Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А"
А., образованная сложением: 1) начальных звуков - звуковой тип: вуз - высшее учебное заведение; 2) названием начальных букв - буквенный тип - ОРТ (о-ер-тэ) - общественное российское телевидение. |
А., образованная: 1) сочетанием начальных частей производящих основ: спецкор - специальный корреспондент; 2) сложением начала первого слова с началом и концом второго: военкомат - военный комиссариат; 3) сложением начала первого слова и концом второго слова: мопед - мотоцикл-велосипед. |
А., образованная сочетанием начальных слогов и целых слов или их форм: Завкафедрой - заведующий кафедрой. |
Абзац как композиционно-стилистическая единица отличается от сложного синтаксического целого как объективной структурно-семантической единицы текста. Выделяют три типа соотношений между А. и ССЦ: 1) А. совпадает со ССЦ: а) в научном; б) официально-деловом стиле; в) эта особенность является повествовательной нормой художественной прозы; 2) один А. включает несколько ССЦ; 3) одно ССЦ может быть разбито на два и более абзацев, что позволяет выделить отдельные звенья общей структуры, частные детали в описании. |
аблаут (нем.: Ablaut - изменение гласного) Одно из древнейших явлений индоевропейских языков, восходящее к праязыку, введенное немецким лингвистом Я. Гриммом для описания грамматики языков; разновидность чередования гласных внутри морфемы: ходить - хаживать. |
Высказывание пейоративного: уничижительного, гневного, презрительного, ненавистнического характера: Ненавижу тебя. |
абракадабра (лат.: abracadabra - заклинание) Бессмысленный, непонятный набор слов, которому в древности приписывалась чудодейственная магическая сила. А. писалась на амулетах. |
Умолчание. |
Время глагола, обозначающее отношение действия к моменту речи, независимо от других временных форм в речи. |
Звук, произносимый первым в каком-л. слове. |
Лексические дуплеты, обозначающие одинаковые: а) по смыслу; б) стилистической окраске; в) контекстным условиям; г) коннотативным свойствам предметы и понятия; д) обладающие одинаковой лексической сочетаемостью; е) относящиеся к одному стилю речи; ж) чаще всего используемые в научной речи: бегемот - гиппопотам; век - столетие. |
Звук, которым заканчивается слово. |
абсорбция (лат.: absorptio - поглощение) Выпадение в слове звука или слога, вызванное ассимилятивными процессами: блеснуть (вм.: *блестнуть). |
аверсия (лат.: aversio - отход) Разновидность олицетворения, обращение к неодушевленным предметам или умершим: Ты, мой стебелек, до боли хрупкий... |
автология (др.-греч.: αύτος - сам, λόγος - слово) Употребление в художественной литературе слов и выражений в прямом, непереносном значении. |
Выполняемое на компьютере действие по преобразованию текста на одном естественном языке в эквивалентный текст на другом языке. Система машинного перевода включает пять уровней обеспечения: 1) лингвистический; 2) математико-алгоритмический; 3) программный; 4) информационный; 5) логический. |
Теория и практика создания словарей языка отдельных авторов: писателей, публицистов, политиков, философов, религиозных деятелей. |
Речь повествователя, автора в произведениях художественной литературы, содержащая субъективную информацию писателя, его ассоциации, оценки происходящих в произведении событий, психологические экскурсы, биографические сведения и т.п.: Там некогда гулял и я. Но вреден север для меня (А. Пушкин). |
Употребление местоимения мы вместо я, ты в научном, публицистическом стилях с целью: 1) объединения адресанта и адресата; 2) направления внимания адресата на предмет речи, тему исследования. Мы используется в профессиональной речи врачей, парикмахеров, портных, официантов и т.п. |
Придаточная часть СПП, связанная с главной с помощью союза. |
Знаменательное слово, имеющее лексическое значение. К А.с. относятся: 1) существительные; 2) прилагательные; 3) числительные; 4) глаголы; 5) местоимения; 6) наречия. |
Языки, в которых слова образуются с помощью агглютинации: финно-угорские, монгольский, японский и др. А.я. были выделены в отдельный тип в 1818 г. А.В. Шлегером и названы аффиксирующими. Термин А.я. ввел в научный обиход В. Гумбольдт. |
Значение действующего лица, передаваемое, как правило, агентивными суффиксами -чик/-щик, -льщик, -тель, -ант/-ент и т.п.: преподаватель, консультант и др. |
Стилистическая фигура, основанная на обыгрывании похожих по звучанию, но различных по значению слов или их форм. Частные проявления А.: антанакласис, парономазия, парехеза, каламбур и др. |
