Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

универсальные смыслы в художественных текстах

художественное время, художественное пространство, художественное состояние, художественное событие.

уровень информативно-смысловой в экстралингвистическом аспекте

состоит из подуровней, связанных с соответствующими единицами:

1) денотативный (предметно-логический) подуровень, использующий следующие единицы: а) денотаты; б) подсистему денотатов; в) систему денотатов; г) первичное конкретно-чувственное представление; д) вторичные образы; е) понятия; ж) систему понятий;

2) тематический подуровень: а) элементы микротемы; б) микротема; в) субподтема; г) тема; д) тематический блок; е) дискурс;

3) сюжетно-композиционный подуровень и соответствующие ему единицы: а) фрагмент ситуации; б) ситуация; в) событие; г) эпизод; д) система эпизодов.

уровень прагматический в экстра-лингвистическом аспекте

Включает ряд подуровней и соответствующие им единицы:

1) эмоциональный подуровень, единицами которого выступают: а) эмотема; б) система эмотем; в) эмоциональный тон;

2) образный подуровень и соответствующие ему единицы: а) микрообраз; б) система микрообразов; в) художественный образ; г) система художественных образов;

3) идейный подуровень: а) микроидея; б) система микроидей; в) идея; г) система идей.

уровневое направление анализа структуры предложения и текста

Направление, рассматривающее процесс формирования значения высказывания как постепенное обрастание компонентами простой абстрактной схемы (См.: И.П. Сусов).

уровни литературного анализа

1) верхний уровень - идейно-образный: идеи, эмоции, образы, мотивы;

2) средний уровень - стилистический, включающий анализ лексики и синтаксиса;

3) нижний - фонический (метрика, ритмика, рифма, строфика, анализ звукописи);

4) высший уровень - анализ художественного мира произведения [М. Гаспаров 2001].

уровни текста

Уровни текста (уровни в структуре текста)

Выделяются уровни формальной организации текста и уровни его содержания. Уровень определяется:

1) как аспект рассмотрения текста;

2) как подсистема;

3) как ярус в общей организации текста.

В лингвистическом аспекте выделяются следующие уровни:

1) фонетический;

2) морфологический;

3) лексический;

4) синтаксический;

5) композиционно-синтаксический;

6) стилистический.

В литературоведческом аспекте выделяются уровни:

1) персонажей;

2) фабулы;

3) идей.

В концепциях, имеющих культуроведческий характер, выделяют:

1) культурный;

2) эстетический;

3) духовный;

4) языковой макрокомпоненты в структуре текста.

При коммуникативно-деятельностном подходе за основу берут информативно-смысловой и прагматический уровни текста, рассматривая их в лингвистическом и экстралингвистическом аспектах.

При этом учитываются основные компоненты структуры текста:

1) тема;

2) идея;

3) материал действительности;

4) сюжет;

5) композиция;

6) язык;

7) прием

(В.В. Одинцов).

Связь лингвистического и экстралингвистического аспектов в организации текста осуществляется :

1) в плане форма - содержание;

2) лингвистическая основа текста формирует его экстралингвистическую природу в процессе вторичной коммуникативной деятельности;

3) с точки зрения порождения текста первичными являются экстралингвистические факторы;

4) с точки зрения интерпретации - его лингвистическая основа.

Информативно-смысловой уровень текста модифицируется по-разному:

1) с лингвистической точки зрения он включает: а) фонетический; б) лексический; в) морфологический; г) синтаксический подуровни;

2) с экстралингвистической точки зрения: а) предметно-логический; б) тематический; в) сюжетно-композиционный.

Прагматический уровень включает:

1) экспрессивно-стилистический

2) функционально-стилистический подуровни.

С экстралингвистической точки зрения прагматический уровень вбирает:

1) эмоциональный;

2) образный;

3) идейный подуровни.

условия осуществления текстовой деятельности

1) наличие текстовой компетентности;

2) наличие у автора цели, которая определяет текстообразующую деятельность;

3) знание языка (кода) и текстообразующих возможностей языковых единиц разных уровней;

4) наличие канала связи (слухового, зрительного, непосредственного, опосредованного и т.п.);

5) наличие адресата;

6) связь с действительностью, которая стимулирует создание текста и на преобразование которой направлен текст;

7) знание автором и адресатом правил речевого общения.

учебное пособие

Один из жанров научного стиля.

Предыдущая страница Следующая страница