Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Грамматологический словарь
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

Свастика

Свастика (स्वस्तिकस от санскр. सु «связанное с благом») - один из наиболее древних архетипов дописьменной культуры, [Фрактал свастики] встречающийся в изображениях верхнего палеолита.

Свастика

Свастика в древнегреческой культуре часто составляла базовый элемент извивающегося орнамента - меандра (по названию одноименной реки в Анатолии, имеющей причудливые извивы). Более сложные свастикоподобные конструкции представляют собой лабиринты. Изображение лабиринта на языке индейцев хопи звучит как tapu'at «мать и дитя», что связывалось с беременностью и плодородием (лабиринтоподобный узел в Индии носит название «кишки Будды»).

Иногда свастика трактуется, как йогическая поза и символ вечного движения небесного колеса (свастику можно разглядеть в крутящихся лопастях мотора). Это - типичная фрактальная фигура, с которой связано явление самокопирования. Вид лабиринта имеет кривая Гилберта, тема лабиринта близка художнику М. Эшеру.

Свастика - нациоанльный символ индейцев куна в Панаме, где она называется kaa nugurya (их флаг - оранжевый с красными краями и голубой свастикой в центре). А ашанти современной Ганы свастика - отпечаток лапы обезьяны колобус, у которой есть только рудиментарный большой палец. этот знак был связан с леворукостью, женственностью и предательством. Свастика встречается на скатертях индейцев навахо (символ солнечного прохода, плодородия и возрождения). У айнов свастикой изображался бог моря (касатка) Рэпун-камуй. В Японии свастика считается знаком долголетия и процветания (В Китае он назывался фан обозначал большое число 10.000, бессмертие, бесконечность и буддийский храм. Свастику особо почитали буддисты, джайны и особенно последователи секты бон.

В христианстве свастика носила название crux gammata «гаммированный крест», в геральдике именовалась crampon «железный крюк». В Германии под названием Hakenkreuz «крючковатый крест» принята как символ национал-социалистической партии в 1919. Красная трехлучевая свастика изображена флаге Ингушетии, округлая свастика - национальный символ басков.

В тантризме свастика, лучи которой загнуты против часовой стрелки, означает черную магию и разрушительную энергетику богини Кали.

«Полусвастиковые» формы имеют кириллические буквы У и Ћ (дервь), полные формы свастики могут принимать буквы ф (ферт) в кириллице, փ (пхивр) в армянском письме, फ phar, झ jhar в деванагари.

Тибетские буквы, стилизованные под свастику были характерны для записи ритуальных текстов на гималайском языке жангжунг (силлабарий назывался sMar-chen) секты бон. На основе свастики создаются т.н. "нелинейные системы письма", один из таких алфавитов получил название свастицы.

Сема

Сема (от греч. σήμα «знак») - предельная единица плана содержания. Семантика − все содержание, информация, передаваемые языком.

Семиозис

Семиозис (грамматогония), буквально «зарождение знаков» - процесс зарождения знаковых форм. Семиозис рассматривается как случайный процесс, который можно описать при помощи теории вероятности, как некая самоорганизации вещества (синэргетический процесс) Известно, что в системах высокой сложности (наделенных слабой формой сознания) с нежесткими вероятностными связями возникает самоорганизация. Знаки проявляются, как бы случайно, из беспорядочного сочетания элементов (См. Элементы знаков). Так, случайные трещины на материальной поверхности (например, узор «еврейского камня») могут складываться в некие фигуры. То же самое можно сказать о случайно пролитой краске, срезе древесины, окраске насекомых и животных.

Письменные знаки можно интерпретировать как фрактальные структуры (нечто среднее между поверхностью и линией; элементы такой структуры повторяют в малом масштабе саму структуру в целом). Основные законы порождения (генерации) знаков - это ветвление (сравните с мифологемой Мирового древа) и развертывание (мифологический аналог - Мировая спираль, улитка, змей). Ветвлением получают обычно угловатые знаки (руны, латиница, огам и проч.) а развертыванием - знаки округлой формы (грузинское письмо, бирманское, сингальское и проч.). Помимо основных законов порождения знаков можно также выделить дополнительные: уровневость (расположение одинаковых знаков на разных уровнях делает знаки разными), матрика, доминанта (преобладание одних элементов над другими), телесность, мерность i, n, m... (совмещение одинаковых элементов в новом знаке), размерность C, c (уменьшение или увеличение одинаковых знаков делает их разными), слитность.