аграмматизм (др.-греч.: αγραμματος - нечленораздельный, неразборчивый) 1. Расстройство, нарушение речевой деятельности, выражающееся в непонимании значений грамматических конструкций, в неумении правильно оформлять фразу, согласовывать слова в роде, числе и падеже в связи с поражением речевых зон коры головного мозга. 2. Отклонение от грамматических норм в профессиональной и жаргонной речи, в телеграфном стиле, в переписке по Интернет. |
Психофизиологическое расстройство, приводящее к утрате способности писать, соединять буквы, слоги в слова (при сохранении движений кисти) в связи с заболеванием затылочной части коры головного мозга, сопровождаемое расстройством речи. |
адаптация (лат.: adaptatio - приспособление) Освоение, приспособление иноязычного слова к системе нового для него языка. А. может быть: 1) семантической; 2) графической; 3) фонетической; 4) орфоэпической; 5) орфографической; 6) словообразовательной; 7) грамматической и т.п. |
адверсативы (лат.: adversative) Слова, выражающие противительные отношения: союзы, наречия: а, но, однако, зато, тем не менее. |
адгезия (лат.: adhaesio - прилипание) Слияние двух рядом расположенных единиц: звуков, слов (вышеуказанный). |
адекватив (лат.: adaequatus - приравненный) Конструкция сравнительной степени прилагательного и существительного в Р.п., в котором выражено наличие в большей степени какого-л. качества, свойства, признака: белее снега, дороже жизни, тяжелее платины. |
адлатив (аллатив) (лат.: adlativus) Падеж в финно-угорских языках, выражающий цель движения или объект, на который направлено действие. |
адстрат (лат.: ad - около, при; stratum - слой, пласт) 1. Совокупность черт одного языка, перешедших в другой язык в результате длительного контактирования данных языков на одной или смежных территориях. А. - нейтральный тип взаимодействия, не приводящий к этнической ассимиляции и поглощению одного языка другим. 2. Смешанный тип билингвизма. Понятие А. введено в 1939 г. М.Дж. Бартоли. |
адхортатив (когортатив) (лат.: adhortatio - поощрение, одобрение) Высказывание, содержащее побуждение к действию, предупреждение об опасности, обещании чего-л.: Будь прекрасной, если можешь (П. Бомарше). |
Склонение прилагательных: твердое, мягкое, смешанное, а также существительных, образованных от прилагательных с помощью субстантивации. |
Именное словосочетание с именем прилагательным в роли главного компонента: всегда жизнерадостный, необыкновенно уютный, доброжелательный к людям. |
Прилагательное с зависимыми словами, чаще всего выполняющее функцию определения. А.о. обособляется при пост-позиции, распространении. В препозиции он обособляется при осложнении обстоятельственными значениями причины, уступки и т.п. А.о. может не обособляться, если определяемое слово не имеет семантической полноты, достаточной для члена предложения: Рудин вернулся домой в состоянии духа смутном и странном. |
адъюнктив (лат.: adiunctus - присоединенный) 1. Словосочетание, выполняющее ту же функцию, что и наречие ждать несколько лет, получить неожиданным способом. 2. Вид амплификации, нацеленной на широкое распространение какого-л. члена предложения: Не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть (А. Пушкин). |
Древнерусский анонимный рукописный справочник, составленный в алфавитном порядке. В азбуковниках, расположенных в конце книг в виде списков и реестров, толковались непонятные слова, объяснялось их происхождение, комментировались имена собственные. |
активный словарный запас (активный словарь) Словарный запас носителей языка, включающий общеизвестные слова, активно употребляющиеся в устной и письменной речи. Не включаются в А.с. архаизмы, историзмы, неологизмы. |
активный словарь - активный словарный запас |
Грамматическое или лексическое средство выделения предмета из класса однородных: 1) грамматические категории: род, число, падеж, лицо, вид и т.п.; 2) артикли; 3) служебные слова и т.п. |
актуализация (лат.: actualis - деятельный, действенный) 1. Реализация в речи потенциальных возможностей, языковых единиц, их приспособление к речевой ситуации. 2. В теории референции: выделение какого-л. предмета из класса однородных. |
акусма (др.-греч.: ακούσμα - чувство) Слуховое представление, впечатление о звуке; простейший элемент из области слуховой перцепции, который может быть представлен разными звукосочетаниями: хруст, хрусталь. А. - разновидность звукописи, усиливающая значимость отдельных слов, их эмоциональную и смысловую нагрузку. |
