Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Грамматологический словарь
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Масоретические точки

Масоретические точки (от евр. מסורה «предание») - разновидность огласовок, когда гласные в слоге передаются точками, помещаемыми над, под и внутри знака для согласного. Масоретические точки применяются также в сочетании с матрес лекционес.

Масоретические точки впервые были применены еврейскими традиционалистами-текстологами в 5-9 вв. (реформа Ездры). с целью сохранить текст Святого писания без искажений. В еврейском письме существовали вавилонская, палестинская и Тивериадская системы масоретических точек (последняя применяется в современном иврите). Точки в качестве огласовок применялись в сирийских письменностях, а также в бугийском и тагальском алфавитах.

Матрес лекционес

Матрес лекционес (от лат. matres lectionis «матери чтения») - знаки для согласных, при помощи которых в семитских системах письма передаются долгие гласные или гласные вообще (h=а, y=и/е, w=о/у, иногда ˀ=а). Например, слово «шидоним» ранее записывалось без учета гласных - «шднм», позже с матрес лекционес как «шйдвнйм». Изначально матрес лекционес применялись в египетском и угаритском письменах, а также частично в малоазийских и архаичном греческом алфавитах.

Масора состоит из двух частей: «учить способу читать сомнительные места при помощи точек-гласных, составлять и произносить слова при помощи ударений», а также «разбирать согласные, как внешние, материальные элементы Библии.»

В настоящее время матрес лекционес в арабском письме передают только долгие гласные. В сирийском (несторианском) письме - начальные и конечные гласные, а долгие гласные факультативно. В еврейском письме они применяются вместе с масоретическими точками. Систематическое употребление матрес лекционес в греческом письме превратило его из консонантного в буквенно-фонетическое.

Матрика

Матрика (санскр. मात्र «мера» или मातृक «материнский») - верхняя горизонтальная черта в индийском письме деванагари. Более общо для любых систем письма: наиболее часто встречаемый в тексте элемент букв. Матрика различается по местоположению и форме.

В деванагари - верхняя сплошная матрика длительностью в слово, в скорописи моди - длительностью в строку. В еврейском письме прерывистая матрика. В арабском письме - нижняя сплошная матрика. В монгольском письме - боковая правая сплошная матрика. В армянском письме можно различить срединную линейную матрику. Руническое письмо иногда применяет обоюдную матрику (добавочные линии сверху и снизу. Сравните египетский шрифт латинского письма, имеющий тот же эффект).

По форме матрика может быть линейной, круглой (глаголица, современное грузинское письмо, тайское письмо), полукруглой (ория), крючковатой (невари, каннада), птицеобразной (телугу), стреловидной, коробочкоглавой (Юж. Индия), гвоздевидной и т.д.

Скорописные формы письма обычно приобретают т.н. вторичную нижнюю матрику (русский курсив, телугу). Само понятие матрики зародилось в Индии как каллиграфический прием, вместе с тем матрика может указывать на словораздел и на наличие присущего гласного (обычно краткого «а»). Матрика говорит о развитости письма, тому пример ее появление на поздних этапах латинского и рунического алфавитов. В огамическом письме существовала «срединная матрика» spás, стержневой элемент, от которого отходили линейные буквы. Также можно считать «матрикой» округлые (очкообразные элементы) в глаголице (в еврейской письменной культуре этот прием применялся в тайнописи "Звездного алфавита", "алфавита времен Малахии" и "алфавита времен переходя через Черемное море"). В еврейском письме известен каллиграфический прием «тагина» - коронообразный элемент, ставящийся в верхней части буквы.

При моделировании искусственных систем письма весьма перспективно использовать свойства матрики.

Метаписьмена

Метаписьмена (от греч. μετά «после») - искусственные системы письма науки, музыки и проч. для воспроизведения неречевых актов. Сюда относятся числа, химические и математические формулы, нотные знаки и др. К метаписьменам иногда относят вспомогательные системы письма, которые используются только в определенной ситуации (телеграфный код, азбука Брейля для слепых, стенография, алхимические и астрологические знаки, знаки на печатях).

Мировые системы письма

Мировые системы письма - соотнесены с мировыми религиями: буддизм - пали-тибетское письмо, христианство - латино-греко-славянское, ислам - арабское. Китайское письмо, связанное с конфуцианством, в последнее время активно вытесняется из Вьетнама, Кореи, Японии.

Мнемонические письменности

Мнемонические письменности (от греч. μνήμη «память») - система знаков, передающих человеческую речь не полностью (сокращение слов, пропуск или неразличение большинства звуков).

Иногда в мнемонических письменностях и не обязательно передавать речь - главное, при помощи определенных ассоциаций вызвать в памяти нужный образ, понятие или другие внеязыковые категории при помощи рисунков (пиктографии), зарубок, узелков и т.д.

