Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Термины и понятия: Морфемика. Словообразоние. Словарь-справочник
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

семантико-стилистический метод анализа текста в стилистике

нацелен на анализ взаимосвязи языковых средств и общей стилистической окраски функциональных стилей, которая базируется на семантико-стилистических связях языковых единиц различных уровней.

семантическая эквивалентность производного и производящего наблюдается:

1) при образовании усеченных слов: специалист - спец;

2) при образовании аббревиатур.

синтаксический уровень

Один из компонентов структурной организации языка, конститутивными единицами которого являются словосочетание и предложение. Синтаксис изучает отвлеченные модели строения этих единиц и их типовые значения, закрепленные в системе языка.

система

Совокупность элементов, которая характеризуется:

1) закономерными отношениями между элементами;

2) целостностью как результатом этого взаимодействия;

3) автономностью поведения;

4) несуммарностью (неаддитивностью) свойств системы по отношению к свойствам составляющих ее элементов.

В языке нет несистемных явлений. Отмечаемые исследователями «асистемные факты» оказываются включенными в отношения с единицами языка на том или другом основании. Язык - открытая система, в связи с чем создается впечатление ассистемности. Строгость системной организации языка на разных его уровнях различна.

система и структура языка

Две стороны языка, презентующие:

1) язык как уникальную систему мира;

2) структуру языка как важную сторону системных отношений единиц и их разрядов. Система обладает целостностью, которая обусловлена строго закономерными отношениями единиц, входящих в ее состав. Структура обозначает более абстрагированное понятие, нацеленное на совокупность связей и отношений, которая организует элементы системы. Система и структура - онтологические свойства языка. Внутриуровневые отношения наблюдаются в системной организации, внеуровневые отношения - это структурные взаимоотношения.

системность языка в традиционном языкознании

Исследование системных отношений в языке привело к составлению различных классификаций:

1) деление слов по частям речи на основе характера их значений, формальных показателей, синтаксической роли;

2) выделение в составе частей речи других разрядов: классификация глаголов по видам, типам спряжения; существительных по родам, типам склонения. Системная организация языка была признана как особое, уникальное явление действительности. В. Гумбольдт признавал системную организацию языка. Системность языка отмечает Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртенэ и др. Бодуэн де Куртенэ рассматривал язык как «обобщенную структуру». Соссюр считал, что отношения, взятые сами по себе, и составляют сущность той или иной единицы. В языке важны оппозиции, различия. Концепция системности послужила методологической основой формирования структурализма, представителями которого являются: Пражский лингвистический кружок, глоссематика, американская дескриптивная лингвистика. Крайние выводы из соссюровских положений о системности языка послужили основанием для абсолютизации отношений языковых единиц. В глоссематике главное - система отношений: язык есть сетка отношений, реляционный каркас или конструкт, безразличный к природе своего материального выражения и воплощения. Изучение отношений, системных связей языковых единиц весьма важно, однако язык нельзя отождествлять с этими отношениями и рассматривать его как реляционный каркас. Отношения не существуют вне их материального воплощения в том или другом языке, в той или иной единице языка. В исследовательских целях можно рассматривать тот или иной аспект языка или его единиц, но нельзя его абсолютизировать.

словообразование, или дериватология в русском языкознании

(лат. derivatum - произведенное, производное)

Раздел языкознания, изучающий структуру и семантику производных, способы их образования и объединения. Основной объект словообразования - производное слово (дериват).

словообразовательная категория

Совокупность производных слов, относящихся к синонимичным словообразовательным типам, объединенных общностью словообразовательного значения, на дифференцированных по средствам выражения формантов: учитель, тракторист, интерпретатор и т.п.

словообразовательная модель

Схема построения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу.

Она включает:

1) производящую базу;

2) формант;

3) деривационное значение.

словообразовательная мотивация

Отношения между мотивирующим и мотивированным словом (дериватом) - между двумя однокоренными словами, при которых возникают различные типы мотивации:

1) значение одного слова определяется через значение другого: волк - волчонок (детеныш волка);

2) производное тождественно производящему во всех семантических компонентах, кроме частеречной принадлежности: хороший - хорошо;

3) одно слово полностью тождественно другому по семантике при различии в стилистической окраске: Чеченская Республика - Чечня.

словообразовательная пара

Единица системы словообразования, объединяющая мотивирующее и мотивированное слово (дериват) по бинарному принципу: олень - олененок. Мотивированным является то слово, которое формально и семантически сложнее однокоренного мотивирующего (олененок семантически сложнее мотивирующего олень: оно включает компонент детеныш; формально оно тоже сложнее: включает суффикс -енок-).

