Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "О"
Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Концепцию образа автора разработал В.В. Виноградов. «Образ автора может быть скрыт в глубинах композиции и стиля» [В.В. Виноградов]. Образ автора - одна из форм проявления реальной личности автора. Выделяются следующие типы повествователей: 1) объективный повествователь (от 3-го лица); 2) личный повествователь (от 1-го лица); 3) рассказчик - носитель речи, открыто организующий текст своей личностью. |
Одна из основных категорий текстообразования. Адресату предназначен текст в расчете на его творческое восприятие. Форма выражения одного и того же содержания в тексте модифицируется по-разному, в зависимости от параметров: 1) возраста; 2) пола; 3) уровня образования; 4) сферы профессиональной занятости и т.п. С фактором адресата всегда соотносятся коммуникативно-прагматические нормы. Например, максимы Грайса: 1) максима «качества» («говори правду»); 2) «количества» («делай свой вклад в речевое общение настолько информативным, насколько необходимо»); 3) максима «релевантности» (отражает соответствие теме); 4) «манеры» («говори ясно», «говори последовательно»). |
1) лингвокультурология: а) время: 90-е гг. ХХ в.; б) типичные представители: Ю.С. Степанов, А.Д. Арутюнова, В.Н. Телия, А. Вежбицкая, В.М. Шаклин, В.Н. Маслова, Н.Ф. Алефиренко и др.; в) цель - изучение языка как феномена культуры народа; г) антропоцентрическая ориентация - уровень социума; д) объект исследования на уровне языка/речи - уровень языка (языкового проявления культуры народа, узуса); е) предмет исследования - языковая картина мира этноса как отражение его культуры; 2) текстоведение: а) время: 80-90 гг. ХХ в.; б) типичные представители: И.Р. Гальперин, М.Н. Кожина, В.В. Одинцов, Г.Я. Солганик, Л.Н. Мурзин, Н.А. Купина, И.Я. Чернухина, К.Э. Штайн и др.; в) цель - исследование структуры, семантики, прагматики текста, эпистемологии текста как единицы культуры; г) антропоцентрическая ориентация - уровень языковой личности; д) объект исследования на уровне языка/речи - уровень текста как речевого произведения, отражающего индивидуальный культурный тезаурус и идиостиль творца; е) предмет исследования - языковая и концептуальная картина мира автора, структура, семантика, прагматика текста, идиостиль, художественный метод и т.п. |
Текстообразующая звуковая единица, ориентированная на имитацию звуковых особенностей явлений действительности подбором слов с однородными, близкими звуками и прямое звукоподражание. |
Тип текста, отражающий мир в статике, одномоментно. Словесное изображение действительности путем перечисления характерных признаков предмета, человека, обстановки, окружающей природы и т.п. Различают: 1) научное, художественное, деловое описание; 2) статическое и динамическое описание; 3) описание портрета, пейзажа и т.п. |
цельность (целостность), связность, смысловая завершенность, отдельность, прагматичность. |
1) цепная связь; 2) параллельная связь; 3) порядок слов как средство связности. |
Теория текст в узком смысле, требующая разработки, детализации, расширения объекта и предмета исследования. |
1) доминирование концептуально обусловленных ассоциативных связей лексических элементов; 2) наличие оригинальных индивидуально-авторских ассоциативно-семантических связей и ослабление стандартных ассоциаций; 3) усиление прагматической обусловленности ассоциативно-семантических связей лексических единиц; 4) выдвижение узловых звеньев ассоциативно-семантической сети, являющихся «смысловыми вехами» в процессе интерпретации текста. |
при которых смысловые признаки разных элементов художественной действительности передают информативные сигналы разных явлений: 1) субъектов; 2) объектов; 3) их свойств; 4) отношений; 5) функций; 6) действий; 7) состояний; 8) пространственно-временного континуума. |
связанные с коммуникативно обусловленным противопоставлением смысловых признаков одного или разных элементов воплощенного в тексте художественного мира автора. |
основанные на однократном или многократном повторении семантических признаков различных явлений. |