Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Грамматологический словарь
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

Ударение

Ударение - фонетическое средство выделения в слове слога или моры, гласные в которых зачастую маркируются (обычно акутом). Ударение может быть силовым (как в русском языке) и музыкальным (тоническим, как в древнегреческом и литовском). В шведском языке сосуществуют силовое и музыкальное ударения, а в датском известно толчковое ударение (перерыв голоса, резкое смыкание голосовых связок). В сербской графике иногда выделяют политоничные характеристики ударения: ȕмена (род. п. ед. ч.), имèна (им. п. мн. ч.), имéнā (род. п. мн. ч.). Двойной гравис − краткое нисходящее ударение, гравис - краткое восходящее, акут - долгое восходящее, надчеркивание - долгое нисходящее.

Считается, что в грузинском и палеоазиатских языках ударение слабо выражено или вовсе отсутствует. Нередко ударение носит смыслоразличительный характер: в русском зáмок, замóк. Хотя чаще ударение служит пограничным сигналом начала или конца слова. В венгерском, чешском, словацком, финском ударение падает на первый слог; в арабском и французском - на последний; в испанском, польском, эсперанто и кечуа - на предпоследний; в македонском - на третий с конца (вóда - вóдата - водéница - воденúцата - водéничар - воденúчари - воденичáрите). Иногда ударение обусловлено структурой слога (в айнском языке ударение падает на закрытый слог) или морфемным составом (в арахау ударение падает на гласную глагола, в ларимин - на первую гласную окончания, в немецком - на первую гласную корня).

Просодическая организация слова в чукотском языке характеризуется чередованием слогов по хореическому типу (_V_V_...): 'мыт−рэ−'миг−чи−'рэ−ты−'ркын «мы будем работать». В трехсложных словах ударение традиционно помещается на втором слоге (я−'ра−н,ы дом), а в двусложных - на первом ('ва−лы нож). Дополнительное акцентное выражение получают слоги с гортанной смычкой.

В латинском языке ударение моросчетное: отстояние ударения от конца слова на один слог плюс две моры: 'dīvido разделяю, dī'vīsi разделил. В греческом - расстояние между ударной и конечной морами не может превышать один слог. В русском, английском и литовском ударение свободное и при изучении этих языков его место в слове необходимо заучивать.

В большинстве письменностей мира ударение носит характер надстрочной диакритики, но, например, в еврейском - диакритика подстрочная.

Универсалии графические

Универсалии графические - свойства, присущие большинству письменных систем. Некоторые из них:

а. В процессе любого письма задействованы два предмета (См. Атрибуты письма): «то, чем пишут» (эргограф) и «то, на чем пишут» (басанограф). Знаки письма наносятся режущим или красящим предметом (ножом, пером, кистью) на ровную материальную поверхность (камень, дерево, лист, ткань, бумагу, кожу). Исключение из этого правила - огам, знаки которого наносились на грани камня и узелковое письмо кипу, которое является взаимодействием не двух атрибутов письма, а лишь одного (нити).

б. Существует три основных вида образования слов на письме: при помощи рисунка, слоговых и буквенных знаков (См. Система письма). Причем, история знает примеры, когда одинаковые виды словообразования у разных народов возникали независимо друг от друга. (Китайские и египетские пиктограммы, силлабограммы индейцев чероки и эфиопов, буквенно-фонетическое письмо корейцев и греков).

в. Развитие письма исторически должно проходить 3 основные стадии (пиктографическую, слоговую и фонетическую). См. Стадиальности теория. Финикийское письмо проходило 3 вышеуказанные стадии тысячелетия, письменность же разработанная африканцем Нджойей прошла эти стадии за несколько лет.

г. Существует 4 основных направлений строк письма (См. Направление строк письма, Векторная грамматология, Анизотропия графическая) : причем на ранних этапах существования» письма», его направление не было четко закреплено (См. Афазия графическая, Бустрофедон).

д. Универсалии графические тесно связаны с универсалиями лингвистическими (См. Язык и письмо), которые отражают отношение между согласными и гласными (способы слогостроения). Так, в любом языке число фонем (а значит и графем в алфавитах) ограничено т.е. примерно не менее 10 и не более 80 (в искусственном языке Альптэ всего пять букв). Количество графем указывает на систему письма - около 80 - фонетическая система, ок. 300 - слоговая, свыше 300 - иероглифическая). За гласным «а» признается особая роль. (См. Присущий гласный).

е. Все знаки любого алфавита составлены из ограниченного числа элементов (См. Простейшие знаки, Элементы графем). Чем меньше таких элементов, тем выше монотонность письма - однообразие письменных знаков создает стиль письма. Очень редко, когда буквы алфавита состоят из одинакового количества элементов (как например, коды).

ж. В любом монотонном ряду алфавитных знаков найдется, как минимум, один знак (т.н. Контрастёр), резко отличающийся по форме от других.

з. Любая эстетически продвинутая письменная система стремится к выработке матрики - наиболее встречаемого элемента графем, как правило, горизонтальной черты.

В настоящее время вопросы о графических универсалиях окончательно не решены.

Предыдущая страница Следующая страница