Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

текст как дидактический материал

выполняет информативную, эстетическую, прагматическую функции. Умение работать с учебными текстами повышает эффективность усвоения материала. Необходимо учитывать определенные особенности в использовании текстов разных стилей в процессе образовательной деятельности.

текст как единица культуры

Текст погружен в культурное пространство эпохи, культурологический тезаурус адресата, отражает особенности авторской личности, знания автора, его лексикон, образ мира, цели, мотивы. Текст несет печать культуры определенного этапа в жизни общества, культуры народа с его традициями, устоями, менталитетом, культуры неповторимой личности творца. Если культура - это «способ самоорганизации мыслящего универсума, способ жизнедеятельности, правила деятельности людей, то связь с текстом очевидна. У текста и культуры существуют единые параметры, которые позволяют рассматривать текст как ее единицу:

1) антропоцентричность (человек - творец культуры и ее главное творение; текст также создается человеком и для человека);

2) диалогический характер (диалог культур, диалогичность текста);

3) деятельностная сущность;

4) знаковость (и текст, и культура - это семиотические системы, способные хранить и передавать социально значимую информацию);

5) символичность (культура - это «символическая вселенная» [Ю.М. Лотман]; текст также имеет символический характер);

6) функциональная общность;

7) нормативность (культура - это совокупность норм; тексту также присущи разные нормы);

8) категориальная общность (целостность, индивидуальное своеобразие). «Культурная память» текста (выражение Ю.М. Лотмана) - понятие реальное, основанное на его диалогической сущности, ассоциативно-образной природе, составляющее важнейшую особенность художественного текста как единицы культуры. Вторая особенность заключается в том, что текст принадлежит к «вторично моделирующим системам». Ему присуща семиотическая неоднородность, наличие многообразных кодов, позволяющим ему быть «информационным генератором» [Лотман Ю.М.].

текст как объект литературоведческого анализа

Произведение искусства, изучаемое в культурно-историческом контексте эпохи, принадлежащее определенному литературному направлению, имеющее жанровую специфику, композицию, образную систему, тематику и проблематику. Литературоведа интересует основной пафос текста и его художественное своеобразие. Исследуется внетекстовый фон: мировоззрение писателя, эстетическое кредо, культурноисторическая эпоха, обстоятельства создания текста. В задачи литературоведческого анализа входит изучение художественного содержания произведения.

текст как средство обучения

Текст как единица обучения, оставаясь формой коммуникации, подчиняется целям и задачам языкового образования и воспитания учащихся, включения их в процесс сотворчества в соответствии с методикой коммуникативного обучения языку. Диалогическое общение на уроке как текстовая деятельность подчинено задачам образования и воспитания. Анализируя текст как единицу обучения, необходимо помнить о важности гармонизирующего общения на уроке.

текст как форма коммуникации

Текст, являясь речевым произведением, служит универсальной формой коммуникации. Благодаря текстовой деятельности (порождению, восприятию и интерпретации текстов) передается информация, выражаются чувства, осуществляются контакты между людьми; описываются реалии окружающего мира, сознания и языка. Тексты выполняют множество функций: информативную, социальную, коммуникативную, эмотивную, эстетическую, контактоустанавливающую, (фатическую), прагматическую, метаязыковую. Текст занимает центральное положение в модели речевого акта. Текст всегда есть продукт первичной коммуникативной деятельности автора (говорящего, пишущего) и объект вторичной коммуникативной деятельности адресата (читателя или слушателя). Чтобы состоялось общение автора и адресата через текст, необходимы знание языка (кода), действительности, т.е. общность концептуальной и языковой картины мира у коммуникантов, а также наличие канала связи. Н.С. Болотнова текст считает формой коммуникации. Единица общения - речевое событие, которое складывается из дискурса и речевой ситуации [Михальская]. Текст как одна из форм коммуникации является связующим звеном в общении.