Зарождение письменных знаков можно сравнить на макроуровне с происхождением Вселенной и на микроуровне с появлением кристаллов и микроорганизмов. Т.о. механизм семиозиса можно увязать с появлением жизни вообще и в частности с генетикой, генетическим кодом ДНК и проблемой наследственности.

Знаки являются непостоянными формами, которые несут в себе некое отображение меняющейся психики человека. Знаки рождаются, стареют и умирают. Одни письмена сменяются другими, не обязательно более совершенными.

Исследуя мифологию разных народов можно выделить несколько моделей порождения знаков: безличное творение (все возникло само собой) божественное творение (благодаря многократно усиленной воле высшего существа) наведенное творение (по подсказке мифического существа или методом сопоставления: дерево-знак, человек-знак и т.д.) эвристическое творение (посредством крайнего возбуждения организма - опьянения, страдания, внушения - достигается сверхчувствительность)

Красной нитью через многие мистические традиции проходят такие мифологемы, как Мировое древо (Каббала, И-Цзин, Тантра, Эдда, ирландский эпос и др.) и опьяняющий напиток богов.

Создание алфавита - это ограничение определенным образом (т.е. разными математическими функциями) некоего гностического поля (можно сказать в более узком смысле семантического поля) за пределом которого остаются знаки абсолютно недоступные человеческому пониманию в рамках заданного ограничения.

Семиотика

Семиотика (от греч. σημέιον «знак, признак»)

а. Изучает общие законы построения и развития различных систем, использующих знаки разного характера (связь, сообщения, сигналы, обычаи, культура, язык животных и проч.).

б. Рассмотрение объекта как некой системы, описываемой при помощи ограниченного числа знаков (чисел, алфавита, логических кванторов и т.д.).

в. В медицине (другое название симптоматика) - изучение симптомов болезни.

Семья языковая

Семья языковая - группа родственных языков. Основные семьи языков, имеющих письменную традицию:

а. Индоевропейская (славянские, германские, кельтские, греческий, албанский, романские, иранские, индийские, хетто-лувийские, тохарские, армянский языки);

б. Эускеро-кавказская (картвельские?, нахско-дагестанские, этрусский?, баскский, урартский, хурритский, шумерский? языки);

в. Уральская семья (угорские языки, пермские языки);

г. Алтайская (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, корейский?, японский?, киданьский, чжуржэньский языки);

д. Китайско-тибетская (китайский, тибетский, манипурский, неварский, лоло-бирманские, мяо-яо?, тангутский языки);

е. Мон-кхмерская семья;

ж. Вьет-мыонгская семья;

з. Тайская (тайский, ныа, лы, лаосский, черных и белых тхай, юан, кхын, ахом, шанский языки);

и. Дравидийская (тамильский, малаяльский, телугу, тулу, каннада, протоиндийской цивилизации и эламитский языки);

к. Австронезийская (филиппинские, индонезийские или малайские, микронезийские, полинезийские языки);

л. Семито-хамитская (арабский, еврейский, ассирийский, коптский, эфиопский, сомалийский, древнеегипетский, берберо-ливийские языки);

м. Нилотская (нубийский, мероитский? языки);

н. Манде семья (ваи, менде, лоома языки) - языки древнеафриканских государств Гана, Мали;

о. Бантоидная (кпелле, бамум);

п. Кру семья (басса язык и др.);

р. Ква семья (йоруба и др. - языки древнеафриканского государства Бенин).

Индейские языки отличаются еще до конца не проработанной классификацией. Однако, можно выделить языковые семьи, носители которых пользовались оригинальными системами письма: Семья кечумара (языки империи инков) тано-ацтекская семья, майя-киче семья, алгонкинская семья (оджибве, кри, делаваров, микмаков языки) ирокезская семья (чероки язык и др.) сиу семья (дакота язык и др.) на-дене (чипевья язык и др.), чибча-муисская семья (куна, муисков языки).

