Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика (Т.В. Жеребило)
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

Абеляр, Пьер

Абеляр, Пьер (1079-1142)

философ-схоласт и богослов. С 1113 года преподаватель теологии в Париже. Основной труд - книга «Да и нет» («Sic et non») показывающая противоречивость суждений. Приверженец рационалистического направления, пытался обосновать религию на основе разума. Интересовался наследием прошлого, пропагандировал философское наследие Аристотеля и Платона. Автор множества богословских и философских произведений, гимнов, стихотворений, переписки с Элоизой. Персонажи его произведений - известные античные философы, отцы церкви, христианские поэты. Принял участие в спорах реалистов и номиналистов о природе названия. Отстаивая лингвистическую концепцию номиналистов, он считал, что реальны вещи с их индивидуальными качествами. Название - это общее понятие о вещи: «Общие понятия суть имена». Общее всегда возникает после вещи, как ее понятие (conceptus). Значение слова - это знак вещи, а не ее отражение.

Абориген

Представитель исконного (коренного, автохтонного) населения, связанный с каким-либо сообществом, населяющим какой-л. географический регион, и связанный с этим регионом историко-генетическими, социальными, экономическими, культурными отношениями.

Аванесов, Рубен Иванович

Аванесов, Рубен Иванович (14.2.1902 - 1982 гг.)

советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1958). Профессор МГУ (1937). Основные труды посвящены исторической и описательной русской диалектологии, истории русского языка, исторической и описательной фонетике, фонологической теории, русской орфоэпии и орфографии. В кн. «Очерки русской диалектологии» (ч. 1, 1949) представлена система фонем всех русских говоров. Руководил созданием «Атласа русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы» (ч. 1-2, 1957, «Словаря древнерусского языка 11-14 вв.» (1966)).

Автобиография как жанр официально-делового стиля

Документ информационного типа, нацеленный на описание жизненного пути составителя текста. Пишется от 1 лица в хронологическом порядке.

Жанровая форма включает сообщение следующей информации:

1) сведения о составителе (имя, отчество, фамилия, дата, место рождения, сведения о родителях);

2) сведения об образовании;

3) сведения о трудовой деятельности;

4) знаки отличия (награды, поощрения);

5) сведения о семье (семейное положение, состав семьи, домашний адрес, телефон);

6) дата и подпись.

Автономизация диалектов

Явление географического или социально-политического обособления диалекта или диалектной группы от основного массива диалектов какого-л. языка.

Автономия

Автономия (Самоуправление)

Юридический статус этнической (этноязыковой) группы, проживающей в пределах того или иного государства. Самостоятельно решает вопросы образования, культурной жизни, хозяйственной жизни.

Виды автономии:

1) национально-территориальная;

2) культурная (национально-культурная).

Автореферат диссертации

Жанр научной литературы, являющийся специфической разновидностью реферата, фиксирующий основное содержание диссертации, выполняющий функцию информирования о результате проведенного исследования и введения их в сферу научной коммуникации. А.д., наряду с информативной, выполняет следующие функции:

1) сигнальную (автореферат сигнализирует о предстоящей защите диссертации);

2) адресную (наличие в автореферате времени и места защиты, сведений об оппонентах, ведущей организации, месте хранения диссертации);

3) представительскую (ознакомление с диссертацией читателей: специалистов, оппонентов, рецензентов, критиков);

4) правовую (автореферат имеет силу официального юридического документа, без которого диссертация не может быть допущена к защите).

Автореферат состоит из трех частей:

1) заголовочной (сведения о диссертационном совете; фамилия, имя, отчество автора, название темы, шифр и наименование специальности, название ученой степени);

2) собственно реферативной, излагающей содержание диссертации;

3) справочной (сведений о научном руководителе, ведущей организации, оппонентах, дате защиты, перечень опубликованных работ).

Собственно реферативная часть занимает основной объем автореферата диссертации. Она включает три автономных раздела:

1) первый раздел: общая поаспектная характеристика содержания диссертации, включающая следующие рубрики: актуальность темы, научная проблема, цель, задачи исследования, результаты исследования, методы, материал, условия исследования, научная новизна, теоретическое значение, практическая ценность; положения, выносимые на защиту; перспектива исследуемой темы; апробация работы, структура и объем диссертации);

2) второй раздел: излагается содержание диссертации по ее структурным компонентам;

3) третий раздел: приводится обобщенное заключение.