текст (по Н.С. Болотновой)

Коммуникативно ориентированный, концептуально обусловленный продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения, имеющий информативно-смысловую и прагматическую сущность [М.: Флинта, 2007].

текст с позиций языка/речи

Текст имеет речевой статус и характеризуется двойной системностью: языковой и речевой, по мнению М.Н. Кожиной. Организующим началом является авторский замысел, определяющий отбор и организацию языковых средств. Текст - это речевое произведение, за которым стоит языковая система. В основе двойной системности текста лежит ориентация не только на узус, но и на отражение картины мира автора, имеющего свой лексикон, семантикон, прагматикон.

текстовая деятельность

1. Система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать их.

2. Речевая разновидность коммуникативной деятельности, которая, в свою очередь, может быть и неречевой, невербальной: общение с помощью знаков, цветов, свиста, барабанов и т.п.

3. Разновидность речевой деятельности, отличающейся конкретностью целей, задач, сферы общения и жанра, ситуативной обусловленностью, личностной ориентацией. В отличие от текстовой деятельности, речевая деятельность характеризуется обобщенностью, типовыми закономерностями, ориентацией на социум.

Речевая деятельность - процесс, единицей которого является текст. Общие черты текстовой и речевой деятельности - наличие:

1) мотива;

2) цели;

3) содержания;

4) формы выражения.

Текстовая деятельность направлена на обеспечение общения в разных сферах коммуникации, сообщение информации и воздействие на адресата. Первичная Т.д. имеет цель, замысел, характеризуется отбором фактов и языковых средств, осмыслением композиции (структуры речевого сообщения). Этапы Т.д. соответствуют этапам риторического канона.

текстовая деятельность вторичная

Коммуникативная деятельность, включающая этапы:

1) восприятия (зрительного ил слухового);

2) интерпретации текста;

3) понимания.

текстовая деятельность первичная

Создание текстов устных и письменных.

текстовая категория время

«Текстовая категория, с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективной действительности или ее преломлением» (Т.В. Матвеева). Т.к.в. - векторная категория, имеющая полевой характер, в описании которой важна точка отсчета. И.Я. Чернухина определяет время как продукт творчества автора...

Существуют различные типологии художественного времени:

1) реальное объективное, циклическое, субъективное, ирреальное (А.Ф. Папина);

2) календарное, событийное, перцептивное (Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова);

3) конкретное, абстрактное, обобщенное, поэтически трансформированное (И.Я. Чернухина);

4) сюжетное, фабульное, авторское, субъектное время персонажей (Н.А. Николина);

5) ирреальное (астральное, интерфернальное, волшебное, мифологическое, сказочное, фантастическое, фантасмагорическое, время Зазеркалья) (А.Ф. Папина);

6) реальное и виртуальное (Т.В. Жеребило).

текстовая категория диалогичности

«Фундаментальное свойство речи вообще, всеобщий ее признак, выступающий как речевая реализация коммуникативной функции языка» (М.Н. Кожина). Глобальная текстовая функциональная семантико-стилистическая категория, имеющая полевый характер. Выделяются ядерные и периферийные маркеры категории диалогичности, используемые в текстах разных стилей и жанров. Т.к.д. проявляется в категориях субъектности и адресованности, связанных с образом автора и адресата. Категория субъектности проявляется в формах: автор - реальное лицо, образ автора - глобальная категория текста, повествователь, лирический герой, персонаж. Категория образа автора была в свое время разработана В.В. Виноградовым, который трактовал образ автора как «концентрированное воплощение сути произведения», в котором «как в фокусе, сходятся все структурные качества словесно-художественного целого». Категория адресованности связана с реальным адресатом текста, собирательным образом адресата, с художественным образом персонажа-адресата.