Для семей с трудно устанавливаемым родством или с сильно расходящимися языками применяют термины «филия» или «макросемья».

Некоторые языки могут быть объединены условно. Например, в средиземноморскую семью объединяют древние неиндоевропейские языки Средиземноморья и Южной Европы (баскский, кипро-минойский, этрусский, ретийский, иберский языки). В палеоазиатскую семью объединяют генетически обособленные языки Северной Сибири (чукотский, юкагирский и эскимосский языки). Кроме объединения в семьи, языки могут группироваться в союзы не по словарному составу, а по структурному сходству. Например, балканский и гималайский языковые союзы.

Семито-хамитскую, индоевропейскую, уральскую, дравидийскую, алтайскую языковые семьи, а также картвельские языки объединяют в т.н. ностратическую (бореальную, евроазиатскую) макросемью. Помимо ностратической выделяют еще 4 макросемьи: палеоевразийскую (сино-кавказскую), америндскую (индейские языки), аустроазиатскую, нигеро-конголезскую. Причем две последние часто противопоставляют остальным.

Силлабарий

Силлабарий (от греч. σιλλαβή «слог») - набор слоговых знаков, образующих систему письма данного языка. Знаки в силлабарии, как правило, расставлены в определенном порядке, установленном традицией. Силлабарии часто заменяют термином слоговой алфавит.

Силлабическое письмо

Силлабическое письмо (слоговое) Здесь будет рассматриваться чисто-слоговое письмо, в котором одна графема обозначает открытый слог типа Г, СГ, СГСГ. Такое письмо сравнительно редкое явление, поскольку обусловлено специфическими особенностями языка. Поэтому чисто слоговое письмо сейчас употребляется в Японии (кана) и Северной Америке у индейцев чероки, кри и эскимосов Баффиновой земли, а также в КНР (мосо, йи, или исское письмо). Из древних чисто слоговых письмен можно назвать кипрский классический силлабарии и персидскую клинопись.

В языках с более сложной структурой слова употребляются смешанные системы письма (См. Буквенно-слоговое, Словесно-слоговое) либо буквенные алфавиты. В Лаосе народ хмонг кпотребляет специфическую письменность, в которой сначала пишется финаль слога, а потом начальный согласный (инициаль).

Силлабограммы

Силлабограммы - графемы, передающие на письме целый слог (Г, СГ, ССГ, СГС, ГСС и проч.). В буквенно-слоговых системах письма знак, обозначающий согласный звук, считается главным. Гласные же звуки либо игнорируются, либо выделяются особыми знаками, располагаемыми под, над, слева или справа от буквы для согласного:

▪ Диакритикой (сильно упрощенными значками, несоединенными с главной буквой). Такой способ обозначения гласных наблюдается в арабском письме и отчасти в деванагари: , − hi, पु − pu;

▪ Приписными знаками (См. Огласовки), которые отличаются от главных более простой формой и от диакритики тем, что присоединяются к знаку для согласного. Приписные знаки распространены в индийских письменностях: पि − pi, पा - pā (в деванагари). Приписные знаки могут быть парными: Силлабограммы(в бирманском письме).

Выделение гласной в слоге может также осуществляться при помощи других приемов:

▪ Трансформацией знака для согласного (вытягиванием или искажением отдельных элементов графемы. В эфиопском письме Силлабограммы- бэ, Силлабограммы- ба, Силлабограммы- бе:

▪ Позиционным варьированием знака для согласного (различными поворотами знака на плоскости). В эскимосском письме Λ - пе, V- па, >- по;

▪ Регистровостью (введением двух регистров знаков, когда все графемы делятся на два (три) типа. В каждом из регистров знаки имеют свои присущие гласные. В этом случае одинаковые огласовки читаются по-разному. (См. Многорегистровые письменности) - као, - кхоу.

▪ Образованием лигатур типа С+Г:

Силлабограммы

▪ Утратой матрики (элемента, присущего почти каждой графеме) как например, в телугу письме, Силлабограммы− йа, Силлабограммы− йи.

