Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

категории

Познавательные формы мышления человека, позволяющие обобщать опыт и осуществлять его классификацию. Учение о категориях восходит к воззрениям Аристотеля, который выделял следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, претерпевание.

Исследователи выделяют разные типы категорий:

1) общефилософские (сущность, форма, содержание и др.);

2) общенаучные (материя, движение и т.д.);

3) общелингвистические (локальность, оценка, акцентность и т.д.);

4) текстовые (проспекция, ретроспекция и др.).

категории и факторы текстообразования

Причины, условия, определяющие и стимулирующие отбор и организацию языковых средств, необходимых для построения текста [См.: Н.А. Купина].

категории текстовые

Специфические признаки речевого целого, отличающие это целое (текст) от других языковых явлений (С.Г. Ильенко). К.т. рассматриваются: а) с точки зрения теории знака; б) как текстовые качества; в) как устройства, имеющие полевый характер; г) как единица анализа. Исследователи выделяют: а) содержательные категории; б) структурные; в) отражающие системно-деятельностный подход; г) функционально-стилистические; д) категории, основанные на принципе отражательности. К глобальным текстовым категориям относят такие категории, как участники общения, события, время, пространство, оценка (А.Ф. Папина). С учетом коммуникативного характера речи выделяется категория диалогичности.

категории текстообразования

Образ автора и образ адресата.

классификация текстов в зарубежной лингвистике

1) типология утилитарных текстов Б. Зандига, включающая 18 типов: частное письмо, интервью, телефонный разговор и т.п.;

2) функционально-текстовая типология Э. Гроссе: а) нормативные тексты; б) контактные; в) групповые; г) поэтические; д) тексты с доминантной самовыражения; е) тексты с доминантной побуждения; ж) тексты переходного класса; з) тексты с доминантой специальной информации;

3) структурная типология Карела Гаузенбласа: а) тексты, содержащие один-единственный текст с одним-единственным смыслом; тексты, включающие отрывок из других произведений; диалогические произведения и др.; б) тексты, свободные и зависимые от ситуации; в) непрерывные и прерывные тексты.

классификация текстов в коммуникативно-деятельностном аспекте

Н.С. Болотнова выделяет в данном аспекте разные типы текстов:

1) с точки зрения их информативности;

2) с т. зр. структурности текстов;

3) с т. зр. разных типов смыслов-развертывания;

4) с т. зр. интегративности;

5) с т. зр. регулятивности.

классификация текстов в научной литературе

На основе литературоведческого, лингвистического и психолингвистического подходов даются классификации, отличающиеся большим разнообразием:

1) литературоведческая типология текстов: а) лирика представлена жанрами: лирическое стихотворение, лирическая поэма, элегия, басня, баллада, сонет и др.; б) жанры эпоса: роман, новелла, рассказ, повесть, сказка, эпопея и др.; в) жанры драмы: трагедия, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия, драма и др.;

2) лингвистическая типология текстов: а) классификация текстов по стилистической принадлежности: художественные, научные, публицистические, деловые, разговорные, религиозные; б) классификация по жанровой специфике: напр., в научной литературе: монография, статья, тезисы, доклад, реферат, обзор и т.п.; в) А.И. Горшков выделяет: аналитико-обобщающие тексты (теоретическая статья, обзор, рецензия) и конкретизированные (очерк, зарисовка, памфлет и т.п.); г) В.В. Одинцов классификацию текстов массовой коммуникации дополняет информационными и агитационными (убеждающими) текстами; д) по соотношению с вербальностью или иконичностью сообщения выделяются креолизованные, некреолизованные, частично креолизованные тексты (Ю.А. Сорокин, Н.С. Валгина и др.); е) Н.С. Валгина (2003) выделяет типы текстов по соотношению с формами речи и способами изложения: тексты констатирующего типа (описание, повествование, характеристика-описание, сообщение-повествование) и аргументирующего (определение, объяснение, доказательство, собственно рассуждение, умозаключение);

3) психолингвистическая типология текстов: по типам отношения людей к миру и другим людям В.П. Белянин предложил следующую классификацию: а) светлый текст; б) активный; в) простой; г) жестокий; д) антисоциальный; е) веселый; ж) красивый; з) усталый; и) печальный; к) усложненный и др.

Разработан целый ряд классификаций, отражающих различные аспекты текста:

1) структурно-функциональная типология С.Г. Ильенко [1997: 17]: а) демонстрационный тип текста; б) информационный; в) сентенционный;

2) типология В.Г. Адмони (1994), основанная на учете сфер общения и предназначенности текстов (их функций): а) сакральные тексты (магические, мифологемные, религиозные); б) утилитарные (научные, производственные, административно-правовые, публицистические, рекламные); в) художественные тексты; г) тексты в средствах звуковой массовой информации.

