Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

лексико-семантическая группа

Совокупность слов одной части речи, имеющих общий семантический признак и сходную сочетаемость.

лексическая макроструктура текста

Многослойная иерархически организованная коммуникативно и концептуально обусловленная ассоциативно-семантическая сеть, отражающая весь комплекс связей и отношений элементов лексического уровня текста, участвующих в воплощении различных элементов художественно моделируемых ситуаций и концептов.

лексическая макроструктура текста неоднородная

Тип структуры, в которой отличаются разные типы отношений: а) дополнение; б) усиление; в) контраст.

лексическая макроструктура текста однородная

Тип структуры, в которой доминирует один из трех типов смысловых отношений: или дополнение, или усиление, или контраст.

Однородная структура может быть:

1) контрастивной;

2) усилительно-конвергентной;

3) последовательно-дополнительной.

лексическая микроструктура текста двухступенчатая

Тип структуры, имеющий две доминирующие лексические микроструктуры.

лексическая микроструктура текста одноступенчатая

Актуализированная лексическая микроструктура обобщающего типа, имеющая одну доминирующую лексическую микроструктуру, которая может находиться в препозиции, постпозиции и интерпозиции.

лексическая микроструктура текста трехступенчатая

Тип структуры, имеющий три доминирующие лексические микроструктуры.

лексическая структура текста

Коммуникативно ориентированная на адресата, концептуально обусловленная ассоциативно-семантическая сеть, отражающая связи и отношения элементов лексического уровня текста (лексико-семантических вариантов слов и сверхсловных единиц).

лексическая структура текста дедуктивная

Нахождение центрального «узлового звена» ассоциативно-семантической макросети в постпозиции.

лексическая структура текста индуктивная

Нахождение центрального узла ассоциативно-семантической макроструктуры, фокусирующей пучки связей и отношений лексических элементов в препозиции, определяющей проспекцию последующего развертывания.

лексическая структура текста индуктивно-дедуктивная

Нахождение центрального «узла» ассоциативно-семантической сети в интерпозиции, где он фокусирует предшествующие связи и отношения, дает новый импульс последующему смысловому развертыванию, последующим лексическим микроструктурам в тематическом, эмоциональном, смысловом плане.

лексические коммуникативные универсалии

Обусловленные коммуникативной природой текста закономерности его словесной организации: законы и реализующие их принципы.

На материале художественных текстов можно выделить:

1) закон эстетически обусловленной смысловой «избыточности»;

2) закон эстетически ориентированной «экономии» средств;

3) закон гармонического соответствия текстовой парадигматики и синтагматики;

4) закон гармонического соответствия типовых и уникальных текстовых ассоциаций.

лексические микроструктуры текста

Ассоциативно-семантическая сопряженность лексических средств в рамках одной текстовой парадигмы и разных текстовых парадигм, художественно конкретизирующих представление о личности героя в сознании читателя. Лексические микроструктуры текста выделяются: а) на уровне лексем, высказываний, блоков высказываний, текстовых парадигм, ассоциативных полей текста, отражающих структурирование «по вертикали» и «горизонтали», с ориентацией на соотнесенность с концептами, система которых отражает фрагмент концептуальной картины мира автора; б) на уровне речевого воплощения образов повествователей и персонажей с проекцией на концептуальное содержание произведения.

лингвистика текста

Наука, изучающая правила и закономерности построения связного текста и его категории, формальные механизмы и структуры связей предложений, абзацев, сверхфразовых единств. Л.т. объединяет синтактику и семантику текста, грамматику и прагматику текста.

лингвистические парадигмы и современные направления исследования

Лингвистика конца ХХ в. и начала XXI в. отличается полипарадигмальностью.

Выделяются следующие парадигмы:

1) историческая;

2) психологическая;

3) системно-структурная;

4) социальная (коммуникативная).

Коммуникативная парадигма, в свою очередь, вбирает следующие направления исследования:

1) антропоцентрическое;

2) лингвокультурологическое;

3) социолингвистическое;

4) когнитивное;

5) психолингвистическое.

лингвистические факторы стилеобразования

Языковые особенности функционального стиля на уровне узуса и индивидуального авторского стиля.

лингвистический анализ нехудожественных текстов

Метод исследования текста, который может быть охарактеризован как лингвосмысловой анализ. Ориентирован на постижение предметно-логического содержания текста, фактуальной и концептуальной информации, имеющейся в тексте.

лингвистический анализ художественного текста

Метод исследования, нацеленный на изучение языковых средств разных уровней в системе художественного текста с функционально-эстетической точки зрения, с точки зрения их соответствия авторскому замыслу и индивидуальной манере письма автора. Данный метод предполагает рассмотрение текста как искусной организации языковых средств, отражающих определенное идейно-тематическое и образное содержание, вызывающее у читателя эстетический эффект.

Предмет ЛАХТ был конкретизирован Н.М. Шанским, включившим в этот вид анализа рассмотрение ряда фактов:

1) устаревших слов и оборотов, лексических и фразеологических архаизмов и историзмов;

2) непонятных фактов поэтической символики;

3) устаревших и окказиональных перифраз;

4) незнакомых диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов;

5) индивидуально-авторских новообразований в сфере семантики, словообразования, сочетаемости;

6) ключевых слов разбираемого текста как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием;

7) устаревших или ненормативных фактов в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

Такой подход предполагает внимание к языковым средствам, которые деавтоматизируют читательское восприятие, относятся к области возможных коммуникативных помех, «шумов». По мнению, Н.С. Болотновой следует изучать весь языковой материал и его особую организацию. Роль нейтральных в стилистическом и эмоциональном плане языковых средств может быть значительной.