В славянских языках слоговыми могут быть сонорные: smrt смерть (в хорватском), vlk (волк). В словацком, как и в санскрите есть долгие сонорные (ŕ, ĺ; ṝ>ru/ri, Ḹ>lu/li), а в сербо-хорватском они приобретают еще и тональные акценты. Ср. gnčak колокол (в армянском).

В русском письме силлабограммами можно считать буквы ё, е, ю; в украинском еще ї [ji]. В абхазской и адыгейской кириллице все графемы для гласных представляют собой неустойчивый сонорно-вокалический комплекс (е = йа, ай; и = йы, ый; о = ўа, аў; у = ыў, ўы). Например, в адыгейском: ащыгъум [ащыгъуым], эхи [эхый].

Символ

Символ (от греч. σύμβολόν «знак, примета», буквально «бросать вместе») - упрощенный рисунок или комбинация а

Стрижка волос детей индейцев осэдж и омаха в соответствии с кланом

Символ

1. Голова и хвост оленя. 2. Голова и рога бизона. 2а. Рога бизона. 3. Профиль хребта бизона. 4b. Голова медведя. 4с. Голова, хвост и туловище маленьких птиц. 4d. Панцирь черепахи с головой, лапами и хвостом. 4е. Голова, крыло, хвост орла. 5. Стороны света. 6. Мохнатый бок волка. 7. Рога и хвост бизона. 8. Голова и хвост оленя. 9. Голова, хвост, растущие рога молодого бизона. 10. Зубы рептилии.

абстрактно нарисованных предметов (в более широком смысле этого слова символом может считаться, так же как и знак, любое воздействие на органы чувства) слово, цвет, звук или действие, подразумевающие многосложный, условный или тайный смысл. Например, красный цвет - символ революции, рукопожатие - символ приветствия, полумесяц - символ ислама. Изучением и интерпретацией символов и символических фигур занимается симбология.

Синдромы графические

Синдромы графические (от греч. συνδρομή «бегущий рядом, сопутствующий») - формальное сходство генеалогически разных систем письма, когда несколько географически удаленных друг от друга письменностей обнаруживают единый стиль написания букв. Например, готическое письмо и кхмерское, еврейское письмо и тибетское, руническое письмо и древнетюркское, письмо о. Пасхи (рапануйское) и письмо хараппской (протоиндийской) цивилизации, бирманское письмо и грузинское. Сравните также глаголицу, менде и тайское письмена.

Стиль письма может сильно измениться под мощным культурным или религиозным влияниями. Так, на форму эфиопских графем оказало влияние греческое письмо, на русское письмо - латиница, на мальдивское и отчасти телугу - арабское письмо, на корейское - китайские иероглифы. Такое искусственное варьирование внешним видом графем наз. графической мимикрией, которая применяется в каллиграфии и декоративном искусстве. (Сравните стилизацию кириллицы под арабское письмо в Средней Азии и под деванагари на афишах индийских фильмов).

Синограф

Синограф (от греч. σινώ- «различно», γράφω «пишу») - графема, имеющая в прочтении несколько звуковых соответствий, В русском письме синографом является буква «е», которая может читаться как е, ё, э, и. Очень много синографов в письменностях, имеющих длительную письменную традицию и обслуживающих языки уральской семьи.

Система письма

Система письма - способ письменной передачи речи. Системы письма могут быть чистыми, буквенными (алфавитными), слоговыми (силлабическими), словесными (пиктографическими, иероглифическими), консонантными. И смешанными: буквенно-слоговыми (индийскими), словесно-слоговыми (китайскими), морфемно-слоговыми. Русское письмо, будучи буквенно-фонетическим, тем не менее, содержит слоговые графемы я, ё, е, ю и вспомогательные знаки, не имеющие звукового выражения ъ, ь.

Кроме того, слоговая система письма имеет внутри себя подсистемы: регистровую (кхмерскую) и т.д. (См. Силлабограммы)

Выбор системы письма, как правило, зависит от структуры языка (См. Язык и письмо) унаследованной традиции письма, этнической психологии, с которой связываются такие устойчивые характеристики, как направление строк письма и его декоративные приемы. Каждая система письма связывается с определенным народом, у которого она впервые появилась или получила наибольшее распространение: например, консонантная - с финикийцами (семитскими племенами) буквенная - с греками, буквенно-слоговая - с индоарийцами, иероглифическая - с китайцами.