классификация текстов в учебной литературе

1) по степени самостоятельности: первичные и вторичные (изложения, конспекты), первично-вторичные (обзор литературы, рефераты проблемного характера) [В.Н. Мещеряков 1998: 239-240];

2) в зависимости от особенностей перспективного развертывания: моноперспективные и полиперспективные;

3) по способам передачи фабулы: непрерывно-фабульные и прерывно-фабульные [В.Н. Мещеряков. Там же]; с учетом дифференциации разных функционально-смысловых типов речи: а) описание, отражающее мир одномоментно, в статике; словесное изображение действительности путем перечисления признаков: научное, художественное, деловое описание; статическое и динамическое описания; описание портрета, пейзажа и т.д.; б) повествование, отражающее мир в динамике, во времени: объективированное, субъективное повествование; сообщение; в) рассуждение, отражающее мир в причинно-следственных связях, словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли: дедуктивное рассуждение, индуктивное; рассуждения - прямые ответы на вопросы, рассуждения на темы, требующие раскрытия понятий; рассуждения - объяснения; рассуждения - доказательства. Повествование, описание, рассуждение имеют особые языковые средства выражения: лексические, морфологические, синтаксические.

Наиболее полная типология текстов дается у Г.Я. Солганика [1997: 88-89]:

1) тексты по характеру построения (от 1-го, 2-го и 3-го лица);

2) по характеру передачи чужой речи: прямая, косвенная, несобственно-прямая;

3) по количеству участников: монолог, диалог, полилог;

4) по функционально-смысловому назначению: описание, повествование, рассуждение;

5) по типу связи с предложениями: тексты с цепными связями, параллельными, присоединительными;

6) по функциям (функциональные стили).

ключевые слова

Субъективный лингвистический фактор текстообразования. Ключевые слова являются опорными «вехами» в порождении и восприятии текста.

Их выбор определяется:

1) авторской интенцией;

2) творческим замыслом автора;

3) коммуникативной стратегией текстового развертывания.

Ключевые слова чаще всего находятся в сильной позиции текста:

1) в заглавии;

2) в начальной позиции и в конце.

Ключевые слова обычно актуализируются автором:

1) повторяются;

2) отражают стратегию контраста;

3) стратегию обманутого ожидания;

4) совмещают разные типы выдвижения.

Выбор ключевых слов определяется:

1) темой;

2) идеей;

3) авторским замыслом.

В процессе интерпретации ткста необходимо учитывать языковые средства, находящиеся в образной перспективе ключевого слова.

когезия

Локальная связность в тексте (Н.А. Николина).

когерентность

Глобальная связность в тексте (Н.А. Николина).

код текста

Коммуникативно значимая информационная система различных сигналов, стимулирующая рече-мыслительную активность адресата.

код текста коммуникативный

1) сигналы воплощенной в тексте коммуникативной информации об ориентации на читателя (лирические отступления автора, обращения к адресату, отсылки к другим произведениям, эпиграфы и т.п.);

2) сигналы внутритекстовой коммуникативной информации о речевом поведении персонажей.

код текста композиционный

Последовательность представления автором реалий художественного мира, ракурса и масштаба изображения.

код текста образно-культурологический

Осознание связности отдельных образов и культурологических реалий в общей системе текста, включая их выбор автором и различные средства их формирования.

код текста предметный

Код, опирающий на содержательно-фактуальную информацию.

код текста эмотивный

Прагматика языковых средств и анализ эмоциональной тональности как средства создания целостности произведения.

код текста эстетический

проявляется:

1) в языковой организации произведения;

2) в сюжетно-композиционном;

3) эмотивном;

4) образно-культурологическом;

5) коммуникативном кодах.

Сигналы эстетической информации, образующие художественную структуру текста, позволяют установить характер его смыслового развертывания и потенциальный заряд эстетического воздействия.

код текста языковой

Форма репрезентации всех аспектов текста и его разных кодов.

коммуникативная ориентация лексической структуры текста

Особая организация лексических элементов, которая, будучи нацеленной на восприятие адресата, предполагает определенную систему их контекстуального выдвижения.

коммуникативная стилистика текста

Направление, исследующее текст как форму коммуникации и явление идиостиля, которое рассматривается на уровне структуры, семантики и прагматики текста.

коммуникативная стратегия

Совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели. [Клюев 1998: 11]. Иерархия целевых программ [См.: Т.М. Дридзе].

коммуникативная тактика

Совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика соотносится с выполнением отдельных шагов по воплощению каких-либо частных целей.