текстовая категория пространство

Неотъемлемое свойство всех объектов действительности, отраженных в тексте. «Пространственная организация всех событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и система пространственных образов текста» (А.Н. Николина). Выделяются объективное (диктумное) и субъективное (модусное) пространство. И.Я. Чернухина определяет пространство как «продукт творчества автора эстетический способ речевого воплощения физического и философского аспектов пространства в пределах прозаического и поэтического текста. Свойства реального пространства: протяженность, прерывность/ непрерывность, трехмерность, - отражаются в тексте. Пространство может быть одномерным и многомерным (Т.В. Жеребило). Выделяются следующие типы пространства, по мнению Н.С. Болотновой: объективное/субъективное; концептуальное/ художественное; реальное художественное / ирреальное (астральное, волшебное, инфернальное, фантастическое, пространство Зазеркалья, сказочное); открытое/закрытое; расширяющееся/ сужающееся; конкретное/абстрактное; реальное видимое / воображаемое. Выделена также пространственная оппозиция реальное/виртуальное (Т.В. Жеребило). Среди языковых маркеров текстовой категории пространства выделяются лексические, морфологические, синтаксические. Время и пространство в единстве называют хронотоном. В категории хронотопа важна точка отсчета: «я - здесь - сейчас», «я - там - тогда», «он - здесь - сейчас».

текстовая категория событие

Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или ситуации выделяются предметы, которым приписываются роли в рамках данного события. Событие - это текстовая категория, связанная с описанием различных действий субъекта и объекта в определенном пространстве и времени. По А.Ф. Папиной, событие выражает основное сообщение - рему текста, а в качестве видовых понятий в категорию событие включаются: собственно событие, процесс, состояние, факт. Выделяются следующие средства выражения категории событие: событийные, процессные предикаты, предикаты со значением факта, событийные существительные и т.п. Событие может быть реальным, вымышленным, художественным. Выделяется оппозиция реальное/виртуальное событие (Т.В. Жеребило). Художественное событие - «продукт творчества автора, эстетический способ речевого воплощения фактов общественной или личной жизни человека, а также фактов существования природы в прозаическом и поэтическом тексте (И.Я. Чернухина).

Выделяются следующие типы художественных событий:

1) конкретное художественное событие;

2) художественное событие-обобщение;

3) художественное событие-абстракция;

4) поэтически трансформированное художественное событие (И.Я. Чернухина).

текстовая компетентность

Знания и умения, нацеленные на первичную и вторичную текстовую деятельность:

1) знание действительности, умение отражать ее в слове при текстообразовании и понимать на основе интерпретационной деятельности;

2) умение проявлять свой взгляд на мир, свою творческую индивидуальность в выборе жизненного материала и его отражении в слове; осознание индивидуального авторского стиля;

3) знания о сферах общения, ситуациях, условиях общения и умение учитывать это при текстообразовании и восприятии текста;

4) знание об адресате и умение учитывать фактор адресата в процессе текстовой деятельности;

5) знание языковых ресурсов, умение их отбирать, организовывать в процессе текстовой деятельности. Понятие текстовой компетенции наиболее тщательно разработано в научных трудах Н.С. Болотновой.

текстовая норма

1) Исторически сложившиеся, принятые в обществе устойчивые правила текстовой деятельности, на основе которых создаются эталонные для определенной сферы общения тексты;

2) система коммуникативно-прагматических, жанрово-стилистических, композиционно-речевых и других норм, соответствующая определенному типу текста, отражающая его многоплановость, коммуникативную сущность, лингвистическую природу и экстралингвистическую ориентацию;

3) гармоничная организация всех элементов структуры текста в соответствии с авторским замыслом и ориентацией на адресата (Н.С. Болотнова).

текстовая норма в широком смысле

Система текстовых правил (норм), в соответствии с которыми создается текст как сложный многоаспектный феномен.

В этом смысле текстовая норма включает:

1) коммуникативно-прагматические текстовые нормы;

2) нормы формирования содержательного плана текста;

3) жанрово-стилистические текстовые нормы;

4) композиционно-речевые текстовые нормы;

5) текстовые нормы;

6) текстовые нормы, связанные с техническим оформлением текста.

