Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

расписка

Вид текста, используемого в официально-деловом стиле, имеющего жесткую, регламентированную структуру.

рассуждение

Тип текста, отражающий мир в причинно-следственных связях. Словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Виды рассуждения:

1) размышление, объяснение, доказательство;

2) дедуктивное и индуктивное рассуждение;

3) рассуждения - прямые ответы на вопросы и рассуждения, требующие раскрытия понятий.

рассуждение-доказательство

Вид рассуждения, нацеленный на доказательство какого-либо тезиса, положения, теоремы, теории и т.п. Используется в научном стиле, в учебном подстиле.

рассуждение-объяснение

Вид рассуждения, нацеленный на объяснение какого-либо вопроса. Используется в учебном подстиле.

рассуждение-размышление

Вид текста, нацеленный на раскрытие ряда проблемных вопросов. Используется в научных, художественных, публицистических текстах.

регулятивная эпифункция

Коммуникативное проявление эстетической функции художественного текста, нацеленное на восприятие текста читателем.

регулятивность текста

Системное качество текста, заключающееся в его способности «управлять» познавательной деятельностью читателя. Р.т. связана с другими системными качествами: информативностью, структурностью, интегративностью. Р.т. определяет меру, объем и способ подачи информации, вызывающей лирические эмоции у адресата. Р.т. связана с функциональными особенностями художественного текста: предсказуемостью/непредсказуемостью текстового развертывания, вариативностью интерпретации, образностью и ассоциативностью.

Системный признак (категория) текста, заключающийся в способности «управлять» познавательной деятельностью адресата. Выделяются регулятивные средства, регулирующие определенный мотив в рамках общей целевой программы текста; регулятивные структуры; способы регулятивности (приемы организации текстовых микроструктур), доминанты регулятивности; регулятивные стратегии текста.

регулятивность художественного текста

Системное качество текста, заключающееся в способности управлять познавательной деятельностью читателя, имеющее нежесткий, вариативный характер, осуществляемое на ассоциативной основе, характеризующееся образной ориентацией, лексикоцентризмом. Р.х.т. - качество, создающее функциональные условия возникновения образов, понятий, микросмыслов, лирических эмоций.

регулятивные средства

1) лингвистические: ритмико-звуковые, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические;

2) экстралингвистические: композиционные, логические, графические.

По характеру следования в тексте дифференцируются:

1) контактные

2) дистантные регулятивные средства.

По соотнесенности с информативно-смысловым и прагматическим уровнями текста выделяются:

1) прагмемы

2) информемы.

По интенсивности воздействия выделяются:

1) яркие

2) слабые регулятивные структуры.

На основе способности актуализировать макроцель или микроцель различаются:

1) регулятивы-локативы

2) регулятивы-концепты.

Регулятивные структуры (регулятивы) позволяют свернуть полученную информацию в модели сознания (фреймы).

регулятивы

Регулятивные структуры текста.

регулятивы-концепты

Регулятивные структуры, актуализирующие макроцель в пределах текста в соответствии с его коммуникативной стратегией.

регулятивы-локативы

Регулятивные структуры, актуализирующие микроцель в рамках текстовых фрагментов в соответствии с коммуникативной стратегией текста.

речеведение

Область лингвистического знания, отражающая переход от изучения языка к изучению речи Н.С. Болотнова трактует речеведение как комплекс наук о речи, о реальном функционировании языковых единиц в рамках определенной сферы общения и конкретной речевой ситуации, включающей экстралингвистические и лингвистические факторы общения. Среди экстралингвистических факторов выделяются адресат, адресант, их взаимоотношения, наличие цели и определенные обстоятельства общения. Лингвистические факторы общения - это отбор и особая организация языковых единиц в соответствии с экстралингвистическими факторами общения. К речеведческим дисциплинам Н.С. Болотнова относит риторику, лингвистику текста, психологию речевого общения, стилистику текста, социолингвистику, теорию коммуникации, теорию словесности, культуру речи.

риторический канон

включает следующие этапы:

1) инвенцию (изобретение того, что надо сказать);

2) диспозицию (расположение элементов);

3) элокуцию (отбор средств для того, чтобы лучше это сделать, как сказать);

4) меморию (запоминание);

5) акцию (представление сообщения).

роды соотносительных признаков (категорий) текста

1) интеграция, когезия (сцепление), связность, ретроспекция, проспекция;

2) модальность, эмотивность, экспрессивность, прагматичность;

3) цельность, контекстуально-смысловая завершенность, отдельность.

Предыдущая страница Следующая страница