Комплексная единица системы словообразования, включающая в свой состав мотивирующее и мотивированное слова: чудо - чудесный, победить - победа и др.

словообразовательная парадигма

Объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации.

Члены парадигмы объединены общим семантическим компонентом, но различаются:

1) формантами

2) словообразовательными значениями.

Например: синий → (сине-ва, синь, синюха, синенький, синеватый, синеть, синить, синяк). От одного производящего слова образуется пучок дериватов, объединенных радиальными отношениями. В парадигму не входит производящее слово. Наряду с конкретными, выделяются типовые словообразовательные парадигмы.

Например, русские дериваты, мотивированные зоонимами, образуют парадигмы, состоящие из следующих компонентов:

1) наименование самки;

2) наименование детеныша;

3) название мяса животного;

4) название помещения или пространства, связанного с животным;

5) наименование лиц по отношению к животным;

6) уменьшительные образования;

7) уменьшительно-оценочные образования;

8) увеличительные образования;

9) притяжательные прилагательные;

10) относительные прилагательные;

11) глаголы со значением «производить на свет»;

12) глаголы со значением «вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом».

Олень → (олениха, олененок, оленина, оленевод, оленище, олений).

Не все конкретные парадигмы обладают типовым набором компонентов, но использование типовой парадигмы позволяет:

1) выявить языковые лакуны - «пустые места» в словообразовательной и лексической системах;

2) определить словообразовательный потенциал различных частей речи, лексико-грамматических разрядов и лексико-семантических групп;

3) выявить дефектные парадигмы;

4) спрогнозировать появление нового слова.

словообразовательная цепь

Ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности: каждое предшествующее слово является производящим для последующего: красный - краснеть - покраснеть - покраснение.

Выделяются:

1) полные словообразовательные цепи: характеризуются наличием всех необходимых элементов: зеленый - зеленеть - позеленеть;

2) неполные словообразовательные цепи: характеризуются череступенчатым словообразованием: одно из звеньев цепи пропущено, в результате чего в производном используется протяженный формант, восполняющий недостающее звено: глобальный - глобал - изация.

словообразовательное гнездо

Объединение производных, включающее в свой состав:

1) словообразовательные цепи;

2) словообразовательные парадигмы.

Приведем фрагмент гнезда с вершиной петь: петь → (певец, запеть - запевать - запевала, допеть, пропеть). Здесь представлены и словообразовательная цепь, и словообразовательная парадигма. В основе гнезда - вершина, представленная непроизводной единицей, которая служит базой для образования производных.

Словообразовательные гнезда отличаются по объему:

1) нулевое гнездо, представленное одним словом: ажур - произведение бухгалт. записей;

2) слаборазвернутое гнездо, включающее вершину и одно производное: майонез - майонезный;

3) сильноразвернутое гнездо, включающее три и более слов.

словообразовательное (деривационное) значение производного

по Н.А. Николиной. Обобщенное значение, присущее производным словам одной словообразовательной структуры - тот семантический компонент, которым производное отличается от мотивирующей единицы. Словообразовательное значение конкретнее грамматического, но имеет более абстрактный и регулярный характер, чем лексическое.

словообразовательное значение

1. Значение словообразовательного типа.

2. Словообразовательное значение морфемы - общее типовое значение, извлеченное из ряда частных словообразовательных значений, близких по структуре слов.

- Тип языкового значения, представленный в словообразовательном типе. Оно характерно для всех производных, которыми задан словообразовательный тип. С.з. инвариантно. Так, существительные с суффиксом -ист, образованные от существительных, объединены инвариантным значением «лицо по отношению к предмету, названному мотивирующим словом». Инвариантное значение может модифицироваться то как «лицо по сфере деятельности», то как «лицо по отношению к объекту изучения» и т.п. Подобные варианты в учебной литературе называются частными словообразовательными значениями, в отличие от общего - инвариантного значения.

словообразовательные форманты аффиксальные

словообразовательные аффиксы и их сочетания.

словообразовательные форманты безаффиксные

1) сокращение (усечение) производящей основы (спец);

2) устойчивый порядок компонентов и возможность единого ударения (нижеподписавшиеся);

3) переоформление морфологической парадигмы (столовая).

словообразовательные форманты (дериваторы) в СРЯ

1) аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы и их комбинации);

2) сокращение (усечение) производящей основы - магнитофон - маг;

3) устойчивый порядок компонентов при сложении или сращении и единое главное ударение: легкоиспаримый;

4) изменение, сужение и переоформление морфологической парадигмы при переходе из одной части речи в другую: кругом (существительное - наречие - предлог).