текстовая норма на уровне индивидуальной текстовой деятельности

Гармоничное соответствие элементов текста, его формы и содержания авторской интенции и ориентации на адресата. Форма взаимодействия между компонентами, которая является наиболее благоприятной для получения запрограммированного результата [Стоянович 2004: 62].

текстовая норма на уровне узуса

Представление об эталоне соответствующего типа текстов, характерном для определенного этапа развития общества.

Для текстовой нормы данного типа характерны:

1) относительная устойчивость, создающая условия для понимания автора и адресата;

2) вариативность, открывающая возможность дальнейшего развития, совершенствования текстовой деятельности коммуникантов.

текстоведение

Общая теория текста (в узком и широком смысле), комплексная интегративная область знания, систематизирующая данные разных наук о тексте, многообразные подходы к его изучению, выделение единиц текста, характер их связи, текстовые нормы и текстовые универсалии. В коммуникативном аспекте текстоведение выступает как область знания, изучающая, как устроен текст, как он действует и образуется, какие его закономерности являются важными для повышения эффективности общения как текстовой деятельности.

текстовоспринимающая деятельность

слушание и чтение как основа для декодирования сообщения.

текстовые композиционно-речевые нормы

Нормы, включающие правила формальной организации текста:

1) мотивированную последовательность частей в развертывании содержания, их логичность и пропорциональность, эффективность зачина и концовки, оправданный выбор композиционно-речевых приемов;

2) соблюдение языковых норм, важных для понимания текста адресатом: фонетических, орфоэпических, орфографических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, стилистических.

В художественных текстах допускаются эстетически оправданные отступления от языковых норм.

Т.к.-р.н. определяются:

1) фактором адресата;

2) интенциями автора;

3) соотнесенностью с языком (кодом);

4) специфика канала связи (в проекции на модель речевой коммуникации).

Они формируются на основе вербально-семантического, тезаурусного и мотивационного уровней языковой личности автора и адресата. Т.к.-р.н. связаны со следующими коммуникативными качествами речи: уместностью, богатством, точностью, ясностью, выразительностью, логичностью. Они формируют связность текста и его модальность, его системные качества: интегративность, структурность, информативность, регулятивность.

текстовые нормы, связанные с техническим оформлением текста

Нормы, предполагающие точность цитирования и оформления сносок, статистических данных, библиографии. Они включают деление текста на абзацы, обоснованный выбор дополнительных графических средств, шрифта и т.п. Данный тип норм отражает своеобразие канала связи автора и адресата в проекции на модель речевой коммуникации. Они ориентированы на мотивационный и тезаурусный уровни языковой личности адресата, определяют точность и ясность речевых сообщений; формируют цельность и модальность текста, его регулятивность и информативность.

текстовые нормы формирования содержательного плана

Соотнесенность текста с действительностью. Опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности автора и потенциального адресата, определяют:

1) точность;

2) уместность;

3) смысловую завершенность;

4) отдельность;

5) цельность текста;

6) информативность;

7) интегративность.

Данные нормы предполагают соответствие содержательного плана текста теме, идее (авторскому замыслу); этическим и эстетическим нормам, принятым в обществе в рамках данной сферы.

текстология

Направление общей теории текста, которое могут относить и к истории литературы в зависимости от интерпретации этого понятия. Т. занимается сопоставлением разных вариантов одного текста и проблемой авторства текстов.

текстообразующая деятельность в сфере школьного обучения

1) создание первичных текстов (сочинение - рассуждение, сочинение - повествование, сочинение - описание, монолог - объяснение учителя, монолог - ответ ученика, диалог и т.п.);

2) создание вторичных текстов (изложение, пересказ, аннотация; контекст; тезисы, реферат и т.п.).

