Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

своеобразие художественных текстов

1) Своеобразие художественных текстов обусловлено тем, что категория своеобразие является одновременно: а) эстетической; б) идеальной; в) языковой; г) материальной;

2) к особенностям художественного текста относятся: а) эстетическая функция; б) образность; в) антропоцентризм; г) динамичность; д) избыточность; е) недосказанность; ж) конкретность; з) неопределенность и др.;

3) главная особенность художественного текста - художественно-образная речевая конкретизация;

4) при коммуникативном подходе в качестве ключевого понятия художественного текста выделяются: а) эстетически обусловленная коммуникативность; б) концептуально обусловленная коммуникативность;

5) системные качества художественного текста: а) эстетически обусловленная прагматичность (способность вызывать эстетический эффект); б) эстетически ориентированная концептуальность (отражение поэтической картины мира автора: его представлений, образов, понятий, оценок);

6) функциональные качества художественного текста; а) образность; б) ассоциативность; в) неоднозначность интерпретации; г) предсказуемость/непредсказуемость;

7) системно-языковые качества художественного текста как формы коммуникации: а) выразительность; б) многозначность; в) узуальность/окказиональность;

8) модель речевой коммуникации Р.О. Якобсона своеобразно применяется в интерпретации автора, адресата, языка (кода), канала связи, действительности.

связность текста

Основной признак текста, заключающийся в межзнаковом взаимодействии, основанном на связи элементов текста, определяющем целостность речевого сообщения и обусловленном авторским замыслом и особенностями языковой системы, стоящей за текстом.

Выделяются различные средства связности:

1) лексические (разные виды повторов, синонимы, антонимы, паронимы и др.);

2) фонетические (интонация, средство звукописи);

3) морфологические (видо-временная связь глаголов, форм лица, наклонения, использование союзов, союзных слов, местоимений и т.п.);

4) синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм и т.п.);

5) стилистические (разные тропы, фигуры, приемы и типы выдвижения).

семантика текста

Выраженная в языковой форме содержащаяся в тексте информация. Объективно закодированный в тексте различными языковыми средствами результат взаимодействия значений составляющих текст языковых единиц, отражающих интенции автора и его картину мира [См.: Болотнова Н.С. 2007: 349].

Направление, рассматривающее содержательную сторону текста, структурирование смыслов, выраженных эксплицитно и имплицитно. С.т. связана с герменевтикой текста.

семантико-стилистический метод в исследовании текста

Частный метод изучения смысловых нюансов слова в различных контекстах.

семантическая структура текста

Ассоциативно-семантическая сеть, отражающая связи и отношения между реализованными в тексте лексическими и грамматическими значениями слов, фразеологизмов, предложений. Семантическая структура текста основана на правилах языкового кодирования и отражает языковую и когнитивную информацию.

семиотический метод исследования текста

Рассмотрение текста как системы знаков. Значимым является разграничение в рамках семиотики семантики, синтагматики и прагматики знаков. Семиотический метод связан с моделированием текста как знаковой системы.

Ю.М. Лотман, разработавший структурно-семиотическую концепцию, при анализе текста выделял:

1) функционально-смысловой тип речи, отраженный в тексте;

2) членение текста на сегменты и анализ структуры;

3) поуровневое детальное изучение текстовых единиц;

4) анализ рифм;

5) обобщение наблюдений, конкретизация художественного смысла.

синтактика текста

Изучение способов связности и понятности текста, динамики темы и ремы в текстовом развертывании (она изучает межзнаковое взаимодействие).

система и структура

по В.М. Солнцеву: система - некоторый объект в целом, включающий в себя элементы и взаимосвязи элементов. Структура - совокупность внутрисистемных связей, или, что то же самое, внутренняя организация, упорядоченность объекта, поскольку между системой (объектом) и структурой следует проводить различие. Структура не равна объекту в целом. Структура есть объект минус составляющие его элементы или система минус элементы системы» [См.: Солнцев 1971: 26].