Системы письма могут быть гомогенными (генеалогически родственными) и гомоморфными (типологически сходными) или однородными и однотипными соответственно. Например, эфиопское письмо и брахми - однотипны, но разнородны, арабский и еврейский алфавиты - однотипны и однородны, китайские иероглифы и японская кана - однородны, но разнотипны, письмо майя и латиница - разнородны и разнотипны.

Ситуация грамматологическая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Слитное письмо

Слитное письмо (курсивное, безотрывное). Графемы при таком письме безотрывно соединяются с соседними как справа, так и слева. (Например, русский, греческий, латинский курсивы). В слитном письме формы букв значительно упрощаются, может меняться направление строк (монгольское письмо, насталик в Иране) появляется наклон, аллографы, лигатуры, увеличивающие скорость письма (См. Стенография). Слитное письмо может быть в некоторых случаях единственной формой национальной графики (арабское, монгольское, сирийские письмена). Сплошная матрика в деванагари создает впечатление безотрывности письма. К слитным письменам приближается телугу.

Словесно-слоговое письмо

Словесно-слоговое письмо - смешанная система письма, позднейшая стадия рисуночного письма, при его переходе в слоговую стадию. В таком письме наряду с иероглифами-логограммами существуют и фонетические знаки (силлабограммы) Словесно-слоговыми в древности стали египетская, аккадская и вероятно майя письменности. В настоящее время таковым является китайское письмо. Неизвестно были ли словесно-слоговыми письменности о. Пасхи и чукчи Теневиля.

Социальный статус письма

Социальный статус письма - степень распространения определенного письма в обществе и государстве. Письменность может функционировать на 4-х основных уровнях (отдельно или одновременно): бытовом (употребление письма в частной переписке и для иных повседневных нужд), культовом (употребление письма в религиозной среде), административно-территориальном (употребление письма внутри государства в местах компактного проживания национальных меньшинств), государственном.

Письменности могут иметь неравноправный статус. Так, в Румынии в культовой сфере применяется кириллица, а на государственном уровне - латиница, в Монголии соответственно используются тибетское и монгольская кириллица, а на бытовом уровне иногда монгольское вертикальное письмена.

Союз графический

Союз графический - особый тип общности систем письма, выделяемый не столько по принципу генетического родства, сколько по ряду схожих структурно-типологических признаков. Эти признаки могут проявляться как в следствии длительного взаимодействия в пределах единого географического пространства (тамили и сингали; бенгали и ория; таи и лао; кхмерское, яванское, телугу и каннада), так и по не вполне ясным причинам (брахми и эфиопский силлабарий). Понятие графического союза не стоит путать с феноменами графического параллелизма (брахми, кхароштхи) и синдромами (лигатуры корейского письма онмун чисто внешне похожи на китайские иероглифы), а также гибридизацией, когда схожесть достигается искусственным преднамеренным путем (мальдивская тана совмещает принципы арабского письма и индийского силлабария) и эклектизмом (современное японское письмо объединяет в себе три разных системы письма − слоговую кана, буквенную ромадзи и иероглифическую). Алфавитный характер письма корейского письма онмун, тем не менее, не позволяет говорить о графическом союзе с латиницей. А вот латиница, кириллица и греческий алфавит могут считаться элементами графического союза.

Способность графическая

Способность графическая - термин заимствован из психолингвистики, означающий потенциальную возможность графики как можно лучше передавать фонетическую структуру языка. Способность графическая является фактором жизнеспособности письма. Так, арабское письмо плохо выражало богатство тюркского вокализма (подавляющее большинство тюркских языков сейчас обслуживается латинским письмом). Напротив, индийская система письма удачно подстроилась под своеобразие языков Юго-Восточной Азии и Китая. Избыточность графем кириллицы делает это письмо, в отличие от латиницы, более удобным для создания на его основе новых национальных графи к. Однако несколько факторов (низкая эстетическая проработка график на кириллической основе, отсутствие традиции создания новых алфавитов, латинский прецедент кон. 20-х гг.. связь кириллицы сначала с имперской, а затем с коммунистической идеологиями) способствовали тому, что в последнее время кириллица активно вытесняется латиницей.

