Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

образ автора

Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Концепцию образа автора разработал В.В. Виноградов. «Образ автора может быть скрыт в глубинах композиции и стиля» [В.В. Виноградов]. Образ автора - одна из форм проявления реальной личности автора.

Выделяются следующие типы повествователей:

1) объективный повествователь (от 3-го лица);

2) личный повествователь (от 1-го лица);

3) рассказчик - носитель речи, открыто организующий текст своей личностью.

образ адресата

Одна из основных категорий текстообразования. Адресату предназначен текст в расчете на его творческое восприятие.

Форма выражения одного и того же содержания в тексте модифицируется по-разному, в зависимости от параметров:

1) возраста;

2) пола;

3) уровня образования;

4) сферы профессиональной занятости и т.п.

С фактором адресата всегда соотносятся коммуникативно-прагматические нормы. Например, максимы Грайса:

1) максима «качества» («говори правду»);

2) «количества» («делай свой вклад в речевое общение настолько информативным, насколько необходимо»);

3) максима «релевантности» (отражает соответствие теме);

4) «манеры» («говори ясно», «говори последовательно»).

общность лингвокультурологии и текстоведения

1) лингвокультурология: а) время: 90-е гг. ХХ в.; б) типичные представители: Ю.С. Степанов, А.Д. Арутюнова, В.Н. Телия, А. Вежбицкая, В.М. Шаклин, В.Н. Маслова, Н.Ф. Алефиренко и др.; в) цель - изучение языка как феномена культуры народа; г) антропоцентрическая ориентация - уровень социума; д) объект исследования на уровне языка/речи - уровень языка (языкового проявления культуры народа, узуса); е) предмет исследования - языковая картина мира этноса как отражение его культуры;

2) текстоведение: а) время: 80-90 гг. ХХ в.; б) типичные представители: И.Р. Гальперин, М.Н. Кожина, В.В. Одинцов, Г.Я. Солганик, Л.Н. Мурзин, Н.А. Купина, И.Я. Чернухина, К.Э. Штайн и др.; в) цель - исследование структуры, семантики, прагматики текста, эпистемологии текста как единицы культуры; г) антропоцентрическая ориентация - уровень языковой личности; д) объект исследования на уровне языка/речи - уровень текста как речевого произведения, отражающего индивидуальный культурный тезаурус и идиостиль творца; е) предмет исследования - языковая и концептуальная картина мира автора, структура, семантика, прагматика текста, идиостиль, художественный метод и т.п.

ономатопея

Текстообразующая звуковая единица, ориентированная на имитацию звуковых особенностей явлений действительности подбором слов с однородными, близкими звуками и прямое звукоподражание.

описание

Тип текста, отражающий мир в статике, одномоментно. Словесное изображение действительности путем перечисления характерных признаков предмета, человека, обстановки, окружающей природы и т.п.

Различают:

1) научное, художественное, деловое описание;

2) статическое и динамическое описание;

3) описание портрета, пейзажа и т.п.

основные признаки (категории) текста

цельность (целостность), связность, смысловая завершенность, отдельность, прагматичность.

основные средства межфразовой связи

1) цепная связь;

2) параллельная связь;

3) порядок слов как средство связности.

основы текстоведения

Теория текст в узком смысле, требующая разработки, детализации, расширения объекта и предмета исследования.

особенности лексической структуры поэтического текста

1) доминирование концептуально обусловленных ассоциативных связей лексических элементов;

2) наличие оригинальных индивидуально-авторских ассоциативно-семантических связей и ослабление стандартных ассоциаций;

3) усиление прагматической обусловленности ассоциативно-семантических связей лексических единиц;

4) выдвижение узловых звеньев ассоциативно-семантической сети, являющихся «смысловыми вехами» в процессе интерпретации текста.

отношения дополнения в тексте

при которых смысловые признаки разных элементов художественной действительности передают информативные сигналы разных явлений:

1) субъектов;

2) объектов;

3) их свойств;

4) отношений;

5) функций;

6) действий;

7) состояний;

8) пространственно-временного континуума.

отношения контраста в тексте

связанные с коммуникативно обусловленным противопоставлением смысловых признаков одного или разных элементов воплощенного в тексте художественного мира автора.

отношения усиления в тексте

основанные на однократном или многократном повторении семантических признаков различных явлений.

Предыдущая страница Следующая страница