Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Лингвистический энциклопедический словарь
Московская фонологическая школа

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Московская фонологическая школа

Моско́вская фонологи́ческая шко́ла -

направление в исследовании звукового уровня языка. М. ф. ш. возникла в конце 1920‑х гг. Её основатели - Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, В. Н. Сидоров, А. М. Сухотин - и их единомышленники - И. С. Ильинская, Г. О. Винокур, А. И. Зарецкий и другие - опирались на идеи И. А. Бодуэна де Куртенэ (см. Казанская лингвистическая школа). На формирование М. ф. ш. оказали влияние и взгляды Н. Ф. Яковлева, также продолжавшего традиции Бодуэна де Куртенэ. Развитие идей М. ф. ш. содержится в трудах представителей М. ф. ш. второго и следующих поколений. Обобщение идей М. ф. ш. в виде целостной концепции, отражающей её состояние в 60-70‑х гг., осуществлено М. В. Пановым.

Основа теории М. ф. ш. - учение о фонеме. Важнейшее положение - необходимость применения морфологического критерия при определении фонемного состава языка (в этом главное отличие М. ф. ш. от ленинградской фонологической школы и от других фонологических школ). Для отнесения разных звуков к одной фонеме необходимо и достаточно, чтобы звуки находились в дополнительном распределении (дистрибуции) в зависимости от фонетических позиций и занимали одно и то же место в одной и той же морфеме (точнее - морфе), т. е. позиционно чередовались. Фонему представляет весь ряд (совокупность, множество) позиционно чередующихся звуков. В этот ряд могут входить самые различные звуки: близкие и далёкие, а также нуль звука. Так, в русском языке фонема ⟨с⟩ может быть представлена звуками [с] - «с отцом», [с°] - «с отчимом», [с’] - «с сестрой», [з] - «с братом», [з’] - «с дядей», [ш] - «с шурином», [ж] - «с женой», [ш’] - «с чадом», нулём звука - «с щедрым» и др. У фонемы две основные функции; перцептивная - способствовать отождествлению - и сигнификативная - способствовать различению значимых единиц языка - слов и морфем. Применение морфологического критерия опирается на перцептивную функцию фонем: опознавание и отождествление говорящими слов, а также морфем, выступающих в разных контекстах и реализованных в связи с этим разными звуками, осуществляется благодаря не только единству значения, но и единству фонемного состава. Применение морфологического критерия опирается и на сигнификативную функцию фонем: выступая в одной морфеме и не участвуя, следовательно, в смыслоразличении, позиционно чередующиеся звуки относятся к одной фонеме.

М. ф. ш. детально разработала теорию позиций - условий употребления и реализации фонем в речи. Позиционные чередования могут быть обусловлены фонетическими и морфологическими позициями. В фонетических позициях чередуются звуки, образующие фонему. В морфологических позициях чередуются фонемы, образующие морфонему. Позиции могут быть сильными и слабыми. В сильных фонетических позициях фонема наилучшим образом выполняет свои функции, в слабых позициях функции фонемы ограничены. В перцептивно сильной позиции фонема выступает в своём основном виде (например, в русском языке ⟨а⟩ в звуке [а] под ударением не рядом с мягкими согласными: «ад», «сад», «роса»). В перцептивно слабой позиции фонема представлена звуком, обусловленным данной позицией (⟨а⟩ звуком [ä] между мягкими согласными: «пять»). В сигнификативно сильной позиции фонема не нейтрализуется с другой фонемой (ко[с]а - ко⟨с⟩а, ко[з]а - ко⟨з⟩а). Сигнификативно слабая позиция - это позиция неразличения, нейтрализации фонем (ко[с] - ко⟨с⟩ и ко⟨з⟩). В сигнификативно слабых позициях фонемы ограничены в возможности различать разные слова и морфемы. В сигнификативно и перцептивно сильной, т. е. абсолютно сильной, позиции выступает основной представитель фонемы, её доминанта; в сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях фонема представлена своими вариациями, в сигнификативно слабых позициях - вариантами.

М. ф. ш. выдвинуто положение о параллельных и пересекающихся рядах позиционно чередующихся звуков. Соотношение фонем, представляющих собой непересекающиеся множества звуков, и фонем - пересекающихся множеств, имеющих общую часть, в разных языках различно.

М. ф. ш. ввела понятие гиперфонемы. Первоначально под гиперфонемой понималась характеризующая систему фонем функциональная единица, выступающая в позиции нейтрализации, а также группа нейтрализующихся фонем. Позднее гиперфонема стала пониматься как функциональная единица, характеризующая фонемный состав отдельных морфов и представляющая собой общую часть нейтрализуемых фонем, не приводимую в этих морфах к сигнификативно сильной позиции.

Первоначальное содержание термина «гиперфонема» было положено в основу термина «слабая фонема» в теории фонемы Аванесова, выдвинутой им в середине 50‑х гг. По этой теории, фонема, или сильная фонема, представлена рядом звуков, выступающих в сигнификативно сильных позициях, слабая фонема - рядом звуков, выступающих в сигнификативно слабых позициях. Объединение сильной и слабой фонемы представляет собой фонемный ряд. Сильная и слабая фонемы рассматриваются как элементы словоформы, фонемные ряды - как элементы морфемы.

Основные положения, выдвинутые при анализе фонемы, применяются М. ф. ш. и при рассмотрении суперсегментных явлений: ударения, тонов, интонации, диэремы, сингармонизма и др.

Построение фонологической модели языка, с точки зрения М. ф. ш., возможно только при учёте всех фонетических реализаций фонологических единиц. Отсюда пристальное внимание представителей М. ф. ш. к звуковой материи языка, в т. ч. и к изучению её методами инструментальной фонетики.

Идеи М. ф. ш. нашли применение в первую очередь в теории письма - графике и орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, в исторической фонетике, диалектологии и лингвистической географии, преподавании неродного языка. Положение о том, что позиционно чередующиеся единицы представляют собой варианты одной и той же единицы более высокого уровня, находит всё большее применение не только в фонологии, но и при описании явлений словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, поэтики и др.

Л. Л. Касаткин.

В начало словаря