Автохтон

Представитель автохтонного (коренного) населения.

Автохтонный этнос

Коренной этнос.

Автоэтноним

Самоназвание народов и племен: остыган - самоназвание кетов, луораветлан - чукчей.

Адаптация

Социолингв.: Приспособление носителя (коллектива носителей) этнической культуры и этнического языка к условиям иной среды: социальной, этнической, культурной, языковой - зачастую при смене места проживания. Как следствие - может развиваться индивидуальный или коллективный билингвизм, смена языка, формирование двойного культурно-языкового сознания, усвоение новых навыков речевого поведения.

Адекватный билингвизм

См.: Интегральный билингвизм

Адстрат

Совокупность черт языковой системы, представляющая собой результат взаимного влияния языков в процессе исторических контактов народов, говорящих на этих языках. Нейтральный тип языкового взаимодействия, при котором не происходит этнический и языковой ассимиляции, один язык не доминирует над другим. Термин введен в 1939 г. М. Бартоли.

Аккомодация

Аккомодация (социолингв.). Стратегия речевой коммуникации, проявляющаяся в личной беседе. В результате А. сокращается или увеличивается дистанция общения между собеседниками. Чаще А. проявляется в форме конвергенции, при которой участники беседы подстраиваются под акцент, диалектные или другие особенности языка собеседника. Может использоваться форма дивергенции, при которой говорящий делает свой язык более непохожим на язык собеседника с целью подчеркнуть социальную дистанцию или выразить свое неодобрение.

Аккультурация

Аккультурация (Культурная адаптация)

Взаимовлияние национальных культур и языков, заключающееся в приспособлении индивида или культурного сообщества к инокультурному окружению. В результате А. у коллектива или индивида формируется двойное культурно-языковое сознание, развивается билингвизм. Термин А. начал применяться в 20-30-е гг. ХХ в. при исследовании влияния американской «белой» культуры на традиционную культуру индейцев и афро-американцев.

Акролект

Вариант языка в посткреольском континууме, возникший в результате смешения креольского языка и языка-лексификатора. А. обладает определенной степенью стандартизации, в отличие от базилекта (языка площади) и мезолекта. А. (язык дворца) употребляется образованными слоями общества, он обладает самым высоким социальным престижем и занимает высшую ступень в иерархии языковых вариантов посткреольского континуума.

Акт идентификации

Любой речевой акт, производимый говорящим, выбирающим подходящие к ситуации языковые средства, в зависимости от персональной и социальной идентификации. Выбирая произносительные, грамматические и лексические нормы, ассоциируемые с определенной социальной группой, говорящий идентифицирует себя в качестве члена данной социальной группы.

Актуализируемые сферы общения

См.: Регламентированные сферы общения

Актуальные идентификации

Сознательное или бессознательное соотнесение себя с важными в представлении данного индивида социальными и иными общностями, членом которых говорящий себя ощущает. А.и. могут меняться, в связи с изменением места и образа жизни.

Аллолект

Местный вариант языка, отличающийся от нормализованного стандартного варианта. А. не является предметом преподавания в школе. Различия между аллолектами не препятствуют общению и взаимопониманию говорящих на разных аллолектах.

Аллоэтноним

Название этноса, данное ему другими народами (русск.: наименование немцы для соседних германских племен).

Аморфные сферы общения

Нерегламентируемое общение, сферы неофициального общения, в которых употребление языка не регламентируется обществом и государством:

1) сфера семейного общения;

2) сфера повседневного бытового общения;

3) сфера межличностного общения.

Анализ беседы

Один из методов социолингвистических исследований, предметом которого является анализ структуры и норм беседы при непосредственном коммуникативном взаимодействии, очном общении.

Исследуются:

1) коммуникативные роли участников беседы;

2) условия смены ролей;

3) лексические показатели смены ролей;

4) возможности контроля над ходом беседы.

Анкета

Анкета (вопросник)

Список вопросов, используемый в процессе социолингвистических исследований для изучения социально обусловленных особенностей использования языка. А. используется в макросоциолингвистических обследованиях больших совокупностей говорящих.

Вопросник включает следующие компоненты:

1) паспортный блок, характеризующий социально значимые признаки информанта;

2) лингвистическая часть, включающая вопросы об исследуемых лингвистических явлениях;

3) тесты, иллюстрирующие уровень владения языком.

