Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

идеофон

Звукоо́бразное, фоносемантическое слово.

идея

1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования.

2. Основная мысль текста.

3. Обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства [Поспелов 1987: 114].

Идея отражает глубинный смысл произведения искусства. Она соотносится с авторской индивидуальностью и его отношением к действительности.

Идея может отражаться:

1) в заглавии;

2) в одном из предложений текста;

3) неявно, в виде сентенции.

В процессе восприятия текста идея формируется в сознании читателя на ассоциативно-логической и смысловой основе, в результате обобщения и свертывания поверхностного и глубинного смысла отдельных фрагментов произведения. В интерпретации идейного замысла автора важна пресуппозиция читателя, опора на знание реальных и воображаемых жизненных ситуаций, социальный опыт того, кому адресовано произведение.

инвенция

Первый этап риторического канона, нацеленный на изобретение того, что надо сказать слушателям.

интегративность текста

Системный признак (категория) текста, определяемый как ориентация всех элементов текста на синтез, на воплощение содержательного плана текста в соответствии с авторской интенцией.

интерпретационная деятельность

Создание нового («своего») текста, отражающего осознание адресатом авторской интенции.

интерпретация текста глобальная

Исследование и описание связей и отношений микроструктур и их элементов в макроструктуре целого художественного произведения.

интерпретация текста локальная

Интерпретация текста локальная (термин ван Дейка). Изучение и описание связей и отношений лексических единиц в высказывании и блоке высказываний.

интертекстуальный анализ в исследовании текста

Частный метод, предполагающий изучение межтекстового взаимодействия, выявление роли аллюзий, прецедентных текстов, цитат и т.п. в выражении концептуального смысла вторичного текста на основе его связи с текстом-источником.

Можно выделить следующие этапы интертекстуального анализа:

1) выявление эстетических сигналов «чужого» в рассматриваемом тексте;

2) определение их статуса;

3) проведение систематизации;

4) анализ связей с текстом-источником;

5) изучение возможных смысловых трансформаций и функций в исследуемом тексте.

интерьер

Вид описания, нацеленный на изображение обстановки в комнате, доме.

информативность сообщения

Системный признак (категория) текста, связанный со свойством текста фиксировать знания о мире, отражающие авторское мировосприятие, выраженное в конкретной речевой форме. Выделяются следующие виды информации: логическая и эстетическая (А. Моль); содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, сдержательно-подтекстовая (И.Р. Гальперин); предтекстовая, надлинеарная (притекстовая), подтекстовая (А.Ф. Папина); главная, уточняющая, дополнительная, повторная, нулевая (К.М. Накорякова).

информативность текста

Относительный показатель, связанный с тем, что степень информативности сообщения зависит от потенциального читателя [Валгина Н.С. 2003].

информационная насыщенность текста

Абсолютный показатель качества текста, общее количество информации, содержащейся в тексте [Н.С. Валгина 2003].

информация

Знание о мире.

Выделяются различные виды информации:

1) логическая и эстетическая (А. Моль);

2) языковая, коммуникативная, идейная, эстетическая (В.А. Кухаренко);

3) содержательно-фактуальная, содержательно-подтекстовая, содержательно-концептуальная (И.Р. Гальперин);

4) рациональная, иррациональная, сверхрациональная: конкретно-чувственная, сверх-чувственная, экстрасенсорная (Т.В. Жеребило).

информация логическая

Вид информации, с помощью которой излагается знание и доказывается его истинность. Развертывание логической информации зачастую осуществляют поэтапно, с использованием терминов, точных наименований.

информация подтекстовая

Тип информации, который не выражен в тексте явно в языковой форме, но при этом могут наблюдаться косвенные сигналы авторской заинтересованности в к.-л. проблеме.

информация содержательно-концептуальная

Тип информации, построенный на изложении концепций автора.

информация содержательно-фактуальная

Тип информации, представленный в форме описываемых фактов.

информация эстетическая

Отражение автором знаний о мире в образной форме в целях самовыражения и художественного воздействия на адресата.

информемы

Единицы информативно-смыслового уровня, который в тексте представлен следующими подуровнями:

1) фонетическим;

2) морфологическим;

3) лексическим;

4) синтаксическим.

На данных подуровнях актуализируются информемы, представленные:

1) звуком;

2) морфом;

3) лексой;

4) словосочетанием;

5) высказыванием, являющимися единицами речи (текста).

Они соотносятся с инвариантными единицами языка:

1) фонемой;

2) морфемой;

3) лексемой;

4) словосочетанием;

5) предложением.

Предыдущая страница Следующая страница