Выделяются следующие виды ЛАХТ:

1) лингвистическое комментирование (полное и выборочное; синхронное, предваряющее, последующее);

2) полный поуровневый и частичный лингвистический анализ;

3) лингвопоэтический разбор.

лингвистическое комментирование

Метод исследования художественного текста, разработанный Н.М. Шанским. Он предлагал проводить замедленное чтение литературного произведения «под лингвистическим микроскопом». Простейшее лингвистическое комментирование сводится к разъяснению непонятных слов. Развернутые и подробные объяснения осуществляются с помощью филологического и культурно-исторического комментирования. Полное и выборочное комментирование определяются субъективными факторами. По отношению к моменту первого прочтения художественного текста выделяются предваряющее, синхронное и последующее комментирование.

лингвопоэтический разбор художественного текста

Анализ и систематизация элементов языковой организации текста, воплощающих «образ мира» и «образ автора» с позиций эстетического идеала.

Л.р.х.т. включает следующие данные:

1) место произведения в творчестве поэта;

2) освещение жанровых и тематических особенностей текста;

3) определение идеи произведения;

4) анализ эмоциональной тональности;

5) исследование ритмики, стихотворного размера, особенностей рифм;

6) описание художественных приемов и их роли;

7) рассмотрение языковых средств в их соотнесенности с образным строем.

лингвосмысловой анализ текста

Глубинный анализ текста, нацеленный на постижение концептуального содержания текста, ориентированный на комплексное изучение всех языковых средств. Цель Л.а.т. - дать адекватную смысловую интерпретацию содержательного плана произведения, опираясь на лингвистическую организацию текста, отражающуюся в сознании адресата. Объектом лингвосмыслового анализа могут быть любые тексты. Как объект лингвосмыслового анализа художественный текст имеет «культурную память», открывающую читателю возможность вступать в «диалог» культур и эпох.

лирика с тематической точки зрения

1) любовная;

2) философская;

3) гражданская;

4) пейзажная;

5) медитативная (отражающая размышление над вечными проблемами бытия);

6) суггестивная («внушающая», сосредоточенная на передаче эмоционального состояния).

литературная критика

Частная теория текста, рассматривающая сегодняшнее состояние литературы, интерпретирующее литературу прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач.

литературные направления

1) классицизм (время: XVII - начало ХIХ в.; типичные представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Н. Буало, Мольер, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин; стилеобразующие особенности: подражание образам и формам античной литературы; вера в разум, идеал гармонии и меры; принцип рационализма; тяготение к образцам; строгая иерархия жанров: высоких - трагедия, ода, эпопея; низких - сатира, комедия, басня);

2) сентиментализм (время: 2-я пол. XVIII в.; типичные представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, молодой В.А. Жуковский; стилеобразующие особенности: приоритет чувства; высшее проявление человека - способность к глубоким переживаниям; значимость понятия «естественного» человека, близкого природе; наиболее распространенные жанры: элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники);

3) романтизм (время: конец XVIII - 1-я пол. XIX в.; типичные представители: Э.Т.А. Гофман, П.Б. Шелли, Дж. Байрон, Ф. Шатобриан, В. Гюго, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и др.; стилеобразующие особенности: воплощение разлада личности с действительностью; отражение пессимизма, мотива «мировой скорби»; выражение веры в могущество человеческого духа, жажда обновления; историзм, изображение возвышенных страстей и глубины духовной жизни человека; утверждение права художника на преображение мира; стремление к необычному, экзотике; тяготение к фантастике, условности формы; воплощение идеи о взаимопроникновении искусств; расцвет лирики; создание жанра исторического романа, фантастической повести, лироэпической поэмы, распространение жанров идиллии, баллады; романтической поэмы);

4) реализм (время: 2-я пол. XIX в. - ХХ в.; типичные представители: Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.; стилеобразующие особенности: исследование человеческого характера в его связи со средой; направленность на объективное, правдивое отражение жизни; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие: создание живого образа реальности; жанровая представленность: роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика);

5) модернистские течения: время - начало ХХ в.: а) символизм: время - конец XIX в. - ХХ в.; типичные представители: П. Верлен, А. Рембо, М. Метерлинк, Р.М. Рильке, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, А. Белый и др.; стилеобразующие особенности: рассмотрение искусства как орудия для постижения ирреальной сущности мира; трактовка символа как средства постижения мирового единства; господство лиро-стихотворного начала; вера в магическую силу поэзии; музыкальная стихия как основа жизни и искусства; обновление жанров лирики; б) акмеизм: время - 10-е годы ХХ в.; типичные представители: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.Л. Лозинский; стилеобразующие особенности: выступление против зыбкости символических образов; декларация конкретно-чувственного восприятия мира: борьба за чистый и «простой» поэтический язык; в) футуризм: время - 10-е годы ХХ в., типичные представители: В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин; стилеобразующие особенности: декларация разрыва с традиционной культурой; пересмотр языка искусства; эксперименты; гротескное смешение стилей и жанров; новообразования в лексике, синтаксисе, звукоподражание.

логико-семантическое направление анализа структуры предложения

Направление, в котором слово рассматривается не как атом, а как функция значения предложения.

Предыдущая страница Следующая страница