Многорегистровые письменности

Многорегистровые письменности (от лат. registrum «список, перечень») - слоговые (индийские) системы письма, алфавиты которых содержат графемы, поделенные на 2, 3 части (серии, регистра). Одна часть знаков передает один присущий гласный и наз. первым (верхним) регистром. Вторая часть знаков - другой присущий гласный и называется вторым (нижним) регистром. (В лаосском письме 3 регистра.) Многорегистровые письменности применяются для языков, где гласных очень много либо, где есть тоны. В этом случае, чтобы передать одинаковый согласный, но с разными присущими гласными используются совершенно разные графемы. При этом несколько уменьшается количество диакритик (в 2 раза при двух регистрах и в 3 раза при трех регистрах) т.е. одна и та же диакритика (огласовка) может читаться двояко:

Многорегистровые письменности

В кхмерском письме два регистра знаков передают фонации (незначительные изменения гласных), в тайских письменностях они передают тоны. В новой письменности лы все графемы алфавита получили два написания (для первого и второго регистров). В остальных письменностях некоторые графемы имеют только одно написание (для одного регистра).

В лы: Многорегистровые письменности

Многоурозневость знаков

Многоурозневость знаков - В некоторых системах письма знаки могут различаться не только формой и размером, но и тем, какую позицию относительно строки они занимают (верхнюю, среднюю или нижнюю). Эти позиции наз. также уровнями. Обычно встречаются 2, 3 уровня, но в криптографических системах их может быть гораздо больше. Уровни можно увидеть в латинском письме на примере i - l - j, но наиболее феномен многоуровневости прослеживается в огаме.

Модерация знаков

Модерация знаков (от лат. moderatia «понижение») - утрата графемами определенных черт (матрики - горизонтали, патрики - вертикали или других добавочных знаков). В индийских системах письма часто утрачивается матрика. В деванагари эта утрата влечет изменение звучания согласного म - «ма», थ- «бха». В телугу и каннада наблюдается явное упрощение матрики (деванагари ठ - «тха», ಠ - каннада , ఠ - телугу, ૦ - ория. Причем в этих письменностях отсутствие матрики может означать изменение присущего гласного. Знаковые формы могут со временем деградировать. Так, в туарегском письме тифинаг линии переходят в точки. Графемы малайских письменностей Филиппин и Индонезии гораздо примитивнее иных индийских алфавитов.

Приемы модерации применяются в криптографии.

Моногенеза теория

Моногенеза теория - учение о происхождении письменности из одного источника. Эта теория имеет под собой мощный психологический позыв все сводить к одному и все выводить из одного. Преднаучные формы теории моногенеза можно увидеть в различных мифологических и религиозных построениях (о Вавилонской башне, первочеловеке, едином и неделимом Боге и т.д.). Древнейшая письменность была обнаружена в Шумере, которая относится к 4000 до н.э. (шумерский язык обнаруживает некоторые сходства с китайско-тибетскими и кавказскими языками).

Обратную вышеизложенной концепции Теорию полиморфизма, связанную с идеей о нескольких самостоятельных центрах древней письменности доказать гораздо труднее. В этом случае пришлось бы доказывать полную изолированность этих центров друг от друга, исключающую заимствование идеи.

Монотонность письма

Монотонность письма (однообразность) - слабое различие некоторых графем алфавита. Чем больше в алфавите похожих графем, тем сильнее монотонность такого письма. Например в русском письме буквы Ц, Ш, Щ - Д, Л - И, Н, П - монотонны. В латинском письме r, n, m и p, q, a, g, b - тоже монотонны. Однако самым монотонным письмом считается огам, за ним следуют яванское (чаракан), сингальское и армянское курсивное письмена. Письменности со слабой монотонностью - грузинская, ронг-лепча. чероки. Противоположность монотонного письма - автономность, когда графемы алфавита сильно различаются между собой (т.е. автономны друг другу). Примером такого письма является эфиопское. Монотонность - один из существенных показателей развитости письма.

Мора

Мора (от лат. mora «промедление»). В фонологии древнегреческого, японского, санскрита, латинского выделяют мору − ритмическую единицу, равную открытому слогу с краткой гласной. Закрытый слог с долгой гласной или дифтонгом считается равным четырем морам. Среди современных языков моросчитающим считается словацкий, где ритмический закон не позволяет одновременного появления в смежных слогах двух дифтонгов или двух долгих гласных: ženám, но čiarkam dobrý, но krásny.

Морфемно-силлабическое письмо

Морфемно-силлабическое письмо - разновидность графических систем, в которых слоговая структура сочетается с морфемной (морфосинтаксис), т.е. для формантов (префиксов, суффиксов и окончаний) существуют особые знаки. Морфемно-силлабическую структуру имеют киданьское, хараппское и некоторые другие письменности. Например, в хараппском письме: āṇ-or-at[tu]-kā «почитаемому воителю», где āṇ - корень, or - показатель множественного числа, at[tu] - показатель общекосвенного падежа, kā - формант дательного падежа.

Предыдущая страница Следующая страница