система текста

Сложное многоуровневое образование, отражающее взаимосвязь его различных элементов, имеющее лингвистическую природу и экстралингвистическую сущность, организованное авторским замыслом и ориентированное на адресата [Цит.: Болотнова Н.С. 2007: 234].

системные признаки (категории) текста

1) информативность;

2) структурность;

3) регулятивность;

4) интегративность.

ситуация

Объективный экстралингвистический фактор текстообразования. Фрагмент реальной или вымышленной действительности, который отражен в тексте. Ситуация - объективно существующий жизненный материал, стимулирующий автора к созданию речевого сообщения (текста) и отражающийся в нем. Различают жизненную ситуацию и текстовую.

Отрезок действительности (реальной или воплощенной в тексте), какой-либо факт, фрагмент события, отраженный в высказывании.

Элементы ситуации:

1) субъекты и объекты;

2) их свойства;

3) статус и функции;

4) действия;

5) процессы;

6) состояния;

7) отношения;

8) пространственно-временной континуум.

Элементы ситуации, согласно денотативной концепции значения предложения, соответствуют членам предложения - предикату и актантам, коррелирующим с ролевыми функциями участников события.

ситуация в художественном тексте

В художественном тексте фиксируется не реальная ситуация, а моделируемая художественно в соответствии с эстетической концепцией автора. Отражаются фрагменты художественного мира, образно воплощенного в тексте. Элементы воплощенной в художественном высказывании ситуации в сознании воспринимающего текст субъекта коррелируют как с единицами образного строя (микрообразами, образами целых ситуаций), так и единицами понятийно-концептуального уровня.

ситуация речевая

1) Ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия;

2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств. [См.: М.К. Михальская 1998: 191].

сложное синтаксическое целое

Тема-рематическая последовательность, открывающаяся фразой-зачином - стержневой фразой, включающей в себя содержание всего целого [Н.С. Валгина 2003: 59].

смысл текста

Преображенная в сознании читателя текстовая информация.

Исследователи выделяют:

1) поверхностный смысл текста, соотнося его с усвоением языковой информации;

2) глубинный смысл текста, связанный с постижением всех элементов структуры текста в их взаимосвязи с фоновыми знаниями (пресуппозицией) и информационным тезаурусом коммуникантов (их знанием о мире вообще).

Субъективное отражение содержательного плана текста в сознании адресата на основе его информационного тезауруса и ценностных ориентиров. Смысл текста может быть шире и объемнее, чем его семантика из-за субъективных и объективных факторов.

смысл текста сокровенный

Смысл, который автор хочет выразить, но при этом он остается невыраженным прямым способом. В этом случае речевое поведение говорящего или пишущего не соответствует его речевой интенции.

смысловая макроструктура текста

Совокупность смысловых микроструктур отдельных высказываний и блоков высказываний.

смысловая структура текста

Отражение в сознании воспринимающего субъекта структурированного концептуально содержательного плана произведения.

смысловой анализ текста

1. Изучение ключевых лексических средств и словесно-художественное структурирование текста в целом.

2. Изучение языковой доминанты текста (стилистической или эстетической).

3. Поуровневое изучение текста, при котором лексический уровень является приоритетным.

4. Изучение динамики микротем и формирующихся на их основе смысловых оппозиций [Н.А. Купина, 1983].

5. Анализ смысла текста на основе «универсальных смыслов» произведения (пространство, время, человек, событие) [И.Я. Черпухина, 1987: 7].

6. Анализ смыслового развертывания текста на основе лексической макроструктуры и выделения лексических микроструктур «по вертикали» (текстовых парадигм) и «по горизонтали» (на уровне текстовой синтагматики). Рассмотрение смысловых отношений дополнения, усиления и контраста, манифестируемых лексическими микроструктурами: словами, оборотами, высказываниями, блоками высказываний. Выделение ассоциативно-смысловых полей ключевых лексических единиц.

событие в отличие от факта

Имя факт ориентировано на мир знания, т.е. на логическое пространство, организованное координатой истины и лжи, имя событие ориентировано на поток происходящего в реальном пространстве и времени [Н.Д. Арутюнова 1988: 168]. А.Ф. Папина считает, что предикаты со значением факта обозначают прошедшее событие. Событие может быть реальным и вымышленным.

