеграммный знак (-n/-m), в ронг-лепча - 8. В лаосском и тайском письменах ни лигатуры, ни вирамы не используются. В эфиопском письме не различают редуцированный гласный и его отсутствие (tə=t), хотя иногда в роли вирамы используется арабский знак «нуль-гласного» - сукун. В мальдивском письме тана применение сукуна обязательно. Как важный и дополнительный элемент точного чтения, тибетское письмо всегда использует слогоделитель.

В еврейском письме известен диакритический знак шва (ševa), представляющий собой подстрочное двоеточие (אְ) и передающий либо отсутствие гласного, либо гласный звук неопределенного свойства (ə).

Вокализм

Вокализм (от лат. vocalis «гласный звук») - система гласных звуков в языке, количество которых в разных языках неодинаково. Наибольшее количество гласных (свыше 30) в мон-кхмерских языках, наименьшее (до 2) в абхазо-адыгских языках. Однако в любой фонологической системе обязательно наличие т.н. основного треугольника гласных: i/е, о/u, а. 3а гласным «а» признается особая роль. Гласные различаются по открытости - закрытости, степени подъема (верхний, низкий) и ряду (передний, средний, задний).

Предыдущая страница Следующая страница