Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Лингвистический энциклопедический словарь
Гумбольдтианство

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Гумбольдтианство

Гумбольдтиа́нство -

совокупность взглядов на язык и способы его изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы В. Гумбольдта, основателя общего языкознания и философии языка. Теоретико-методологическую базу этой программы составляет антропологический подход к языку, в соответствии с которым адекватное изучение языка должно производиться в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью.

Лингвистическая концепция Гумбольдта возникла как реакция на антиисторическую и механистическую концепцию языка 17-18 вв., а также на логические и универсалистские концепции (см. Логическое направление, Универсальные грамматики); она опирается на идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления и «духа народа», а также на типологическую (морфологическую) классификацию языков Ф. и А.‑В. Шлегелей. Философские воззрения Гумбольдта сформировались в свете идей немецкой классической философии (И. Кант, И. В. Гёте, Г. В. Ф. Гегель, Ф. Шиллер, Ф. В. Шеллинг, Ф. Г. Якоби и другие). Идеи Гумбольдта явились одним из источников философской антропологии - течения западноевропейской, преимущественно немецкой, философии 1‑й половины 20 в.

Язык, по Гумбольдту, - живая деятельность человеческого духа, единая энергия народа, исходящая из глубин человеческого существа и пронизывающая собой все его бытие. Язык есть не оконченное дело или вещь (Ergon - эргон»), а деятельность (Energeia - «энергейя»). В нём сосредоточивается не свершение духовной жизни, но сама эта жизнь. Истинное определение языка может быть только генетическим. Язык - главнейшая деятельность человеческого духа, лежащая в основе всех других видов человеческой деятельности. Он есть сила, делающая человека человеком. Языки, по Гумбольдту, являются отображением изначальной языковой способности, заложенной в человеке в виде некоторых смутно осознаваемых принципов деятельности и актуализирующейся с помощью субъективной активности говорящего. Человек, пробуждая в себе свою языковую способность и развёртывая её в ходе языкового общения, всякий раз своими собственными усилиями создаёт сам в себе язык. Язык есть не мёртвый продукт (Erzeugtes), а созидающий процесс, порождение (Erzeugung).

Порождение языка, по Гумбольдту, представляет собой синтетический процесс сплавления понятия со звуком, превращающий звук в живое выражение мысли. Синтез включает два логически последовательных, а в реальности - одновременных момента: 1) расчленение бесформенной субстанции звука и мысли и формирование артикулированного звука и языкового понятия; 2) соединение их в единое целое до чистого проникновения друг в друга.

С понятиями языкового синтеза и порождения тесно связано понятие формы языка, под которой Гумбольдт понимает постоянное и единообразное начало в созидательной деятельности духа по выражению мысли с помощью звука, взятое во всей совокупности своих связей и систематичности. Форма языка, по Гумбольдту, есть синтез отдельных языковых элементов в своём духовном единстве. Форма каждого языка находится в неразрывной связи с духовными задатками говорящего на нем народа и является неповторимо индивидуальным образованием, хотя в своих существенных чертах она и одинакова для всех языков. Гумбольдт различает «внутреннюю форму языка» (innere Sprachform) как глубинный принцип его порождения, определяющий собой всё своеобразие языковой организации, и «внешнюю форму языка» (звуковую, грамматическую и т. д.), в которой проявляется и воплощается внутренняя форма, не запечатлеваясь ни в одной из частей этой формы.

Предназначение языка, по Гумбольдту, состоит в том, чтобы: 1) осуществлять «превращение мира в мысли», 2) быть посредником в процессе взаимопонимания людей, выразителем их мыслей и чувств, 3) служить средством для развития внутренних сил человека, оказывая стимулирующее воздействие на силу мышления, чувства и мировоззрение говорящих. Язык, по Гумбольдту, есть орган, образующий мысль; мышление не просто зависит от языка вообще, а до известной степени обусловливается каждым конкретным языком; языки - органы оригинального мышления наций.

В трактовке Гумбольдта язык не представляет собой прямого отражения мира. В нём осуществляются акты интерпретации мира человеком. Различные языки, по Гумбольдту, являются различными мировидениями. Они представляют собой не различные обозначения одной и той же вещи, а дают различные ви́дения её. Слово - это отпечаток не предмета самого по себе, а его чувственного образа, созданного этим предметом в нашей душе в результате языкотворческого процесса. Оно эквивалентно не самому предмету, даже чувственно воспринимаемому, а его пониманию в акте языкового созидания. Всякий язык, обозначая отдельные предметы, в действительности созидает; он формирует для говорящего на нём народа картину мира. Каждый язык, по Гумбольдту, образует вокруг народа, к которому он принадлежит, круг, выйти за пределы которого можно, только вступив в другой круг. Язык, будучи системой мировидения, оказывает регулирующее воздействие на человеческое поведение: человек обращается с предметами так, как их преподносит ему язык.

Язык, в понимании Гумбольдта, представляет собой «напряжённое» живое целое своих противоположных и взаимно предполагаемых начал, пребывающих в подвижном равновесии. Гумбольдт различает в языке (по интерпретации Х. Штейнталя, А. А. Потебни, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева) следующие антиномии: деятельности - предметности («энергейи» и «эргона», жизненности - вещности), индивидуума - народа (индивидуального - коллективного), свободы - необходимости, речи - понимания, речи - языка, языка - мышления (человеческого духа), устойчивого - подвижного, логического - стихийного, импрессионистически-индивидуального - монументального, континуального - дискретного, объективного - субъективного начал.

Специфику теоретико-методологических основ программы Гумбольдта составляют:

синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка и человека - язык трактуется им одновременно как организм духа и самодеятельность, или деятельность, духа;

диалектический подход (антиномическая трактовка природы языка);

системно-целостный взгляд на язык;

приоритет динамического процессуально-генетического подхода над структурно-статическим планом описания языка;

трактовка языка как порождающего себя организма;

приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык над историческом анализом движения языка в конкретно-историческом времени;

приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;

сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих языков и языку как общему достоянию человечества; попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового;

отказ от описания языка только изнутри его самого, сопоставление языка с другими видами духовной деятельности человека, и прежде всего с искусством;

сочетание философско-отвлечённого взгляда на язык со скрупулёзно-научным подходом к его изучению.

В начало словаря