словообразовательный анализ

Метод синхронного анализ производного слова, нацеленный на:

1) определение направления производности;

2) установление мотивирующего слова;

3) рассмотрение мотивированного слова в формальном и семантическом плане;

4) определение словообразовательной структуры деривата: выделение производящей базы и дериватора;

5) выявление деривационного значения слова.

сложение

Безаффиксный способ словообразования, при котором словообразовательными формантами служат:

1) устойчивый порядок компонентов;

2) тенденция к единому ударению: юго-запад.

сложнопрефиксальный способ словообразования

Один из комбинированных способов, при котором в качестве форманта выступает:

1) сложение;

2) префикс;

3) ударение: умиротворить.

сложносоставной способ словообразования

Сложение самостоятельных знаменательных слов без помощи интерфиксов: платье - костюм.

сложносуффиксальный способ словообразования

Комбинированный способ словообразования, при котором деривационное значение выражается комбинацией сложения и суффикса.

Словообразовательным формантом служит:

1) порядок объединяемых компонентов;

2) аффикс;

3) единое главное ударение: северокавказский.

способ словообразования

Одно из центральных понятий словообразования. В плане диахронии - это конкретный прием создания производного слова, его рождение в тот или иной период развития языка. В плане синхронии способ словообразования связан с ответом на вопрос, с помощью какого средства выражается словообразовательное значение производного слова. В данном случае способ словообразования объединяет множество дериватов, которые характеризуются одним и тем же видом форманта.

сравнительный метод анализа в стилистике

обусловлен тем, что при сравнении языковых единиц различных уровней наиболее отчетливо выступает специфика стилей. Сравнительный метод в стилистике широко используется М.Н. Кожиной.

сращение

Безаффиксный способ словообразования, при котором наблюдается слияние двух самостоятельных полнознаменательных слов, связанных подчинительными отношениями. В качестве словообразовательного форманта выступает устойчивый порядок компонентов и тенденция к единому ударению.

Для сращения характерны модели:

1) нареч. + прил. или прич.: вечнозеленый;

2) сущ. + прил. и прич.: фосфоросодержащий.

стилеобразующие факторы

Наличие в каждой сфере общения (научной, общественно-политической, правовой, эстетической, религиозной, бытовой) своего базового комплекса стилеопределяющих (стилеобразующих) факторов, обусловленных спецификой функционального стиля. К ним относятся:

1) назначение соответствующей формы общественного сознания;

2) форма мысли;

3) тип содержания;

4) цели общения;

5) задачи общения.

стилистика как наука

по своему характеру является наукой сугубо функциональной, теоретической. У нее свой объект исследования, особый предмет исследования. Она располагает особым понятийно-терминологическим аппаратом, методами исследования. У нее своя особая проблематика. Объектом изучения стилистики является язык, зафиксированный в текстах. Предмет исследования стилистики - выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски (коннотации), закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения и как результат этого - своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы. Стилистика имеет круг специфических понятий и категорий: стиль, функциональный стиль, стилистическая окраска, стилистическое средство, стилевая черта, стилистическая норма, речевая системность стиля, стилеобразующие факторы. У стилистики обширная проблематика (См.: словарную статью «Проблематика стилистики»).

В стилистической области исследования, по М.Н. Кожиной, разработаны свои методы анализа материала:

1) семантико-стилистический метод анализа текста, являющийся основным;

2) сравнительный метод анализа;

3) метод «слово - образ (микрообраз)»;

4) стилостатические методы исследования.

стилистика парадигматическая

Направление, основанное на понятии стилистической парадигмы. По мнению М.В. Панова, стилистические парадигмы пронизывают все ярусы: лексику, словообразование, словоизменение, синтаксис, фонетику. В основе стилистических парадигм лежит синонимия. Вопрос о стилистической парадигматике развивает Ю.М. Скребнев, включая в парадигматическую семасиологию метафоры и метонимии. С.п. восходит к понятию стилистической системы.

стилистика синтагматическая

По Ю.М. Скребневу, в синтагматической стилистике стилистическая значимость создается фактом совместной встречаемости: соотнесенности в тексте одной единицы с другой. Сами единицы могут быть стилистически нейтральными, но их взаимодействие стилистически значимо. Стилистическая синтагматика рассматривается Ю.М. Скребневым на всех языковых уровнях: от фонетического до синтаксического и текстового. К стилистическому синтаксису в синтагматическом аспекте относятся параллелизмы с различными видами лексикосинтаксических повторов: анафора, эпифора, симплока, анадиплозис (анадиплосис - «подхват»), хиазм («перекрещивание»), прием обрамления. В синтагматической семасиологии отмечены фигуры тождества: сравнение, синонимы-заменители; фигуры неравенства: климакс (нарастание), фигуры противоположности (оксюморон, антитеза). Синтагматическая морфология исследует проблемы встречаемости морфем и грамматических значений в разных типах текстов и в литературном языке в целом. Синтагматическая лексикология исследует стилистические функции встречаемости слов разных стилистических тональностей в пределах словосочетания, предложения, а также сегментов большей протяженности.