На сегодняшний день наиболее вытесняемые алфавиты - это арабский и кириллица.

Стабилизаторы письма

Стабилизаторы письма - научно-технические и культурные достижения, способствующие развитию и закреплению письменной традиции. В первую очередь это:

а. Наличие рукописной традиции, собственной литературы и штата переписчиков (См. Палеография) К примеру, скудость письменных текстов хараппской цивилизации затрудняет их дешифровку.

б. Нанесение знаков на каменные, деревянные и металлические предметы (например, денежные знаки, печати и т.д.). Следует отметить ограниченность в этом отношении узелкового письма кипу (если предположить развитие узлов на нитях в алфавитную систему, что теоретически не исключено).

в. Полиграфическая база (множительная техника). Книгопечатание является одним из важнейших этапов развития цивилизации. Древнейший образец бескрасочного оттискивания текста посредством рельефных форм - глиняный диск из Феста (о. Крит) 17 в. до н. э. Первые опыты книгопечатания путем переноса красочного слоя с наборной формы на бумагу были предприняты в 1041-48 гг. в Китае Би-Шэном и в 15 в. в Германии И. Гутенбергом.

г. Приспособление письма для ввода информации в компьютер (в этом отношении китайские иероглифы весьма не удобны). С 20 в. письменные знаки присутствуют на телеэкране.

Отсутствие стабилизаторов ведет к вырождению письма (это происходит с письменностью туарегов, батакским и бугийским силлабариями).

Стадиальности теория

Стадиальности теория (подразумевается развитие концепции Н.Я. Марра о смене языковых состояний, процессах языковых перерождений и скрещиваний) - представляет историческое развитие письменностей, как смену состояний. Согласно этой теории, письмо должно пройти 3 последовательно сменяющиеся ступени своего развития (стадии): рисуночную > слоговую > буквенную. Предпринимались попытки увязать 3 стадии развития письма с тремя типами строения языка (аморфный > агглютинативный > флективный) и с тремя социально-экономическими формами развития человеческого общества (первобытно-общинный > олигархический > демократический) и национальными формами мировоззрения. Например, первобытные, де, охотники изобрели пиктограмму, скотоводы − идеографию, а земледельческое общество создало алфавит.(См. Графология).

Стенография

Стенография (от греч. στενός «узкий», γράφω «пишу») - применение особых упрощенных знаков для быстрой записи человеческой речи. Стенографические приемы записи слов в Древнем Египте (т.н. демотика) Автором древнеримской стенографии считается Тирон (1 в. до н. э.) одно из изобретений которого - титло - продержалось в кириллице до 18 в. Т.н. «тироновых нот» насчитывалось несколько тысяч.

В нашей стране в 1820 вышла одна из первых книг по стенографии на русском языке «Графодромия, или искусство скорописи» М.А. Корфа. Первая современная система стенографии была введена англичанином Дж. Уиллисом в 1602, который разработал т.н. геометрический принцип стенографии:

Стенография

Этот принцип подходит для односложных слов и аналитических конструкций, поэтому он распространен в основном в Англии и Франции. Другое направление в стенографии - курсивное предложил немец Габельсбергер в 1834. Последнего принципа придерживается большинство стран Европы, включая и Россию (модификация Соколова), где государственные языки принадлежат флективному строю. Примеры:

Стенография

Следует разграничить понятие стенография на три составные части:

а. Скорость письма (См. Курсивность письма). Например, «сто» − сто.

б. Сокращение слов (См. Аббревиатура) отбрасыванием начала, конца слова (при помощи точки или титло), его середины (посредством дефиса или титло, либо при помощи особых знаков). Например, «структура» - стр-ра, .ктура, стр., стрктра (консонантный принцип); «бог» - БГ, «параграф» - §, «годы» - гг. (идеографический принцип) «светотень» - с/т.

в. Плотность письма (См. Плотность текста) вызывает позиционное варьирование знаков (одинаковые знаки в разных позициях считаются разными) и вместе с тем стенография приобретает частично слоговой характер: Стенографияи т.д.