В анкете используются разные приемы:

1) ответ на прямой вопрос;

2) выбор одного варианта ответа из нескольких возможных;

3) заполнение пропусков в словах, парадигмах.

Выделяется два основных типа А.:

1) анкеты, нацеленные на исследование функционирования языка в различных группах, общностях;

2) анкеты, исследующие отношение носителей языка к различным вариативным элементам речи.

Анкетирование

Один из методов исследования в социологии и социолингвистике, нацеленный на получение обширного материала в виде ответов на вопросы, нацеленные на сбор социолингвистических и др. данных.

Используются разные варианты анкет:

1) анкета, имеющая целью установить наличие социально маркированного языкового явления в той или иной языковой среде;

2) установление уровня языковой компетенции;

3) определение уровня билингвизма и т.п.

Анклав

Территория, на которой проживает компактная часть этнической группы в инонациональном окружении.

Анклавный способ расселения

Расселение носителей языка достаточно многочисленными группами, живущими на значительном расстоянии друг от друга и окруженными иноэтническим и иноязычным населением, что способствует развитию дивергентных процессов в языке.

Аннотация как периферийный текст монографии

Жанр:

1) кратко информирующий о содержании и структуре научного произведения;

2) эксплицирующий центральную проблему исследования;

3) репрезентирующий цели и задачи автора;

4) намечающий перспективу развертывания основного текста. Аннотация обладает высокой степенью обобщения научного содержания, имеет специфическую прагматическую установку, обладает высокой степенью асемантии по отношению к основному тексту монографии.

Ансельм Кентерберийский

Ансельм Кентерберийский (1033-1109)

один из основоположников средневековой науки в Англии. Происходил из лангобардского дворянского рода. В 1093 г. стал архиепископом Кентерберийским. Утверждал первенство веры перед разумом. Его знаменитое онтологическое доказательство существования Бога и его реализм связаны с учением Платона о понятии. Тщательно изучал язык античных авторов. Принял участие в лингвистических спорах реалистов и номиналистов о природе названия. Будучи реалистом, в отличие от П. Абеляра, он считал, что понятия реальны, объективны и предшествуют материальным вещам, т.е. понятия - это идеи, предшествующие вещам, и они есть внутренние слова Бога.

Антиязык

Разновидность языка (языкового кода), используемого в определенных ситуациях членами маргинальной группы общества с целью сделать свою речь понятной для своих и непонятной для чужих. Термин введен в научный обиход Майклом Халидеем.

Антропологическая лингвистика

Антропологическая лингвистика (лингвистическая антропология)

Направление исследований междисциплинарного характера, объединяющее лингвистический, этнографический, культурологический подходы. Направление возникло в американской лингвистике в связи с исследованием языков коренного населения Северной Америки.

Антропонимика

Направление лингвистических исследований, связанное с изучением личных имен, раздел ономастики. Антропонимы делятся на следующие группы:

1) личные имена;

2) патронимы;

3) матронимы;

4) отчества;

5) фамилии;

6) родовые имена;

7) прозвища;

8) псевдонимы;

9) криптонимы и др.

Апостериорный язык

Международный искусственный язык, сконструированный по образцу этнических языков.

Апостольский язык

См.: Пророческий язык

Априорный язык

Международный плановый язык, лексика и грамматика которого не заимствуются из этнических языков. А.я. создавались в XVII-XIX вв. Они основаны на логической классификации понятий (философские языки). Создавались звукосимволические языки, А.я. с произвольным соотношением знаков и значений (проекты нумерации понятий).

Ареальная лингвистика

Ареальная лингвистика (Пространственная лингвистика)

Раздел лингвистики, исследующий с помощью методов лингвистической географии распространение языковых явлений в пространстве и межъязыковом (междиалектном) взаимодействии.

Аристарх Самофракийский

Аристарх Самофракийский (ок. 217-145 гг. до н.э.)

греческий ученый, глава библиотеки в Александрии. Активно издавал, критически исследовал, занимался вопросами хранения произведений античных авторов (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Аристофан). Его деятельность - это апогей развития античной науки. Вклад его в сокровищницу мировой мудрости невозможно переоценить.