содержание текста

Фрагмент концептуальной картины мира автора, отраженный в языковой форме в соответствии с авторскими интенциями с учетом факторов адресата [См.: Болотнова Н.С. 2007: 343]. Содержание текста включает в себя преломленную через сознания автора информацию о мире, окрашенную индивидуально-авторской оценочностью и эмоциональностью.

содержание художественного текста

Фрагмент концептуальной картины мира автора, коррелирующий с реальной или вымышленной действительностью, воплощенный в художественной (образной) форме с позиций определенного эстетического идеала художника по законам искусства (Н.С. Болотнова).

соотношение понятий содержание-информация-семантика-смысл

Ключевые понятия в коммуникативно-деятельностной концепции Болотновой Н.С., позволяющие ей описать смысловую структуру текста и его ассоциативно-смысловое развертывание.

сопоставительно-стилистический метод в исследовании текста

Частный метод, нацеленный на установление сходства и различия в языковом оформлении одного и того же содержания. Используется при изучении идиостиля авторов, их художественного метода, своеобразия концептуальной картины мира.

социофонема

Фонетическая единица, реализованная в тексте, воспринимаемая носителями языка ментально, интеллектуально, логически, психологически, эмоционально, эстетически и социально [См.: Казарин 2004: 215].

способы регулятивности в рамках макроструктуры текста

Принципы организации различных текстовых микроструктур, регулирующих процесс восприятия литературного произведения адресатом на основе соотнесенности с общей целевой программой текста.

сравнительно-сопоставительный метод в исследовании текста

Выявление различных текстовых универсалий, многообразных индивидуально-авторских проявлений личности писателя (его лексикона, семантикона, тезауруса, ассоциаций) в текстовой деятельности с помощью сопоставлений различных фактов и реалий, с помощью контрастивной поэтики, определения инвариантного в структуре и семантике разных текстов.

стилевые особенности литературных родов

1) эпос: сюжетность, описательность, психологизм, номинативность, прозаическая организация речи, монологизм, разноречие;

2) драма: условность формы, отсутствие тяготения к описательности, ориентация на разноречие;

3) лирика: условность формы, ограниченная описательность, тяготение к психологизму, монологизм, стихотворная организация речи, риторичность, малый объем.

стилевые черты

Стилевые черты (первичные и вторичные), отражающие своеобразие функциональных стилей:

1) научный стиль; отвлеченность; обобщенность; подчеркнутая логичность; точность; сухость; строгость;

2) официально-деловой стиль; стилистическая одноцветность; строгость; объективность; безличность выражения; точность, не допускающая инотолкования; стереотипность; стандартизованность, долженствующе-предписующий характер;

3) публицистический стиль: открытая оценочность, призывность, рекламность; «эффект новизны», собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность;

4) разговорно-обиходный стиль: непринужденность, фамильярность, конкретность, непоследовательность и прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность;

5) художественно-беллетристический стиль: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; многостильность красок; особая роль подтекста.

стилистика декодирования

Направление, изучающее текст с точки зрения читательского восприятия: не то, что хотел сказать автор, а что на самом деле он сказал.

стилистика текста

Направление, рассматривающее текст в стилистическом аспекте в соответствии с требованиями и законами стиля и сферы общения. С.т. отвечает на вопросы: что сообщается, как, с какой целью. С.т. ранее исследовала структуру текста, композиционно-стилистические приемы, типологию текстов в зависимости от композиционно-стилистических особенностей. В рамках современной стилистики текста выделяются следующие направления:

1) стилистика декодирования текста;

2) функциональная стилистика текста;

3) коммуникативная стилистика текста.

стилистические приемы

Субъективный лингвистический фактор текстообразования, отражающий особый способ текстовой организации, выбранный автором для наиболее адекватного отражения своего видения мира и описываемой ситуации. Стилистические приемы усиливающие прагматический эффект текста, соотносятся с тропами и фигурами и отражают специфическую организацию языковых средств в целях особой выразительности.

