Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Грамматологический словарь
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

Тамга

Тамга (тавро, клеймо; от тюрк., монг. «знак родовой, семейной или личной собственности») наносилась на различные предметы и на шкуры животных. Особенно тамги были распространены у скотоводческих, народов: тюрок, монголов, иранцев. Считается, что тамги послужили толчком к развитию собственно письма.

У айнов знаки собственности, передававшиеся по наследству, итокпа − сакральные тамги мужчин, семейный амулет и оберег; экаси итокпа − мужские знаки предков, тамги рода, сироси − личные знаки собственности; камуй итокпа − знаки божеств (касатки в виде свастики, медведь в виде его следа или креста, птица в виде перевернутой А, дух горы в виде молнии). У туарегов знаки собственности (тавро на верблюдах) назывались эхуэль, у енисейских киргизов, пользовавшихся орхоно-енисейскими «рунами», − билгэ, у арабов − вусум, у фризов − бёмаркен.

В Англии существовали «лебединые отметки», которые вырезали на клювах лебедей королевского двора.

Издавна на Руси ходили знамена (пятна, метки, рубежи, клейма) − знаки собственности, аналог личной подписи. В Ипатьевской летописи 1169 записано, что «холопья бояр Нестора и Петра Борисовичей коней в стаде покраше и пятна своя на них восклаше». Почти все народы России до 1917 пользовались рисуночными идентификационными знаками. Так, казахи Младшего жуза делились на 18 родов, и у каждого была своя тамга (изображение лука со стрелами, гребня, змеи и т.д.). На Севере каждая семья поморов располагала собственной системой родовых знаков, состоящих из простых геометрических фигур: рубеж (прямая черта), грань (Х), отпяток (дополнительная линия к фигуре), соха (V), лежайка (<), курья лапка (Е), тна, или тень (−), борода (∇), перевора (/), кобица (O). Комбинации знамен: Λ (соха рогами вниз), ∇ (борода в исподе тень), ∇= (борода ж, на бок два тна), >V< (соха вверху, по бокам две лежайки), ∇ (две переворы накось и борода ж), Х (грань под исподом тень).

В долетописный период сохранились глиняные кувшины на которые нанесены схематические изображения славянских месяцев. Например, март (сухень) обозначался косым крестом с ∇ вверху, апрель (березозол) − в виде плуга.

Тантра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Текст

Текст (от лат. textus «ткань») - логическая последовательность знаков письма, передающая определенную мысль. Связанность и цельность текста является непременным условием для его прочтения и понимания. Наука, занимающаяся проверкой текстов на идентичность наз. текстологией.

Телесность букв

Телесность букв - каллиграфический прием при моделировании оригинальных почерков, когда горизонтальным и вертикальным элементам букв придается разная толщина штриха. Если вертикальные элементы букв толще горизонтальных, то такой почерк называется вертикально телесным (руны, латиница, деванагари) Если же толще горизонтальные элементы, то такой почерк обладает горизонтальной телесностью (еврейское, арабское, бирманское, египетский шрифт латинского письма). Греческое письмо выработало наклоненную вправо телесность. Коптское письмо, в отличие от греческого, наклонено влево.

Телесность букв

Титло

Титло (от греч. τίτλος «надпись») - в древних латинском (называется , греческом, армянском, грузинском, коптском и славянских алфавитах специальный надстрочный знак, изобретенный Тироном в 1 в. до н.э. в Риме. Указывал на сокращение написанных под ним слов либо на числовые значения букв. Титло особо часто ставилось над наиболее употребляемыми словами. Например,

Титло

Тон

Тон (от греч. τόνος «напряжение») - музыкальное (высокое или низкое) произнесение гласных звуков в некоторых языках (китайском, вьетнамском, манде и др.) Языки, имеющие тон наз. тоновыми. Тонов может быть 3 (высокий, средний и низкий, как в китайском языке) и 6, как во вьетнамском: 1 - ровный (o), 2 - нисходящий (ò) 3 - восходящий (ó), 4 - вопросительный (ỏ) , 5 - островопросительный (õ), 6 - тяжелый (ọ). В некоторых языках Европы ударение может нести не силовую (как в русском) нагрузку, а тоновую (как в литовском, шведском, сербско-хорватском языках). Например, в древнегреческом языке было 3 тонированных ударения: 1 - акут (оксия) − острое, высокое (ό), 2 - гравис (вария) − тяжелое (ὸ), 3 - циркумфлекс, или периспомена (õ) − облегченное, восходящее. Знаки, обозначающие тон наз. тонограммами, которые могут быть: цифровыми (например, а1 или а1 - «а» в первом тоне) диакритическими (á - «а» в восходящем тоне) буквенными внеалфавитного характера (ах - «а» в первом тоне; буква «х» не встречается в некоторых алфавитах) особыми (строчный знак, отличающийся от алфавитного в качестве тонограммы встречается в бирманском письме «:»).

Сложная система тонов и акцентов была в еврейском, несторианском письме и санскрите.

В гурмукхи тоны выражаются буквами для звонких аспирированных (эти звуки вышли из употребления).

Топология письма

Топология письма (термин взят из математики; от греч. τόπος «место») - видоизменение форм письменных знаков под влияние разных факторов (времени, материала письма, культурных и эстетических традиций и т.д.). Топология - наука о путях, расстояниях и направлениях, изучающая феномен непрерывности и трансформаций без склеивания и разрывов. Важную роль играет ориентация в пространстве и понятия левое-правое (сравните R и Я).

Если две (или более) формально различные графемы происходят из одной, то они наз. гомеоморфами: Aaα>α. Образование из одной формы буквы другой наз. вариативной способностью. Т.е. в некоторых случаях можно с большой долей вероятности сделать вывод о невозможности топологического перехода от одной формы буквы к другой: W ≠ О ≠ Т

Гомеоморфами не обязательно должны быть буквы родственные фонетически: еэ, но C>O>Q>Ω

Транскрипция

Транскрипция (от лат. transcriptio «переписывание») - способ однозначной передачи особенностей звуков речи при письме. Транскрипция может также отмечать ударение и его вид, интонацию и тон. Фонематическая транскрипция каждую графему письма передает определенной фонемой (звуком) языка. Фонетическая транскрипция рассматривает также дополнительные характеристики фонемы, в зависимости от ее окружения (огубленность, продвинутость, придыхание, открытость и т.д.) Фонематическая транскрипция заключается в квадратные скобки.

Наиболее распространена в лингвистике синтетическая транскрипция, которая рассматривает звуки, как некие цельные единицы. Попытки создать аналитическую транскрипцию, где бы звуки рассматривались, как набор многочисленных характеристик пока не увенчались успехом.

Транслитерация

Транслитерация (от лат. trans «сквозь», littera «буква») - переложение слов с одной графической системы на другую (например, с кириллицы на латиницу). Примечательно, что в то время как русские фамилии в Европе передаются только методом транслитерации (например, Ostrovskij, но не Astrofski), иноязычные фамилии в русском языке передаются посредством транскрипциии (например, Hoethe - Гёте). См. Субституция.

Транскрипцией передается звуковая картина слова, транслитерацией - графическая.

Предыдущая страница Следующая страница