коммуникативное изучение художественного текста

Коммуникативное изучение художественного текста включает следующие направления:

1) антропоцентрическое, предполагающее анализ речевого поведения персонажей, их социальных ролей, моделирование их лексикона и картины мира на уровне внутритекстовой коммуникации, а на уровне внешней текстовой коммуникации - моделирование языковой личности автора и адресата с учетом творческого метода автора, жанрово-стилистических особенностей текста, своеобразия разных категорий читателей;

2) когнитивное, нацеленное на изучение ментальных структур, воплощенных в тексте, с позиции воспринимающего субъекта; выявление концептуальной структуры художественного текста как выражение интенции автора; моделирование фрагментов концептуальной картины мира создателя в их текстовом воплощении;

3) коммуникативно-деятельностное, ориентированное на исследование диалога автора и читателя; изучение организации средствами текста познавательной деятельности читателя, анализ своеобразия текстообразующей деятельности автора с учетом лингвистических и экстралингвистических факторов, отражающих коммуникативную природу текста.

коммуникативно-когнитивная парадигма

лингвистического знания характеризуется следующими особенностями:

1) интегративным характером;

2) опорой на теорию речевой деятельности;

3) выдвижением текста и языковой личности на первый план;

4) ростом интереса к экстра-лингвистическим факторам общения (сфере, ситуации, фактору адресата и т.д.);

5) экспланаторностью, стремлением объяснить языковые явления связью со смежными областями.

коммуникативно-прагматические текстовые нормы

Учет таких компонентов модели речевой коммуникации, как:

1) автор;

2) адресат; контакт (канал связи).

Опираются на мотивационный и тезаурусный уровни в модели языковой личности; ориентированы на коммуникативные качества речи:

1) уместность;

2) коммуникативную целесообразность;

3) точность;

4) формируют цельность и модальность текста;

5) определяют его регулятивность (способность управлять познавательной деятельностью адресата).

Они предполагают следование речевому этикету.

коммуникативные блоки высказываний

по Н.С. Болотновой. Выделяются блоки высказываний, объединенные на основе следующих критериев:

1) по сходству коммуникативных функций: ориентация на одну микроцель в программе текста;

2) по логико-смысловой спаянности;

3) по смежности микротем;

4) по общности повествовательной точки зрения. Блок высказываний может состоять из двухтрех предложений, одной строфой. Иногда строфа состоит из двух блоков.

коммуникативный потенциал

Закрепленная в сознании носителей языка благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в обществе традиции употребления потенциальная способность слов прямо или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения, передавая «квант» знания о явлениях реального мира или сознания и определенный прагматический заряд, который может быть и нулевым.

комплексный филологический анализ

включает ряд ступеней:

1) лингвистический анализ текста создает объективную основу для адекватной интерпретации произведения;

2) стилистический анализ, нацеленный на определение стилистических особенностей текста на уровне узуса и индивидуального стиля автора, создающего базу для изучения языковой и концептуальной картины мира автора;

3) литературоведческий анализ творческих исканий автора на фоне общей динамики литературного процесса.

композиционный анализ в исследовании текста

Метод, опирающийся на изучение композиции, дающей ключ к постижению смысла произведения.

композиция линейная

Тип композиции, отражающий естественную последовательность фактов.

композиция многомерная

Тип композиции, предполагающий наличие различных пространственных, временных, условных связей, включающий элементы обобщения.

композиция параллельная

Тип композиции, отличающийся дополнительными отношениями сопоставляемых фактов, событий.

компонентный анализ в исследовании текста

Разложение значения слов, используемых в тексте, на минимальные семантические составляющие с целью выявления актуальных значений употребляемых в тексте слов.

конвергенция

Скопление в одной точке текста пучка стилистических приемов, выполняющих общую стилистическую функцию.

контекстологический анализ текста

Метод, основанный на изучении языковой единицы в контексте. В практике филологического исследования текста выделяют разные виды контекста:

1) минимальный - в рамках словосочетания, отражающего грамматические связи лексической единицы;

2) развернутый - в рамках предложения (высказывания);

3) расширенный - в объеме текстовых фрагментов - сверхфразовых единств, абзацев, строф, типов речи;

4) максимальный - в рамках художественного произведения;

5) сверхконтекст - в объеме всего творчества художника слова.

концептуальная картина мира

Глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека [Постовалова].

концептуальная обусловленность лексической структуры текста

Особенность лексической структуры, которая отражает зависимость лексических элементов, их связей и отношений от коммуникативного намерения автора и общей целевой программы текста.

концептуальная структура текста

Взаимосвязи концептов разных типов, вербализованных в тексте и стимулированных им.

концептуальный анализ в исследовании текста

Метод исследования, предполагающий выявление концептов, моделирование их на основе концептуальной общности средств; изучение концептов как единиц концептуальной картины мира языковой личности автора, стоящего за текстом.

красноречивое молчание

Средство экстериоризации переживаний субъекта.

Предыдущая страница Следующая страница