Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А"
Абеляр, Пьер (1079-1142) философ-схоласт и богослов. С 1113 года преподаватель теологии в Париже. Основной труд - книга «Да и нет» («Sic et non») показывающая противоречивость суждений. Приверженец рационалистического направления, пытался обосновать религию на основе разума. Интересовался наследием прошлого, пропагандировал философское наследие Аристотеля и Платона. Автор множества богословских и философских произведений, гимнов, стихотворений, переписки с Элоизой. Персонажи его произведений - известные античные философы, отцы церкви, христианские поэты. Принял участие в спорах реалистов и номиналистов о природе названия. Отстаивая лингвистическую концепцию номиналистов, он считал, что реальны вещи с их индивидуальными качествами. Название - это общее понятие о вещи: «Общие понятия суть имена». Общее всегда возникает после вещи, как ее понятие (conceptus). Значение слова - это знак вещи, а не ее отражение. |
Представитель исконного (коренного, автохтонного) населения, связанный с каким-либо сообществом, населяющим какой-л. географический регион, и связанный с этим регионом историко-генетическими, социальными, экономическими, культурными отношениями. |
Аванесов, Рубен Иванович (14.2.1902 - 1982 гг.) советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1958). Профессор МГУ (1937). Основные труды посвящены исторической и описательной русской диалектологии, истории русского языка, исторической и описательной фонетике, фонологической теории, русской орфоэпии и орфографии. В кн. «Очерки русской диалектологии» (ч. 1, 1949) представлена система фонем всех русских говоров. Руководил созданием «Атласа русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы» (ч. 1-2, 1957, «Словаря древнерусского языка 11-14 вв.» (1966)). |
Документ информационного типа, нацеленный на описание жизненного пути составителя текста. Пишется от 1 лица в хронологическом порядке. Жанровая форма включает сообщение следующей информации: 1) сведения о составителе (имя, отчество, фамилия, дата, место рождения, сведения о родителях); 2) сведения об образовании; 3) сведения о трудовой деятельности; 4) знаки отличия (награды, поощрения); 5) сведения о семье (семейное положение, состав семьи, домашний адрес, телефон); 6) дата и подпись. |
Явление географического или социально-политического обособления диалекта или диалектной группы от основного массива диалектов какого-л. языка. |
Автономия (Самоуправление) Юридический статус этнической (этноязыковой) группы, проживающей в пределах того или иного государства. Самостоятельно решает вопросы образования, культурной жизни, хозяйственной жизни. Виды автономии: 1) национально-территориальная; 2) культурная (национально-культурная). |
Жанр научной литературы, являющийся специфической разновидностью реферата, фиксирующий основное содержание диссертации, выполняющий функцию информирования о результате проведенного исследования и введения их в сферу научной коммуникации. А.д., наряду с информативной, выполняет следующие функции: 1) сигнальную (автореферат сигнализирует о предстоящей защите диссертации); 2) адресную (наличие в автореферате времени и места защиты, сведений об оппонентах, ведущей организации, месте хранения диссертации); 3) представительскую (ознакомление с диссертацией читателей: специалистов, оппонентов, рецензентов, критиков); 4) правовую (автореферат имеет силу официального юридического документа, без которого диссертация не может быть допущена к защите). Автореферат состоит из трех частей: 1) заголовочной (сведения о диссертационном совете; фамилия, имя, отчество автора, название темы, шифр и наименование специальности, название ученой степени); 2) собственно реферативной, излагающей содержание диссертации; 3) справочной (сведений о научном руководителе, ведущей организации, оппонентах, дате защиты, перечень опубликованных работ). Собственно реферативная часть занимает основной объем автореферата диссертации. Она включает три автономных раздела: 1) первый раздел: общая поаспектная характеристика содержания диссертации, включающая следующие рубрики: актуальность темы, научная проблема, цель, задачи исследования, результаты исследования, методы, материал, условия исследования, научная новизна, теоретическое значение, практическая ценность; положения, выносимые на защиту; перспектива исследуемой темы; апробация работы, структура и объем диссертации); 2) второй раздел: излагается содержание диссертации по ее структурным компонентам; 3) третий раздел: приводится обобщенное заключение. |