стилистика узуальная

по Т.Г. Винокур. Явление употребления, явление коммуникативной природы стилистических ценностей. Центральная категория узуальной стилистики - узуально-стилевой комплекс. Узуальная стилистика - стилистика экспрессивных значений и приемов, сосредоточенная на изучении закономерностей стилистического использования языковых единиц, обнаруживается в явлениях стилистического согласования и контраста. В качестве одной из стилеобразующих тенденций выступает стремление к новизне употреблений и значений.

стилистическая система русского языка

Понятие, введенное в научный обиход Л.В. Щербой, и развивавшееся в работах М.В. Панова на материале стилистических парадигм, а также у Ю.М. Скребнева, описавшего стилистическую парадигматику. В целом из-за «подвижности» стилистического феномена стилистическая система выглядит не так стройно, так система языка, однако явления ассиметрии свойственны не только стилистической системе: они органически присущи языковой системе в целом, составляя основу ее развития.

стилистические нормы

Исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленных целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения; это правила наиболее целесообразных в каждой сфере общения реализаций принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определенную стилистико-речевую организацию [См.: Кожина 1993: 93-94].

стилистический узус

Принятое употребление, «коммуникативные навыки языкового употребления».

стилистическое значение

Ключевое понятие узуальной стилистики; созначение, соответствующее стилистической семантике, совокупности экспрессивных оттенков, обертонов, осложняющих лексическое и грамматическое значение языковой единицы. Значение при этом рассматривается в динамике, в процессе его образования при словоупотреблении, в контексте высказывания и тем самым в единстве с приемом - одним из звеньев узуально-стилевого комплекса. Динамика заключается в том, что языковое средство становится стилистическим, получая стилистическое значение в процессе образования с его участием стилистического приема.

стилостатические методы исследования

выявляют воздействие на стиль речи тех или иных экстралингвистических факторов.

стиль

по В.В. Виноградову. Стиль - это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа [Итоги обсуждения вопросов стилистики. - С. 73].

субстантивация

Один из безаффиксных способов словообразования; образование существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных и причастий: взрослые, ясновидящий. В результате перехода резко меняется парадигма: субстантиваты теряют способность меняться по родам, а их согласовательные флексии, полученные «по наследству» от прилагательных и причастий, становятся синтаксически независимыми.

суффикс в составе слова

Аффикс, находящийся перед окончанием и служащий для образования новых слов и/или их грамматических форм. Располагается обычно после корня или после другого суффикса: деятель-н-ост-н(ый). В абсолютном конце словоформы суффиксы могут быть только у производных неизменяемых слов: слег а. Суффиксы, занимающие позицию перед окончанием, обладают рядом структурных особенностей:

1) они неразрывно спаяны с окончаниями и образуют с ними единый формант: веточ-к(а);

2) суффиксы вместе с окончаниями прогнозируют отнесенность слова к той или иной части речи, типу склонения или спряжения: учитель-ниц(а) - сущ. ж.р., ед.ч., им.пад.;

3) суффиксы присоединяются к основе словоформы, в связи с чем может изменяться частеречная принадлежность производ-ного слова: красный - краснота; слово может оставаться в составе той же части речи: лес - лесник. По функции выделяются словообразовательные и словоизменительные суффиксы.

суффиксально-постфиксальный способ словообразования

Один из комбинированных аффиксальных способов, характерных только для глагольного словообразования. Комбинация суффикса и постфикса выражают словообразовательное значение: слава - славиться.

суффиксация

Один из чистых аффиксальных способов словообразования; суффиксальный способ словообразования, широко представленный в образовании разных частей речи. Формант при суффиксации может быть материально выраженным, так и нулевым.

суффиксация нулевая

Разновидность суффиксального способа словообразования.

суффиксы словоизменительные

Суффиксы, которые служат для образования несинтаксических форм слова; встречаются обычно в формах глагола и степеней сравнения имен прилагательных.