текстообразующие возможности звуковых единиц

Проявляются в создании мелодики и ритмики текста, в формировании приемов звукописи, включая ассонанс и аллитерацию. В текстообразовании значимыми могут быть ономатопея, звуковой символизм.

текстообразующие возможности лексических единиц

Слово в тексте играет ключевую роль. Оно способно: а) сообщать о денотате, обозначая его и характеризуя определенным образом; б) отражать элемент микротемы и микротему; в) воплощать элемент ситуации или ее фрагмент; г) быть эмотемой; д) создавать микрообраз. Текстообразующие возможности слов связаны с его коммуникативным потенциалом. Возможность участвовать в коммуникации реализуется на основе ассоциативных связей слов:

1) референтных;

2) ситуативно-тематических;

3) парадигматических;

4) синтагматических;

5) когнитивных;

6) культуроло-гических и т.п.

текстообразующие возможности малых текстовых единиц

к которым относятся фонемы/фоны, морфемы/морфы - связаны с ассоциациями и актуализацией в тексте. Чаще всего их потенциал проявляется в таких сферах общения, где доминирует креативное начало или языковая игра.

текстообразующие возможности морфем/ морфов

Морфемы/ морфы, включаясь в текстовую деятельность автора, могут обладать текстообразующим потенциалом, который актуализируется:

1) их повтором;

2) синонимией;

3) однотипностью эмоционально-оценочной и однотипностью стилистической маркированности.

Текстообразующие возможности морфем наиболее ярко проявляются: а) в текстах - зауми; б) в текстах - палиндромах; в) в текстах, где используются лексемы неологического типа. Спектр действия текстообразующего потенциала морфем, как правило, имеет локальный характер.

текстообразующие возможности предложений/ высказываний

1) Семантика предложения связана со структурой соответствующей ситуации, что при «накапливании» и «укрупнении» семантических признаков формирует поэтапное смысловое развертывание текста и его смысловую структуру.

2) Семантический признак может отражать: а) одну из сторон описываемого элемента ситуации (на уровне сем); б) элемент в целом (на уровне слов, фразеологизмов); в) координацию элементов (на уровне высказывания и его частей).

3) Вербально выраженные семантические признаки различных реалий текстового мира связываются: а) отношениями дополнения; б) отношениями усиления; в) отношениями контраста, имеющими коммуникативную значимость на разных этапах смыслового развертывания текста: от высказывания до текста.

4) Высказывание, являясь элементом текста, отражает общее фрагментарно и неполно. Оно может включаться в проспекцию и ретроспекцию всего текста.

5) Текстообразующие потенции предложения определяются следующими факторами: а) структурно-семантической организацией предложения; б) инициальностью/ неинициальностью позиции предложения; в) семантической соотнесенностью предложения с последующим композиционно-смысловым звеном текста.

6) Существуют два способа семантического воздействия предложения на текст: а) контактно-когезирующее воздействие; б) ассоциативно-прерывистое воздействие.

7) Как и текст, высказывание имеет поверхностный и глубинный смысл.

текстообразующие возможности сложного синтаксического целого (коммуникативного блока высказывания)

1) Тема и рема выполняют текстообразующую функцию;

2) строевые единицы текстообразования также выполняют эту роль (сложное синтаксическое целое, свободное высказывание первого типа; свободное высказывание второго типа; линейно-синтаксическая цепь);

3) в текстообразовании участвует коммуникативный блок высказываний.

текстофонема

Разновидность социофонемы; единица художественного текста, выполняющая разнообразные функции:

1) номинативную;

2) слогообразующую;

3) морфообразующую;

4) функцию выражения текстовых смыслов [См.: Казарин 2004: 217 - 218].

текстофоносемантика

Область знания, важная для суггестивной лингвистики, в которой особое внимание уделяется значимым для воздействия на адресата: а) средствам создания ритмики; б) средствам мелодики суггестивного текста; в) звукописи; г) цветописи.