Представитель автохтонного (коренного) населения. |
Коренной этнос. |
Самоназвание народов и племен: остыган - самоназвание кетов, луораветлан - чукчей. |
Социолингв.: Приспособление носителя (коллектива носителей) этнической культуры и этнического языка к условиям иной среды: социальной, этнической, культурной, языковой - зачастую при смене места проживания. Как следствие - может развиваться индивидуальный или коллективный билингвизм, смена языка, формирование двойного культурно-языкового сознания, усвоение новых навыков речевого поведения. |
Совокупность черт языковой системы, представляющая собой результат взаимного влияния языков в процессе исторических контактов народов, говорящих на этих языках. Нейтральный тип языкового взаимодействия, при котором не происходит этнический и языковой ассимиляции, один язык не доминирует над другим. Термин введен в 1939 г. М. Бартоли. |
Аккомодация (социолингв.). Стратегия речевой коммуникации, проявляющаяся в личной беседе. В результате А. сокращается или увеличивается дистанция общения между собеседниками. Чаще А. проявляется в форме конвергенции, при которой участники беседы подстраиваются под акцент, диалектные или другие особенности языка собеседника. Может использоваться форма дивергенции, при которой говорящий делает свой язык более непохожим на язык собеседника с целью подчеркнуть социальную дистанцию или выразить свое неодобрение. |
Аккультурация (Культурная адаптация) Взаимовлияние национальных культур и языков, заключающееся в приспособлении индивида или культурного сообщества к инокультурному окружению. В результате А. у коллектива или индивида формируется двойное культурно-языковое сознание, развивается билингвизм. Термин А. начал применяться в 20-30-е гг. ХХ в. при исследовании влияния американской «белой» культуры на традиционную культуру индейцев и афро-американцев. |
Вариант языка в посткреольском континууме, возникший в результате смешения креольского языка и языка-лексификатора. А. обладает определенной степенью стандартизации, в отличие от базилекта (языка площади) и мезолекта. А. (язык дворца) употребляется образованными слоями общества, он обладает самым высоким социальным престижем и занимает высшую ступень в иерархии языковых вариантов посткреольского континуума. |
Любой речевой акт, производимый говорящим, выбирающим подходящие к ситуации языковые средства, в зависимости от персональной и социальной идентификации. Выбирая произносительные, грамматические и лексические нормы, ассоциируемые с определенной социальной группой, говорящий идентифицирует себя в качестве члена данной социальной группы. |
Сознательное или бессознательное соотнесение себя с важными в представлении данного индивида социальными и иными общностями, членом которых говорящий себя ощущает. А.и. могут меняться, в связи с изменением места и образа жизни. |
Местный вариант языка, отличающийся от нормализованного стандартного варианта. А. не является предметом преподавания в школе. Различия между аллолектами не препятствуют общению и взаимопониманию говорящих на разных аллолектах. |
Название этноса, данное ему другими народами (русск.: наименование немцы для соседних германских племен). |
Нерегламентируемое общение, сферы неофициального общения, в которых употребление языка не регламентируется обществом и государством: 1) сфера семейного общения; 2) сфера повседневного бытового общения; 3) сфера межличностного общения. |
Один из методов социолингвистических исследований, предметом которого является анализ структуры и норм беседы при непосредственном коммуникативном взаимодействии, очном общении. Исследуются: 1) коммуникативные роли участников беседы; 2) условия смены ролей; 3) лексические показатели смены ролей; 4) возможности контроля над ходом беседы. |
Анкета (вопросник) Список вопросов, используемый в процессе социолингвистических исследований для изучения социально обусловленных особенностей использования языка. А. используется в макросоциолингвистических обследованиях больших совокупностей говорящих. Вопросник включает следующие компоненты: 1) паспортный блок, характеризующий социально значимые признаки информанта; 2) лингвистическая часть, включающая вопросы об исследуемых лингвистических явлениях; 3) тесты, иллюстрирующие уровень владения языком. В анкете используются разные приемы: 1) ответ на прямой вопрос; 2) выбор одного варианта ответа из нескольких возможных; 3) заполнение пропусков в словах, парадигмах. Выделяется два основных типа А.: 1) анкеты, нацеленные на исследование функционирования языка в различных группах, общностях; 2) анкеты, исследующие отношение носителей языка к различным вариативным элементам речи. |
