Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Грамматологический словарь
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

Назализация

Назализация (от фр. nasal «носовой») − артикуляция главным образом гласных звуков за счет произнесения их в нос. Носовые гласные как особые фонемы есть во французском языке особыми знаками на письме не выделяются, в польском маркируются подстрочным символом «огонек» ą, ę (в литовском языке носовые гласные стали долгими), в португальском назализация обозначается тильдой Saõ Paulo Сан-Пауло. В деванагари для назализации есть специальный маркер − анунасика (чандрабинду): в хинди पाँच [pǻnc].

Направление строк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Национальное письмо

Национальное письмо - социально-историческая категория, которая обозначает письмо, обслуживающее национальный язык. Национальное письмо появляется при окончательном формировании нации, когда возникают зачатки ее государственности. Однако возникновение государства не всегда влечет появление» «национального письма, и появление национального письма может произойти в догосударственную эпоху. Например, кочевники туареги или примитивные батаки имели свое национальное письмо, а в древних государствах Перу, Вьетнама и Ганы национальное письмо так и не сложилось. В этом видится некая асимметрия культуры.

Ноль

Ноль (от лат. nullis «никакой») - санскр. śunña, хинди शुन्य, тамили சுழி, тибетский kLad-kor [лайкор], монгольский тэг, греч. μηδεν.

Ноль - одна из главных числовых абстракций, с которой сталкивается протописьменность. Например, в слоговых системах письма возникает проблема в передаче консонантного исхода. В индийском силлабарии это достигается за счет вирамы, арабский - посредством надстрочного знака суккун (سكون «тишина»), который напоминает маленький ноль. Ноль-образный знак в санскрите обозначал носовой призвук анусвару (-n, -m) и входит в комбинации других диакритик (анунасика и висарга).

В тантризме анусвара, или бинду (буквально «точка») рассматривалась, как корень всех графических форм. В суфизме точка (по араб. нуск) играет важную роль в передаче учения, как «внутреннее знание».

Майя открыли понятие нуля (майя называли его tulakal, а ацтеки sintli «всё») ок. 2 тысяч лет назад. Изображали его чаще всего в виде рисунка пустотелой раковины, хотя также известно 25 различных иероглифов (один из них - две спирали, напоминающие букву З). При позиционном 60-ричном счете ноль записывался шумерами, как в виде клинописного знака ΔΔ

Нулевой согласный

Нулевой согласный (ларингал). В некоторых индийских письменностях (тибетской, кхмерской, тайской, лаосской, батакской, бугийской, корейской и др.) самостоятельная графема для начального гласного (инициали) существовала только для звука «а». Причем звук «а» представлялся слогом, состоящим из немого согласного (гортанной смычки) и присущего гласного «а» т.е. А=ˀ+а.

Другими словами «а» - это такой же слог, как «ка», « са» и т.д., а следовательно графема, передающая звук «а» при наличии соответствующих огласовок могла передавать любые инициали.

В индоевропеистике ларингалом наз. неопределенный гортанный звук Н, который в окружении определенных согласных и единственной гласной «е» переходил в другие гласные:

Нjе>е, Нае>а, eHw>o, eHj>е, еНа>а, Нwе>о.

Предыдущая страница Следующая страница