К основным тропам относят:

1) метонимию;

2) метафору;

3) иронию;

4) гиперболу;

5) мейозис.

Выделяются их разновидности: литота, синекдоха, олицетворение [Скребнев 1997: 572]. К фигурам речи относят тропы и семантические фигуры речи (сравнения, каламбур, антитеза, оксюморон, градация). К синтаксическим фигурам речи относят: эллипсис, повтор, многосоюзие, параллелизм, включая его виды: хиазм, анафора, эпифора. Стилистический прием в данном случае рассматривается как целенаправленное использование какого-либо средства для выполнения определенных функций. Т.Г. Винокур считала, что «языковое средство становится стилистическим, т.е. получает стилистическое значение лишь тогда, когда оно участвует в построении стилистического приема» [Винокур 1980: 82].

К стилистическим приемам она относила:

1) эффект уклончивых слов;

2) интимизацию общения;

3) усиление динамики действия;

4) гиперболизацию событий и явлений.

Стилистические приемы - это минимальные отрезки текста, выявляющие как стилистическое намерение говорящего, так и способ осуществления этого намерения [См.: Винокур Т.Г. 1980: 86].

В.В. Одинцов выделял конструктивные приемы и средства усиления:

1) повторы;

2) плеоназм;

3) градация;

4) контрастный параллелизм;

5) образная экспрессивная лексика. [Одинцов 1980: 113].

Им выделены также рационально-логические и эмоционально-риторические структуры, которые реализуются на уровне логического единства как конструктивные приемы и средства усиления [См.: Там же: 119]. Языковые средства становятся стилистическими в том случае, если они участвуют в формировании стилевой структуры текста (научного, делового, публицистического, разговорного, художественного), которая рассматривается как совокупность стилевых черт [См.: Т.В. Жеребило 1992; 2005; 2007].

стилистический анализ текста как метод исследования

Метод анализа текста, опирающийся на изучение лингвистических факторов стилеобразования, связанный с лингвистическим анализом текста в связи с выделением языковых примет стиля. С.а.т. включает рассмотрение экстралингвистических факторов стилеобразования (сферы общения, ситуации, функции текста, характера адресата, типа мышления, формы речи, стилевых черт, образа автора и цели его текстовой деятельности, индивидуально-авторских стилистических особенностей текста). Специфика С.а.т. связана с усилением функционально-деятельностного подхода к тексту. С.а.т. антропоцентричен. Он ориентирован на анализ деятельности коммуникантов: автора и адресата, общение между которыми осуществляется через текст.

В процессе анализа выявляется:

1) стилистический узус, т.к. за текстом стоит языковая система;

2) индивидуально-авторские стилистические особенности текста, т.к. за текстом стоит языковая личность автора.

С.а.т. ориентирован:

1) на изучение стиля произведения, принципов взаимосвязи и обусловленности его формы и содержания, определяющих единство текста;

2) на рассмотрение стиля автора, проявляющегося в структуре, семантике и прагматике текста.

стилистический узус

Общепринятая система стилистического употребления языковых средств.

строевые единицы текстообразования

по М.Я. Дымарскому:

1) сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство);

2) свободное высказывание первого типа - одиночная коммуникативная единица, занимающая самостоятельное положение в тексте;

3) свободное высказывание второго типа, в котором совмещаются две и более темы;

4) линейно-синтаксическая цепь - единица текста, обладающая признаками поликоммуникативности и политематичности [См.: Дымарский 2001: 135].