Один из методов исследования в социологии и социолингвистике, нацеленный на получение обширного материала в виде ответов на вопросы, нацеленные на сбор социолингвистических и др. данных. Используются разные варианты анкет: 1) анкета, имеющая целью установить наличие социально маркированного языкового явления в той или иной языковой среде; 2) установление уровня языковой компетенции; 3) определение уровня билингвизма и т.п. |
Территория, на которой проживает компактная часть этнической группы в инонациональном окружении. |
Расселение носителей языка достаточно многочисленными группами, живущими на значительном расстоянии друг от друга и окруженными иноэтническим и иноязычным населением, что способствует развитию дивергентных процессов в языке. |
Жанр: 1) кратко информирующий о содержании и структуре научного произведения; 2) эксплицирующий центральную проблему исследования; 3) репрезентирующий цели и задачи автора; 4) намечающий перспективу развертывания основного текста. Аннотация обладает высокой степенью обобщения научного содержания, имеет специфическую прагматическую установку, обладает высокой степенью асемантии по отношению к основному тексту монографии. |
Ансельм Кентерберийский (1033-1109) один из основоположников средневековой науки в Англии. Происходил из лангобардского дворянского рода. В 1093 г. стал архиепископом Кентерберийским. Утверждал первенство веры перед разумом. Его знаменитое онтологическое доказательство существования Бога и его реализм связаны с учением Платона о понятии. Тщательно изучал язык античных авторов. Принял участие в лингвистических спорах реалистов и номиналистов о природе названия. Будучи реалистом, в отличие от П. Абеляра, он считал, что понятия реальны, объективны и предшествуют материальным вещам, т.е. понятия - это идеи, предшествующие вещам, и они есть внутренние слова Бога. |
Разновидность языка (языкового кода), используемого в определенных ситуациях членами маргинальной группы общества с целью сделать свою речь понятной для своих и непонятной для чужих. Термин введен в научный обиход Майклом Халидеем. |
Антропологическая лингвистика (лингвистическая антропология) Направление исследований междисциплинарного характера, объединяющее лингвистический, этнографический, культурологический подходы. Направление возникло в американской лингвистике в связи с исследованием языков коренного населения Северной Америки. |
Направление лингвистических исследований, связанное с изучением личных имен, раздел ономастики. Антропонимы делятся на следующие группы: 1) личные имена; 2) патронимы; 3) матронимы; 4) отчества; 5) фамилии; 6) родовые имена; 7) прозвища; 8) псевдонимы; 9) криптонимы и др. |
Международный искусственный язык, сконструированный по образцу этнических языков. |
См.: Пророческий язык |
Международный плановый язык, лексика и грамматика которого не заимствуются из этнических языков. А.я. создавались в XVII-XIX вв. Они основаны на логической классификации понятий (философские языки). Создавались звукосимволические языки, А.я. с произвольным соотношением знаков и значений (проекты нумерации понятий). |
Ареальная лингвистика (Пространственная лингвистика) Раздел лингвистики, исследующий с помощью методов лингвистической географии распространение языковых явлений в пространстве и межъязыковом (междиалектном) взаимодействии. |
Аристарх Самофракийский (ок. 217-145 гг. до н.э.) греческий ученый, глава библиотеки в Александрии. Активно издавал, критически исследовал, занимался вопросами хранения произведений античных авторов (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Аристофан). Его деятельность - это апогей развития античной науки. Вклад его в сокровищницу мировой мудрости невозможно переоценить. Его исследования способствовали: 1) дальнейшему развитию метода анализа текстов; 2) совершенствованию системы знаковых обозначений; 3) разработке грамматических принципов, которые легли в основу всех европейских грамматик. Он был крупнейшим представителем александрийской школы грамматики. Он отстаивал принцип аналогии в языке, т.