текстоцентрическое направление

Текстоцентрическое направление современных коммуникативных исследований имеет интегральный характер. Оно опирается на ряд смежных областей знания, имеющих общий объект изучения (текст).

Выделяются следующие области:

1) область, в которых главным объектом остается языковая личность: а) психолингвистика (А.А. Залевская, Т.Ф. Тарасов и др.); б) психопоэтика (В.А. Пищальщикова , Ю.А. Сорокин); в) филологическая герменевтика (Г.И. Богин, Г.П. Щедровицкий и др.); г) лингвокультурология (А. Вежбицкая, В.М. Шаклеин, Н.Ф. Алефиренко, З.И. Рязанова); д) социология текста (К.Э. Штайн); е) эпистемология текста (К.Э. Штайн и ее научная школа);

2) области, в которых главный объект - текст: а) труды по лингвистической поэтике (В.П. Григорьев, А.Д. Григорьева, Г.В. Степанов и др.); б) труды по структурной стилистике текста (В.В. Одинцов, Г.Я. Солганик и др.); в) функциональная стилистика (М.Н. Кожина, М.П. Котюрова, Т.Б. Трошева, М.Б. Борисова и др.); г) жанроведение (М.М. Бахтин, Т.В. Шмелева, В.А. Салимовский и др.); д) лингвосинергетика (В.А. Пищальщикова, Г.Г. Москальчук и др.);

3) области, в которых в качестве объекта выступают текст и языковая личность; а) стилистика декодирования (М. Риффатер, И.В. Арнольд и др.); б) когнитивистика текста (А.Г. Баранов, М.Р. Проскуряков); в) коммуникативная стилистика текста (Н.С. Болотнова и др.); г) инвариантно-вариативная теория текста (Т.В. Жеребило, Н.Н. Альбеков).

тема

1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования.

2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения [М.Р. Львов 1997: 221].

3. То, что описывается в тексте, о чем развертывается рассуждение, ведется диалог и т.п. [А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова 2000: 147].

4. Тема состоит из микротем, которые являются ее наименьшими составными частями, описываемыми в микротекстах.

Наиболее полно в зависимости от сферы общения и стилистических параметров текста:

1) в художественном тексте: Т. - круг жизненных проблем, увиденных и осмысленных автором и положенных в основу художественного произведения;

2) в публицистическом тексте - круг вопросов, становящихся предметом речи;

3) в научных текстах тема отграничивается от объекта и предмета исследования;

4) в деловых текстах тема адекватна целевому назначению документов (просьбе, жалобе, предложению и т.п.).

Одна и та же тема может получать различное воплощение в зависимости от интенции автора и его творческой индивидуальности. Некоторое единство может возникать за счет элементов одной тематической группы, которая объединяет слова разных частей речи по их сопряженности с одной темой, т.е. не на основе лингвистических, а экстралингвистических параметров. Различаются темы разного уровня обобщения: узкие и широкие.

В осмыслении темы важны тематические ассоциации, которые могут состоять из слов:

1) одной тематической группы;

2) слов из той или иной лексико-семантической группы.

Наиболее стабильными остаются тематические группы слов, благодаря чему адресат безошибочно относит тот или иной текст к определенной теме. С точки зрения поэтапного восприятия текста тему можно рассматривать как результат анализа, с точки зрения процедуры анализа - тема является исходным моментом изучения текста. В интерпретационной деятельности адресата важна ассоциативно-логическая связь тематического уровня с предметно-логическим и сюжетно-композиционным уровнями текста. Представление о теме формируется в сознании читателя на основе актуализированных формально и содержательно микротем, объединяющих текстовые фрагменты на основе общности денотата. Общая тема текста связана с одним из денотатов, наиболее часто и последовательно актуализируемым.

5. Под темой Н.С. Болотнова понимает результат обобщения и систематизации адресатом отдельных микротем, соотносящихся с предметно-логической основой текста (его денотативной структурой). Тема является одним из ключевых элементов структуры текста.