структура текста

Одно из ключевых понятий филологии. Широко употребляется в лингвистике и литературоведении:

1) в лингвистике термин структура характеризует все сложные смысловые единицы (звуковую и морфемную структуру слова, структуру предложения; структуру текста), а также лексическую, морфологическую и синтаксическую структуру языка на всех его уровнях; применительно к отдельным аспектам структуру речевой деятельности, жанрово-стилистическую структуру, в целом - структуру языка [Cм.: Матвеева 2003: 343]. Существует особое направление - структурная лингвистика, изучающая структуру языка и его единиц. Она интерпретирует язык как знаковую систему, как сеть отношений между ее элементами. Основоположники структурной лингвистики - Ф. де Соссюр, И.А. Бодуэн де Куртенэ;

2) в литературоведении было разработано направление структурализм, нацеленное на обнаружение, описание и объяснение структур мышления, лежащих в основе культуры прошлого и настоящего [См.: Баевский 1967: 426], изучаются отношения между элементами структуры, выявляются внутритекстовые связи, рассматривается проблема архетипов, соотнесенность фрагмента с текстом, текста с системой текстов [Указ. раб.: 427]. В.С. Баевский рассматривает структуру литературного произведения как «особую организацию, взаимоотношение элементов литературного текста, при котором изменение одного из них влечет за собой изменение остальных» [1987: 426]. Структура текста - это «форма существования его содержания, которой свойственны определенность, упорядоченность, членимость и целостность» [СЭСРЯ 2003: 531]. По характеру соотнесенности элементов выделяются простые, сложные и сверхсложные. Различается внутренняя и внешняя структура текста.

Выделяются различные

1) языковые структуры: лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая;

2) ассоциативные;

3) логические;

4) композиционные;

5) концептуальные и др.

В качестве организующего начала макроструктуры текста, по мнению Н.С. Болотновой, рассматриваются:

1) общий смыслообразующий принцип (Долежел, Гаузнблас);

2) авторский замысел (З.И. Хованская);

3) образ автора (В.В. Виноградов, Л.Г. Барлас, М.П. Брандес и др.).

структура текста как объект исследования

Структура текста дает ключ к его смысловой интерпретации. В процессе изучения структуры текста сменилось несколько научных парадигм, прошедших путь от системно-структурного подхода к коммуникативно-деятельностному:

1) русский формализм 20-30-х гг., изучавший структуру текста, в отличие от структурализма, изучавшего «внетекстовое единство культуры, эпохи» (Ю.М. Лотман). Представители формализма: Б.М. Эйхенбаум, Б.В. Томашевский, В.М. Жирмунский, Ю.Н. Тынянов, В. Шкловский, Р.О. Якобсон и др.;

2) Г.О. Винокур изучал художественные тексты «методом критики структуры»;

3) В.В.Виноградов выделил символику и композицию в качестве разделов стилистики. Он предлагал изучать композиционные типы речи, структурные отличия, семантический и стилистический строй художественных произведений;

4) в 40-50-е годы изучается эстетика слова, статус языка художественной литературы, рассматривается словесная и образная организация текста (М.Б. Борисова, П.Г. Пустовойт, Д.Н. Шмелев, А.И. Федоров и др.);

5) в 60-е годы в связи с развитием функциональной стилистики возникает интерес к комплексному анализу структуры художественного текста в связи с разработкой проблемы художественно-образно речевой конкретизации;

6) в 70-80-е гг. активизируются исследования по структуре текста в связи с зарождением стилистики текста (В.В. Одинцов) и лингвистики текста (О.А. Москальская, И.Р. Гальперин, З.Я. Тураева);

7) в литературоведении 70-х годов структурную организацию текста изучает Ю.М. Лотман, разработавший принципы структурного анализа поэзии;

8) в 80-е годы усиливается внимание к смысловой организации текста (Н.А. Купина, А.И. Новиков, И.Я. Чернухина и др.), к функционированию лексических средств и классов слов, текстовых парадигм (В.П. Григорьев, В.В. Степанова, Р.Г. Смулаковская, Н.Е. Сулименко, В.Д. Черняк и др.);

9) в 90-е годы разрабатывается коммуникативно-деятельностный подход к тексту и его структуре (Н.Д. Арутюнова, В.З. Демьянков, Г.Я. Солганик, Е.В. Сидоров, О.Л. Каменская). Структура текста исследуется как стимул для вторичной коммуникативной деятельности адресата, учитываются экстралингвистические факторы в анализе структуры текстов. Полинаправленные модели текстов в этот период исследуется Т.В. Жеребило. Проблема гармонической организации текста разрабатывается целым рядом ученых, но наиболее интенсивные исследования в этом направлении проводились К.Э. Штайн и ее школой;