е. тенденции к единообразию грамматических форм. В грамматике александрийскими филологами признавались аналогии (правила) и аномалии (исключения). Подобное разграничение способствовало выработке важнейших понятий грамматики. Критерием «правильности» языка был признан речевой обычай, лежащий в основе общего языка. Разрабатывается учение о восьми частях речи, просуществовавшее вплоть до неофилологии. И хотя труды Аристарха затерялись в массе более поздних сочинений, его учение о восьми частях речи не только широко известно, но и представляет собой одно из величайших творений человеческого разума: 1) имя (nomen) - склоняемая (или падежная) часть речи; акциденций у имени пять: род, число, падеж, вид (собств., нариц., первичн. и производные), образ (простые и составные имена собственные); 2) глагол (verbum) - беспадежная часть речи, имеющая время, лицо, число; акциденций у глагола восемь: время, лицо, число, наклонение, залог, вид, спряжение, образ; 3) причастие (participium) - слово, причастное к особенностям глаголов и имен; у него нет лица и наклонения; 4) член (articulus) - склоняемая часть речи, стоящая как перед, так и после склоняемых имен; имеет род, число, падеж; 5) местоимение (pronomen) - слово, которое изменяется по лицам; 6) предлог (praepositio) - часть речи, стоящая перед всеми частями речи и в составе слова и в составе предложения (т.е. это и предлог и префикс); 7) наречие (adverbium) - несклоняемая часть речи, высказываемая о глаголе или прибавляемая к глаголу; акциденций у наречия три - значение, образ, сравнение; 8) союз (coniunctio) - часть речи, связывающая и упорядочивающая мысль; акциденций у него три - образ, порядок, значение; выделяется пять видов союзов: соединительные, разъединительные, восполняющие, причинные, выводные. (Примечание: акциденция - преходящее, несущественное свойство предмета). |
Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н.э.) древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет вступил в Академию Платона, где пробыл 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 г. до н.э. оставил Афины по политическим соображениям, путешествовал, затем был учителем Александра Македонского. В 335 г. до н.э. основал учебное заведение в Ликее (Афины). Обучение происходило во время прогулок. После смерти Александра Македонского его преследовали за промакедонскую ориентацию, поэтому он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер. Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Он считал, что многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира. Материя управляется «активной формой». С «формой» связаны «действующая» и «целевая» причины. Форма онтологически и ценностно приоритетна по отношению к материи и абсолютизирована как чистая действенность и кульминационный пункт Вселенной. В его работах впервые была поставлена проблема соотношения логики и грамматики. Он понимал логику как описание основных форм мышления: понятия, суждения, умозаключения. Учение о частях речи возникает у Аристотеля в недрах логики и риторики. Части речи выделяются как элементы предложения (=речи). Предложение (logos) - это сочетание имени и глагола - частей речи, имеющих самостоятельное значение. Глагол, в отличие от имени, имеет время и обладает предикативной функцией. Предикация состоит в соединении или разделении понятий: «человек идет» означает «человек есть идущий». В «Поэтике» А. выделяет восемь частей «изложения»: элемент (звук), слог, союз, член, имя, глагол, падеж, предложение (=речь, т.е. связную речь любых размеров). Кроме элемента (звука) и слога, все части «изложения» «значащие». Имя - это только именительный падеж, другие его формы - падения (падеж и число). Глагол - это форма настоящего времени, остальные формы - падения глагола. «Незначащие» части «изложения» - союз и член (куда отнесены прежде всего предлоги). Исследователи считают, что «учение А. о восьми частях речи не имеет еще собственно грамматического значения». |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Смена одного лингвокультурного кода другим. Выделяют несколько разновидностей ассимиляции: 1) языковая А. - усвоение иноэтнического языка и признание его родным; 2) этническая А. - восприятие этносом иной культуры, смена этнического и культурного кода и слияние с другим этносом; 3) культурная А. - то же, что аккультурация. По способу протекания процессов выделяют: 1) естественную А., происходящую в результате аккультурации, адаптации к условиям иноязычного и инокультурного окружения, межэтнических браков; 2) насильственную А., происходящую в результате насильственного ограничения или запрета на употребление родного языка того или иного этноса. |