Его исследования способствовали:

1) дальнейшему развитию метода анализа текстов;

2) совершенствованию системы знаковых обозначений;

3) разработке грамматических принципов, которые легли в основу всех европейских грамматик. Он был крупнейшим представителем александрийской школы грамматики. Он отстаивал принцип аналогии в языке, т.е. тенденции к единообразию грамматических форм. В грамматике александрийскими филологами признавались аналогии (правила) и аномалии (исключения). Подобное разграничение способствовало выработке важнейших понятий грамматики. Критерием «правильности» языка был признан речевой обычай, лежащий в основе общего языка.

Разрабатывается учение о восьми частях речи, просуществовавшее вплоть до неофилологии. И хотя труды Аристарха затерялись в массе более поздних сочинений, его учение о восьми частях речи не только широко известно, но и представляет собой одно из величайших творений человеческого разума:

1) имя (nomen) - склоняемая (или падежная) часть речи; акциденций у имени пять: род, число, падеж, вид (собств., нариц., первичн. и производные), образ (простые и составные имена собственные);

2) глагол (verbum) - беспадежная часть речи, имеющая время, лицо, число; акциденций у глагола восемь: время, лицо, число, наклонение, залог, вид, спряжение, образ;

3) причастие (participium) - слово, причастное к особенностям глаголов и имен; у него нет лица и наклонения;

4) член (articulus) - склоняемая часть речи, стоящая как перед, так и после склоняемых имен; имеет род, число, падеж;

5) местоимение (pronomen) - слово, которое изменяется по лицам;

6) предлог (praepositio) - часть речи, стоящая перед всеми частями речи и в составе слова и в составе предложения (т.е. это и предлог и префикс);

7) наречие (adverbium) - несклоняемая часть речи, высказываемая о глаголе или прибавляемая к глаголу; акциденций у наречия три - значение, образ, сравнение;

8) союз (coniunctio) - часть речи, связывающая и упорядочивающая мысль; акциденций у него три - образ, порядок, значение; выделяется пять видов союзов: соединительные, разъединительные, восполняющие, причинные, выводные. (Примечание: акциденция - преходящее, несущественное свойство предмета).

Аристотель Стагирит

Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н.э.)

древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет вступил в Академию Платона, где пробыл 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 г. до н.э. оставил Афины по политическим соображениям, путешествовал, затем был учителем Александра Македонского. В 335 г. до н.э. основал учебное заведение в Ликее (Афины). Обучение происходило во время прогулок. После смерти Александра Македонского его преследовали за промакедонскую ориентацию, поэтому он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер. Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Он считал, что многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира. Материя управляется «активной формой». С «формой» связаны «действующая» и «целевая» причины. Форма онтологически и ценностно приоритетна по отношению к материи и абсолютизирована как чистая действенность и кульминационный пункт Вселенной. В его работах впервые была поставлена проблема соотношения логики и грамматики. Он понимал логику как описание основных форм мышления: понятия, суждения, умозаключения. Учение о частях речи возникает у Аристотеля в недрах логики и риторики. Части речи выделяются как элементы предложения (=речи). Предложение (logos) - это сочетание имени и глагола - частей речи, имеющих самостоятельное значение. Глагол, в отличие от имени, имеет время и обладает предикативной функцией. Предикация состоит в соединении или разделении понятий: «человек идет» означает «человек есть идущий». В «Поэтике» А. выделяет восемь частей «изложения»: элемент (звук), слог, союз, член, имя, глагол, падеж, предложение (=речь, т.е. связную речь любых размеров). Кроме элемента (звука) и слога, все части «изложения» «значащие». Имя - это только именительный падеж, другие его формы - падения (падеж и число). Глагол - это форма настоящего времени, остальные формы - падения глагола. «Незначащие» части «изложения» - союз и член (куда отнесены прежде всего предлоги). Исследователи считают, что «учение А. о восьми частях речи не имеет еще собственно грамматического значения».

Арно А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ассимиляция

Смена одного лингвокультурного кода другим. Выделяют несколько разновидностей ассимиляции:

1) языковая А. - усвоение иноэтнического языка и признание его родным;

2) этническая А. - восприятие этносом иной культуры, смена этнического и культурного кода и слияние с другим этносом;

3) культурная А. - то же, что аккультурация.

По способу протекания процессов выделяют:

1) естественную А., происходящую в результате аккультурации, адаптации к условиям иноязычного и инокультурного окружения, межэтнических браков;

2) насильственную А., происходящую в результате насильственного ограничения или запрета на употребление родного языка того или иного этноса.

Следующая страница