тематическая группа

Совокупность слов разных частей речи по их сопряженности с одной темой на основе экстралингвистических параметров.

теория литературного процесса

Частное направление теории литературы, отражающее эволюцию художественной литературы, обобщающее закономерности в ее развитии, смену литературных школ и различных направлений.

теория литературы

Частная теория художественного текста, по Н.С. Болотновой, рассматривающая сущность художественной литературы как особого вида искусства, творческие методы и особенности литературных направлений.

теория текста

1) Система теоретических допущений о сущности, признаках и свойствах текста, его типах, структуре, семантике (содержании) и речевой организации (форме), функциях, особенностях текстообразования и восприятия (узкое понимание).

2. Интеграция многоаспектных сведений о тексте как объекте изучения разных наук: психологии, философии, социологии, лингвистики, истории, культурологии, прагматики, герменевтики и т.д. Стратификация наук о тексте, определение сферы их влияния и интеграция полученных знаний о тексте как единице культуры, обучения, коммуникации (теория текста в широком смысле).

теория текста общая

Наука, изучающая универсальные особенности текстов разных типов, их сущность и признаки, закономерности текстообразования. Общая теория включает в себя лингвистику и стилистику текста.

теория текста частная

Наука, ориентированная на изучение текстов какого-либо одного типа.

тип мышления конкретный

Тип, носящий не понятийный характер.

тип мышления обобщенно-абстрагированный

Тип, воплощенный в рассуждении, представленном в виде системы последовательных вопросов и ответов.

тип текста демонстрационный

Тип текста, связанный с показом действительности, с ее пошаговым изображением, при котором события незначительного хронологического периода представляются в детализированной форме [См.: Ильенко С.Г. 1997: 17].

тип текста информационный

Тип текста, связанный с рассказом о действительности. Изложение событий, совершающихся на протяжении нескольких лет, может уместиться о двух-трех высказываниях [См.: С.Г. Ильенко 1997: 17].

тип текста сентенционный

Тип текста, представляющий сентенцию по поводу действительности, некое обобщение, основанное на типичных факторах, проявлениях в поведении людей, своеобразные авторские отступления [См.: С.Г. Ильенко 1997: 17].

типы выдвижения

Субъективный лингвистический фактор текстообразования, отражающий «специфический характер текстового развертывания, определяющий разные способы представления информации и различные пути и средства воздействия на адресата и приобщения его к содержательному плану текста». [Цит.: Болотнова Н.С. 2007: 338]. Типы выдвижения были разработаны М. Риффатером и использованы в стилистике декодирования [Арнольд 1974; 1980].

К типам выдвижения относят:

1) повтор;

2) контраст;

3) обманутое ожидание;

4) конвергенцию.

Типы выдвижения имеют прагматическую значимость и формируются на основе стилистических приемов. Их выбор определяется авторской интенцией и индивидуальным стилем автора.

Кроме того, он зависит от ряда других факторов:

1) адресата;

2) особенностей ситуации;

3) жанра;

4) стиля;

5) творческого метода и т.п.

типы кодов текста

в соответствии с типами информации и уровневой организации текста выделяются:

1) языковой код;

2) предметный;

3) сюжетнокомпозиционный;

4) эмотивный;

5) образно-культурологический;

6) коммуникативный;

7) эстетический.

типы композиции

Различают простую и сложную композицию. В.В. Одинцов, описывая системно-логическое, или ретроспективное, изложение, выделяет три типа композиции:

1) линейный;

2) параллельный;

3) многомерный.

Б.А. Успенский к глубинной композиционной структуре относил точку зрения говорящего. В композиционной структуре различают речь автора, повествователя, речь героев и несобственно-прямую речь, имеющую синтезирующий характер. Выделяется также монтажная композиция (В.Е. Хализев).