акут (лат.: acutus - высокий) 1. Восходящее тоническое ударение в древнегреческом, сербском и др. языках, характеризующееся повышением голоса на ударном слоге. 2. Вид музыкального ударения в шведском языке. 3. Интонация нисходящего характера в современном литовском языке. |
Схема распределения ударения в различных формах слов какой-л. части речи. Напр.: 1) А.т. с неподвижным ударением на одном и том же слоге основы во всех словоформах; 2) с неподвижным ударением на окончании во всех словоформах; 3) с ударением на основе во всех формах единственного числа и на окончании во всех формах мн.ч. и др. |
Изменение слова: склонение, спряжение, образование форм времени, степеней сравнения и т.п. |
акциональность (действование) Логико-синтаксический тип семантики простого предложения, представленный преимущественно глагольными предложениями: двусоставными и односоставными: Студенты спешат на занятия. В общем значении действования, связанном с глагольным типом предложений, В.В. Бабайцева выделяет: а) акциональный признак: Студент пишет; б) статуальный признак: Студент спит; в) квалитативный признак: Этого студента отличает высокий интеллект; г) модальный признак: Студент хочет чаю; д) фазисный признак: Заканчивается август. Начинается осень. |
алалия (др.-греч.: αλαλος - немой) Физиологическое нарушение речи детей, немота при сохранении слуха и интеллекта, что вызвано недоразвитием или поражением языковых участков коры больших полушарий головного мозга. |
Утрата способности читать и понимать прочитанное в связи с очаговым поражением стыка височной, теменной и затылочной долей коры головного мозга. |
аллатив - адлатив |
аллеотета (др.-греч.: αλλοτης - различие, изменение) 1. Фигура речи, основанная на противопоставлении форм слова или однокоренных слов: Служить бы рад - прислуживаться тошно (А. Грибоедов). 2. Грамматическая метафора. |
Повтор в поэтических текстах одинаковых или однородных согласных звуков с целью усиления звуковой выразительности текста: Гремят раскаты молодые... (Ф. Тютчев). |
Знаки какого-л. письма, используемые в качестве словесных или фразовых выражений: 1) № - номер; 2) § - параграф. |
аллограф (аллографа) 1. Графический вариант, конкретная манифестация графемы: [дуп] - [дубы]. 2. Взаимозаменяемые буквенные знаки: а) печатная или рукописная; б) строчная или заглавная. |
аллойозис (др.-греч.: αλλοιοσις - изменение) Развернутая антитеза. |
Вариантные наименования лиц, географических объектов: Ленинград - Санкт-Петербург; Георгий - Жора. |
Вариант семемы, ее конкретная разновидность, реализуемая в речевом контексте. |
Вариант словосочетания, фразеологизма, предложения: Сердце радуется. - Душа радуется. |
Стилистический прием, в основе которого лежит: 1) намеренное нарушение в тексте логических связей; 2) словесная избыточность; 3) нагнетение понятий из разных сфер жизни, стилей и речевых ситуаций. А. используется в целях создания иронии, комического эффекта, речевой характеристики персонажей: Автомобиль быстро ездит, зато кухарка лучше готовит (Э. Ионеско). |
альтернант (лат.: alternatio - чередование, смена) Вариант, член какого-л. чередующегося ряда. |
амбивалетность (лат.: ambo - два, оба; valens, valentis - значимый, важный, ценный) Совмещение в семантической структуре слова значений, противоречащих друг другу: одолжить - 1. взять в дом; 2. дать в долг. |
Слова, выражения, свойственные американскому варианту английского языка, заимствованные в другие языки. |
Слово, не обладающее морфологическими характеристиками. |
амплитуда (лат.: amplitudo - величина) Величина, размах колебаний голосовых связок, от которых зависит сила звука: чем шире размах колебаний, тем громче звук. |
амфиболия (др.-греч.: αμφιβολια - двусмысленность, двойственность) Двусмысленность, неоднозначность фразы, неясность высказывания: Он встретил сестру приятеля брата. - Он встретил сестру, приятеля брата. |
аналепсис (др-греч.: αναλεφιξ - восстановление) Обращение к ранее описанным в тексте фактам, явлениям, событиям. |
Функция глаголов совершенного вида, нацеленная на передачу динамики, дает возможность выразить смену ситуаций во времени, определить их последовательность. |
Связь, при которой тема связывается с одним из предыдущих аргументов по ассоциации. |
Тип синтаксических отношений в словосочетании, при которых господствующий член имеет значение предмета, зависимый член - значение признака. Этому содержанию соответствует вопрос какой?: молодой отец, наш коттедж, прилетевший голубь, лодка с парусом. |