Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Словарь лингвистических терминов
рефлексия

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

рефлексия

1. (поз.-лат. reflexio обращение назад)

Размышление, самонаблюдение; осмысление собственных действий;

в лингвистике: языковая Р. - осмысление собственной речевой деятельности.

2. Тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В "Новейшем словаре иностранных слов и выражений" (2002) рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов" [с. 700]. Как специальная проблема, рефлексия изучается более двух тысяч лет. Ее изучение восходит к античной философии.

Ученые по-разному трактовали рефлексию:

1) Сократ акцентировал в качестве исходных задачи самопознания;

2) Платон и Аристотель трактовали рефлексию как атрибут божественного разума, через который в его совокупности с мышлением проявляется единство мыслимого и мысли;

3) в средние века рефлексию рассматривали как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его "умной энергии";

4) у Декарта рефлексия выступает как основной методологический принцип философии, нацеленный на переход к предметному рассмотрению сознания, наряду с переходом к самопознанию, т.е. к саморефлексии. Считалось, что в таком случае человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, являющегося центром окружающего мира;

5) в истории рефлексии как особого понятия выделяются: эмпирическая, логическая, трансцендентальная и абсолютная стадия эволюции:

а) эмпирическая рефлексия связана с именем Локка, она носит чувственный, эмпирический психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта;

б) логическая рефлексия была обоснована Лейбницем, который, анализируя различение умопостигаемого и чувственного мира, рассматривал рефлексию как интеллектуальный процесс, связанный со всеобщим знанием и всеобщими истинами;

в) трансцендентальная рефлексия синтезировала логическую и эмпирическую трактовки в "трансцендентальном единстве апперцепции": "Я мыслю". Кант писал о том, что рефлексия есть такое состояние души, при котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия";

г) у Гегеля рефлексия представляет собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка рефлексии - первая критика философии рефлексии. В движении к всеобщему рефлексия снимает свои собственные моменты. Действительным субъектом рефлексии становится понятие, которое как полагает, так и снимает моменты рефлексии;

6) феноменологический метод Гуссерля ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания;

7) в конце 19 в., в 20 в. появляются критика и возможные варианты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.);

8) в психологии и социологии были предложены специфические версии. В психологии рефлексия - процесс самопознания индивидом внутренних состояний и актов;

9) в социологии и социальной психологии рефлексия выступает: как знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя; осознание им того, как он оценивается другими индивидами - то, что изучается концепцией "отраженного", или "зеркального" Я; способность мысленного восприятия позиции "другого" и его точки зрения на предмет рефлексии (предмет изучения феноменологической социологии, этнометодологии и др.). В данном случае рефлексия понимается как процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции);

10) в теории дискурс-анализа разработана теория символического интеракционизма; интеракционизм, коммуникация, культура - взаимосвязанные компоненты теории, так как отношение между коммуникацией и культурой указывает на взаимосвязь различных информационных средств и структур, коммуникативных систем, форм культуры и идеологии определенного исторического периода и реального жизненного опыта, переживаний участников интеракции;

11) в литературоведении учение о рефлексии имеет принципиальное значение для анализа поведения героев, персонажей художественных произведений;

12) в критике языка понятия рефлексия и саморефлексия языковой системы являются составной частью учения о языке;

13) изучение синергетических процессов в языковой системе, а также в лингвистике может оказаться перспективным в случае использования философии рефлексии;

14) одним из объектов исследования истории и философии науки, в частности, истории и философии языкознания является рефлексия как тип научного мышления и, в частности, как тип лингвистического мышления;

в плане современной научной методологии возможна разработка рефлексии как метода общенаучного и частного исследования.

В начало словаря