типы лексических структур в тексте

выделяются:

1) на уровне макро- и микроструктур: а) лексическая макроструктура целого текста; б) лексические микроструктуры;

2) в зависимости от разной позиции центрального узлового звена ассоциативно-семантической макросети: а) индуктивные; б) дедуктивные; в) индуктивно-дедуктивные лексические структуры;

3) в зависимости от числа узловых звеньев лексической макроструктуры: а) одноступенчатые; б) двухступенчатые; в) трехступенчатые структуры;

4) с учетом однородности/неоднородности смысловых отношений в последовательно развертывающихся лексических микроструктурах: а) однородные и б) неоднородные структуры;

5) по характеру отношений (дополнение, усиление, контраст) между лексическими структурами: а) лексическая структура дополнительного типа; б) усилительно-конвергентного и в) контрастивного типа;

6) в соответствии с имплицитностью/эксплицитностью доминантной лексической микроструктуры и наличием/отсутствием «смысловых скважин»: а) лексические структуры имплицитного и б) эксплицитного типов.

типы пресуппозиций

1) универсальная;

2) локальная;

3) культурная;

4) социальная;

5) профессиональная;

6) речевая

[Чернухина И.Я. 1990].

типы проблематики художественного текста

Выделяется ряд типов проблематики, каждый из которых определяет особенности художественного текста:

1) национальная проблематика (тяготение к сюжетности, тенденция к монологизму, тяготение к экспрессивности, к простой композиции, к большому объему);

2) социокультурная проблематика (ослабление сюжетности, описательность, ослабление психологизма, тяготение к прозе, простая композиция, разноречие, номинативность);

3) авантюрная проблематика (тяготение к сюжетности, условные и фантастические формы, сложность сюжета, большой объем);

4) идейно-нравственная проблематика (психологизм, разноречие, сложная композиция, тенденция к большому объему, отказ от описательности);

5) философская проблематика (условный характер образности, разноречие, сложная композиция, отсутствие описательности).

типы текстов в соотношении с актуальным членением предложения

1) повествование (данное: лицо, время, место действия; новое - сменяющие друг друга действия);

2) описание предмета (данное - предмет, его части; новое - признаки предмета);

3) описание места (данное - местоположение; новое - предметы);

4) описание состояния (данное - лицо, элементы среды; новое - признаки состояния);

5) оценка действительности (данное - предметы, качества, действия; новое - оценка).

типы художественных текстов

Выделяются поэтические и прозаические типы, которые, в свою очередь, классифицируются по жанрово-стилистическим, тематическим, хронологическим и др. параметрам.

К особенностям поэтических текстов относятся:

1) затрудненность, «заторможенность» языка поэзии;

2) наличие своего кода;

3) повышенная значимость звуковой организации;

4) сложное членение с особой ритмикой, метрикой;

5) словесная экспрессия: смысловая «осложненность» слова;

6) особая роль иносказаний;

7) повышенная эмоциональность и др.

Поэтическая текстам присущи:

1) предельная эмоционально-смысловая насыщенность;

2) тенденция к монологичности;

3) яркое проявление речетворческого начала;

4) выражение экспрессии.

Проза рассматривается как «сплошная» речь, для которой характерны:

1) иной ритм;

2) членение прозаических текстов, обусловленное смысловым и синтаксическим строем;

3) наличие семантико-логических связей в изложении.

Выделяются следующие особенности прозаических текстов:

1) возможности языкового многообразия;

2) многоголосие;

3) тяготение к «конституирующему» слову, «внеэмоциональному» и «нестилевому»;

4) широкое использование изобразительных и познавательных возможностей речи.

трансформационный метод в исследовании текста

1. Изменение основной языковой модели (ядерной структуры), приводящее к созданию вторичной языковой структуры.

2. Трансформация, преобразование текста или его отдельных элементов, возникновение нового варианта, соотносительного со старым.

Предыдущая страница Следующая страница