Считается обычно, что их можно представить закрытым списком:

1) суф. прош. вр. -л-: размы-шля- ;

2) суф. -и- в форме глаг. повелит. накл.: изобраз- ;

3) суф. причаст. настоящ. и прош. времени действ. и страдат. залога: -ущ-/-ющ-; -ащ-/ящ-; -вш-/-ш-; -ем-/-ом-/-им-; -нн-, -енн-, -т-;

4) суф. деепр. соверш./несовреш. вида: -а-/я-; -в-, -виш-, -ши-;

5) суффиксы сравнительной степени прилагательных: -ее-, -е-, -ше-. При образовании притяжательных прилагательных возникают трудности при квалификации суффиксов: медведь - медвежий, человек - человечий (-ий - суф.), но висячий (-ий - оконч.). Аналогично при измене-нии сущ. в род. пад. мн. числа: голубей (-ей - оконч.), семей (-ей - суф.).

суффиксы словообразовательные

Суффиксы, выполняющие словообразовательную функцию, изменяющие лексическое значение, имеющие по сравнению с корнем дополнительное, более отвлеченное значение: гитара - гитар-ист. Существительное гитарист имеет словообразовательное значение лица по отношению к орудию действия гитара. Словообразовательное значение может быть общим, типовым, частным. Мы обычно выделяем типовое, инвариантное, характерное для словообразовательного типа: однотипные существительные, образованные с помощью суф. -тель, модифицируются то как лицо: учить - учитель; то как учреждение: отправить - отправитель. Два частных значения - это модификации инвариантного, общего, типового значения, являющиеся вариантами инвариантного значения.

сферы общения

научная, эстетическая, правовая, бытовая, общественно-политическая, религиозная.

схема морфемного анализа

Вначале определяется лексическое значение анализируемого слова по толковым словарям. Затем производится структурное членение слова с конца в следующем порядке:

1. Часть речи анализируемого слова - изменяемая (как изменяется) / неизменяемая.

2. Характеристика окончания (флексии):

1) по характеру формального выражения;

2) по характеру отношения к варьированию - представлено одним вариантом или набором вариантов;

3) по функции - словоизменительное/синкретичное;

4) по характеру грамматического значения в зависимости от принадлежности к той или иной части речи.

3. Характеристика основ:

1) по функции - основа словоформы / основа слова;

2) по структуре: а) членимая/нечленимая; б) простая/сложная; в) прерывистая/непрерывная;

4. Характеристика корня:

1) по степени самостоятельности в выражении значения - свободный/связанный/полусвязанный;

2) по характеру значения - предметный / процессуальный / признаковый (качественный / количественный признак);

3) по характеру варьирования;

4) по наличию / отсутствию чередований.

5. Характеристика суффиксов:

1) по характеру формального выражения;

2) по структуре - производные/непроизводные;

3) по характеру варьирования;

4) по функции - словоизменительные / словообразовательные / синкретичные;

5) по значению (значения приводятся в академической грамматике);

6) по способности к воспроизводимости в речи;

7) по стилистической окраске.

6. Характеристика приставок:

1) по структуре - производные / непроизводные;

2) по функции - словоизменительные / словообразовательные / синкретичные;

3) по характеру значения (значения приводятся в академической грамматике);

4) по способности к воспроизводимости в речи;

5) по стилистической окраске.

7. Характеристика постфиксов:

1) по функции - словообразователь-ные/словоизменительные;

2) по характеру значения - грамматические (множественность, страдательность) / словообразовательные (возвратность, неопределенность).

8. Интерфиксы, их типы по функции - соединительные, «незначимые прокладки», способствующие образованию слова.

9. Условные обозначения линейной последовательности морфов: а) окончание - ; б) основа слова (словоформы) - └─┘; в) суффикс - ^; г) корень слова - ∩‮; д) при-ставка - ; е) постфикс - ┌─┐; ж) интерфикс - ││; з) нулевой суффикс - ø [См.: И.И. Щеболева // Диброва Е.И. и др. 2002. - С. 477-479].

схема словообразовательного анализа

1. Часть речи анализируемого слова.

2. Мотивирующее слово.

3. Тип мотивации: а) полная или частичная (с указанием вида мотивации); б) единственная (единичная) или множественная мотивация.

4. Производящая база.

5. Словообразовательный формант.

6. Тип форманта: а) аффиксальный; б) безаффиксный.

7. Морфонологические явления при образовании деривата.

8. Способ образования.

9. Словообразовательное значение деривата.

10. Тип производного слова: а) лексический; б) синтаксический дериват.

11. Словообразовательная модель (привести несколько примеров).

12. Характеристика словообразовательной модели с точки зрения ее продуктивности / непродуктивности [См.: Николина Н.А. // Диброва Е.И. и др. 2002].

Предыдущая страница Следующая страница