Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М"
Наиболее общее деление единиц языка, учитывающее, что материальное и идеальное в языке существует в единстве. Двусторонние, значимые единицы языка рассматриваются в единстве материального и идеального (семантического), хотя каждый из этих двух аспектов может изучаться самостоятельно. |
метод "слово - образ" |
состоит в выявлении того комплекса языковых средств различных уровней со всеми их стилистико-смысловыми нюансами, которые служат выражению, созданию того или иного микрообраза в системе образной мысли писателя. |
Различительный признак морфемы, проявляющийся в невозможности дальнейшего членения морфемы на более мелкие части без нарушения ее смысловой целостности. |
Один из компонентов структурной организации языка, выделяемый частью ученых, в отличие от тех, кто склонен выделять только морфемный уровень, исследуя системные взаимоотношения морфем, выделяя в их составе аффиксальный подуровень. Морфемно-морфологический уровень включает в состав единиц этого уровня морфемы и словоформы. Морфемы самостоятельно не употребляются в предложении и, следовательно, не являются номинативными и коммуникативными единицами. Они образуют слова и словоформы. |
Метод, нацеленный на исследование морфемного состава слова в синхронном аспекте, выявление всех имеющихся в слове морфем, живых с точки зрения современного языка. Основными единицами этого анализа являются слово и морфема. В русском языке морфема, как правило, выделяется в составе слова. Структурное совпадение морфемы и слова представлено единичными случаями: вы, нет, ура, беж и др. На первой ступени морфемного анализа выделяются окончание и два вида основ, что дает возможность установить функцию и значение формообразующих суффиксов, если они представлены в словоформе. Корень и словообразовательные аффиксы выделяются на второй ступени морфемного анализа. Затем результаты морфемного анализа перепроверяются с помощью словообразовательного анализа. |
Центральный способ, нацеленный на образование новых слов с помощью аффиксов: префиксов, суффиксов и др. По мнению В.В. Виноградова, к нему в классификации примыкает фонетико-морфологический способ, при котором образование производных сопровождается фонетическими изменениями: чередованием, перемещением ударения: благой - блажь. |
в классификации В.В. Виноградова характеризуется как способ, включающий все факты перехода из одной части речи в другую: столовая, весной и т.п. |
Явления, наблюдающиеся при образовании производных слов: 1) чередование фонем на морфемном шве и внутри корня: луг - лужайка (г//ж); стекать - сток (е//о); 2) усечение производящих основ: покрасить - покраска (и усекается); 3) интерфиксация (появление асемантических прокладок на стыке производящей базы и аффикса): легенда - легендарн(ый) - прокладка ар; 4) наложение морфов, устраняющее повторы фонем и их сочетаний на морфемном шве: такси - таксист - наложение на и суф. -ист; 5) перемещение ударения и изменение акцентологической характеристики слова: а́рфа - арфи́ст. |
(ассоциативно-образная) Тип частичной мотивации, при которой значение деривата базируется не на значении производящего, а на разных ассоциациях, с ним связанных: цыганить - попрошайничать, выпрашивать что-то, как обычно выпрашивают цыгане. |
Тип мотивации, при которой дериват мотивируется одним мотивирующим словом: шуметь - шум. |
Тип частичной мотивации, при которой отсутствует прямая отсылка к значению мотивирующего, семантические отношения при этом как бы вуалируются: дубина - глупый, дубинноголовый человек → дуб. |
Тип частичной мотивации, при которой из значения мотивирующего слова извлекается один компонент и посредством сравнения и уподобления образуется значение деривата: камень - окаменеть. |
Тип мотивации, при которой дериват мотивируется двумя или более мотивирующими словами: несправедливость: 1) не + справедливость; 2) от несправедливый. Двойственность мотивации в данном случае порождает двойственность словообразовательной структуры. Г.О. Винокур множественность мотивации называл омонимией словообразовательной формы. |
Тип мотивации, к которой относятся прямая и переносная мотивация, связанные с ядерным значением мотифирующего слова. |
Тип полной мотивации, при которой дериват мотивируется переносным значением мотивирующего слова: столб - остолбенеть. |
Тип полной мотивации, при которой дериват образуется на основе периферийного значения мотивирующего слова: госпиталь - госпитализировать (поместить в любую больницу, в том числе и в госпиталь). |
Тип полной мотивации, при которой дериват мотивируется прямым значением мотивирующего слова: яблоко - яблочный. |