Стенография (особенно «геометрическая» ее разновидность) оказала заметное влияние на создание письменностей для аборигенов Северной Америки (алгонкины, атапаски, эскимосы) и племен Южного Китая (мяо, лису).

Самую раннюю систему стенографии изобрел греческий раб Марк Туллий Тирон в 63 до н.э. для записи речей Цицерона, хотя известно, что еще в 4 в. до н.э. историк Ксенофонт использовал скоропись для записи воспоминаний о Сократе. Сохранился из этой системы один знак (&), часто называемым тироновым знаком, или амперсандом.

Стилизация графическая

Стилизация графическая - декоративный прием, при котором буквам одного письма придаются характерные черты другого. Например, русская готика, латинская кириллица и т.д. (См. Синдромы графические).

Стойкость графическая

Стойкость графическая - способность национальной графики противостоять инородным влияниям. Так, русское письмо испытало сильное влияние латинского почерка антиква, китайское письмо Японии и Кореи подверглось разложению со стороны индийской системы письма. В основном графическая стойкость зависит от особенностей языка (См. Язык и письмо) и культурной традиции (сравните в этом отношении тоновые аморфные языки Юго-Восточной Азии и арабский язык ислама как факторы устойчивости письменностей, которыми они обслуживаются). Весьма не стойкими оказались слоговые письменности малайских народов Филиппин и Индонезии (сказывались сравнительно простая фонологическая система языка и слабая религиозность его носителей).

Стратификация графическая

Стратификация графическая (от лат. stratum «слой», facio «делаю») - использование разных письменностей или почерков в различных, целях (культовых, бытовых, гадательных, судебных и т., д.) Наглядный пример графической стратификации - это Грузия, где существовало множество сильно отличающихся от классического алфавита график. Свои изводы письма имели церковники, воины, колдуны, женщины. Здесь налицо разграничение видов письма по полу и сословиям. Аналогичная ситуация имела место в Тибете и Китае. В Индии свои письмена имели некоторые касты и религиозные секты (например, саураштри - письмо касты ткачей шелка, живущих в Тамилнаде: это письмо используется в печати).

Структура слога

Структура слога - Определить границы слога и дать определение его составным частям важно при изучении силлабических и буквенно-силлабических систем письма, а также слоговых языков. В слоговых языках основной единицей их фонологической системы является слог. В некоторых языках мира слоги могут образовываться по ограниченным законам: в арабском языке допустимы лишь слоги типа СГ и СГС. В японском и китайском языках (и некоторых африканских, древнем крито-минойском) в основном типа Г и СГ. Кстати, в русском языке границы слогов выделить бывает сложно, например, о-стрый, ос-трый, ост-рый. При описании максимальной структуры слога консонантное начало (инициаль) обычно противопоставляется последующей части (финале). Финаль состоит из промежуточного полугласного (медиали) и остальной части (субфинали). Последняя в свою очередь целится на слогообразующий гласный (централь) и конечно-слоговой согласный (терминаль). Максимально возможный слог в бирманском языке «клйат», где кл- сложная инициалъ, -й- медиаль, -а- централь, -т - терминаль.

Субституция

Субституция (от лат. позднелат. substitutio «подстановка») - при переложении имен и названий с одного языка на другой, замена звуков или их сочетаний, несвойственных данному языку, другими, близкими им акустически или артикуляционно. Так, столица Китая «Байцзин» превратилась в русском языке в Пекин, а в лаосском языке Россия стала «Лот-сай». В разных языках мира набор гласных и согласных звуков неодинаков. В абхазо-адыгских языках до 80 согласных, в гавайском - всего 8. В кхмерском языке гласных более 30, в арабском - 3.

Суфизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сфрагистика

Сфрагистика (от греч. σφραγίς «печать») - изучение надписей на печатях. История использования печатей восходит к 3 тыс. до н.э., к шумерам. В Древнем Китае и Тибете существовали специальные почерка (шанфан-да-чжуань) и отдельные письмена силлабического характера (пагба или пассепа) для нанесения их на печати. Такие надписи были сродни криптографии из-за применяемых приемов, затрудняющих прочтение.

Предыдущая страница Следующая страница