10) на рубеже веков структура текста изучается в аспекте интеграции смежных областей знания: антропоцентрического, социолингвистического, когнитивного, психолингвистического, лингвокультурологического направлений, исследующих языковую личность и социум, проявляющие себя в текстовой деятельности;

11) структура текста изучается во взаимосвязи с семантикой и прагматикой, что характерно для коммуникативной стилистики текста;

12) наиболее ярким и последовательным представителем коммуникативной стилистики текста является Н.С. Болотнова.

структура текста регулятивная

Структура текста, нацеленная на управление познавательной деятельностью читателя. Регулятивная макроструктура текста связана с системой его различных кодов.

структурность текста

Системный признак (категория) текста, отражающий взаимосвязь и взаимозависимость его элементов и уровней.

структурные способы ассоциативного развертывания текста

1) вопросно-ответная форма репрезентации смысла;

2) тезисно-аргументирующий способ ассоциативного развертывания.

структурный метод в исследовании текста

Метод, нацеленный на реализацию принципа имманентного анализа литературного произведения с преимущественным вниманием к элементам текстовой структуры и функционированию текста. В системе структурного анализа ключевыми являются следующие понятия: элемент, система, отношение, структура, уровень, иерархичность, положение, оппозиция, модель.

суггестивные тексты нехудожественные

заговоры, молитвы и т.п.

схема литературоведческого анализа

1) Время и обстоятельства написания произведения (важно дать краткую фоновую характеристику социально-исторической ситуации в обществе).

2) Место произведения в творчестве писателя (необходимо опираться на знание биографии, на информацию о творческих исканиях автора и его эстетическом кредо).

3) Литературный род: эпос, лирика, драма (эта информация важна в силу специфики рода, значимости его для понимания идейно-художественного своеобразия текста).

4) Жанр произведения (жанр является важным средством текстообразования, определяющим отбор и организацию языковых средств, а также аспект и масштаб окружающего мира в художественной форме).

5) Основная проблематика произведения (в выборе проблематики ярко выражается авторская индивидуальность, мировоззрение писателя, его концептуальная картина мира).

6) Тема (о теме судят по фактам и событиям, которые принадлежат художественному миру произведения).

7) Композиция (является важным элементом литературоведческого анализа, так как сама по себе может выражать определенный эстетический смысл и определять прагматику художественного текста. Анализ композиции позволяет выявить принцип, организующий общую структуру произведения);

8) Основной пафос произведения и эмоциональная тональность (пафос во многом определяется принадлежностью автора к конкретному направлению в литературе. С пафосом соотносится эмоциональная тональность, которая может варьироваться, отражая динамику художественного развертывания текста).

9) Образный строй произведения (является формой выражения идеи; выделяются художественные образы времени и пространства, образы повествователя и лирических героев, образы персонажей и т.п.; в создании образов важны лексические средства: слово рассматривается как форма образа);

10) идея (идея как результат сложной аналитической обобщающей работы читательского сознания; идея может эксплицироваться автором в виде сентенции в начале или конце произведения; на идею может указывать вся структура текста);

11) художественные особенности (тропы, фигуры, приемы) (изобразительно-выразительные средства, использованные автором в эстетических целях).

схема стилистического анализа текста

по Н.С. Болотновой:

1) стиль, подстиль и жанр текста;

2) сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован;

3) основные функции текста (общение, сообщение, воздействие);

4) характер адресата с учетом стилистических особенностей текста;

5) тип мышления, отраженный в тексте: конкретный; обобщенно-абстрагированный, образный и др.;

6) форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);

7) стилевые черты, характерные для текста с учетом его стилистической маркированности;

8) языковые приметы стиля, отраженные в тексте;

9) образ автора и цель его текстовой деятельности;

10) индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.

Предыдущая страница Следующая страница