Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Л"
См.: Арно А. |
Переход на латинизированный алфавит некоторых старописьменных языков (напр., татарского) и младописьменных народов СССР, имевших разработанные раньше системы письма на основе арабской (для мусульманских народов) и русской графики. В 1929 г. было принято постановление о введении латинизированного алфавита, за которым признавалось особое культурно-экономическое значение, основанное на постулате о единстве мирового пролетариата. Разработкой латинизированных алфавитов занимались Н.Ф. Яковлев, Л.И. Жирков, Е.Д. Поливанов, Н.К. Дмитриев, Н.А. Баскаков, Д.В. Бубрих, В.И. Лыткин и др. С конца 30-х гг. латинизированные алфавиты были заменены графическими системами на основе русского алфавита, в связи с осознанием политической, культурной, экономической интеграции внутри страны. |
Лафарг, поль (1842-1911) - французский социалистический деятель международного рабочего движения. Работал в области философии, политической экономии, истории, религии, морали, литературы и языка. В языкознании он представитель социологии языка. Языковая семантика, по его мнению, не индивидуально-психологическое, а социально-психологическое явление. Об этом он пишет в работе «Французский язык до и после революции» (1894). В книге Лафарга дан образец социологической лексикологии и семасиологии. Автор анализирует французский язык XVII-XVIII вв., прослеживает при этом происхождение и развитие понятий справедливости, добра, души, бога. Лафарг связывает понятия и нормы литературного языка с общественными отношениями. |
Лексика, употребление которой ограничено экстралингвистическими причинами: 1) диалектизмы, ограниченные территориально; 2) термины, используемые в научном стиле; 3) профессионализмы, бытующие в соответствующей профессиональной среде; 4) жаргонизмы, используемые профессиональными или социальными группами; 5) просторечные слова, употребляемые в городской среде лицами с низким образовательным цензом; 6) вульгаризмы, ограниченные культурными установками в обществе. |
Функциональный тип языка, функционирующий в устной форме, используемый в качестве средства общения между носителями разных языков в ограниченных сферах социальных контактов. Термин Л.ф. обозначал средневековый пиджин, использовавшийся народами средиземноморских стран. |
Любой идиом, обслуживающий ту или иную социальную общность (род, племя, народность, нацию). Термин предложен В.К. Журавлевым (1982). |
Направление в языкознании, ориентированное на «выход за пределы предложения». Текст, который выводился за пределы лингвистического изучения, исследуется в текст-лингвистике «ван дейковского» образца. Именно этот вариант, разработанный голландским ученым, задает современный стандарт. Текст изучается путем сопоставления привычных для лингвиста объектов - компактных структур при явном тяготении к более формальным структурным закономерностям в противоположность содержательным. Разработка набора структур может рассматриваться как создание аналитического метода, связанного с анализом вполне традиционного для лингвистики продукта деятельности, а не как продвижение к анализу «энергейи». |
См.: Языковая агрессия. |
Лингвистическая география (Лингвогеография) Раздел языкознания, изучающий территориальное распространение языковых явлений. Л.г. выделилась в конце XIX в. из диалектологии, тесно связна с ареальной лингвистикой. Объект изучения лингвогеографии - совокупность изоглосс на территории распространения того или иного языка, «языковой ландшафт». |
Раздел социолингвистики, изучающий типы языковых конфликтов, причины их возникновения, пути их предотвращения и нейтрализации. |
Вид билингвизма, при котором языки-компоненты (или один из языков) не выполняют коммуникативной роли в данном языковом коллективе, поэтому Л.б. исследуется не как социальное явление, а с точки зрения процессов интерференции, психологических аспектов и т.п. |
Лингвистический биологизм (лингвистический натурализм) учение, разработанное А. Шлейхером. Основано на применении естественно-научного метода в исследованиях языка. (См.: Шлейхер А.). |
Лингвистический логизм - направление в языкознании, рассматривающее философию языка как проблему логическую. Языковая семантика отождествляется с логическими категориями и операциями, языковые формы - с логическими формами мышления. Слово семантически выступает как понятие, предложение - суждение (пропозиция), а сложное предложение и текст - умозаключение (или исчисление высказываний). Такое понимание связи языка и мышления приводит к отрицанию языкового мышления. На первый план выдвигается изучение универсальных свойств языка, описываемых при помощи дедуктивно-классификационной методики. Лингвистический логизм по-разному выражен в различных концепциях. У Аристотеля поставлена проблема соотношения предложения и частей речи. В грамматике Пор-Рояля подчеркнута универсальность логико-грамматических категорий. В ХХ в. основным в лингвистике считалось соотношение логики и грамматики: в предложении обнаруживаются логические категории, и грамматика способствует развитию логического мышления. Мышление понимается как статичные, постоянные и общие всем формы мышления. Основная единица предложения, основная категория - часть речи, грамматические формы - их знаки, вербальные (словесные, языковые) значения - это научные знания. Задача грамматики - обнаружить соответствие языковых форм логическим категориям, которые исчисляемы. По мнению Беккера, в логике - 12 элементов и 81 отношение. В конце XIX в. логическое направление развивается сначала как семантико-смысловой, а затем как структурно-семантический синтаксис. В становлении логико-семантических школ исключительную роль сыграли труды В.А. Богородицкого, А.А. Шахматова, И.И. Мещанинова, О. Есперсена, а также представителей семантического, коммуникативного и номинативного синтаксиса. В ХХ в. логическое направление изменилось под воздействием развития лексикологии, логико-математического языкознания. Под влиянием символической логики, математики активизируется интерес к проблемам семасиологии, смысли слов и конструкций, к научному языку, частично синтезируются логические и психологические концепции. Логическая статика переоформляется в статику речи, психологическая динамика - в логико-математическое моделирование языка. Математическое языкознание способствовало проникновению в языковедческие исследования неопозитивистских идей: феноменализма, операционализма, номинализма, атомизма. |
Лингвистический натурализм - то же, что и Лингвистический биологизм. |
Лингвистический психологизм - психологическое направление в языкознании, возникшее как реакция на учения представителей натуралистического и философского направлений. Оно восходит к концепции Гумбольдта, который подчеркнул активный и семантический характер речевой деятельности. Все школы лингвистического психологизма опираются на связь мыслительной деятельности с психологией речи. Более чем за 100-летний период возникли различные аспекты психологии речи и учения о речевой деятельности. Существует целый ряд школ лингвистического психологизма. Основатель психологического направления - Г. Штейнталь (1823-1899). Он развил учение о языке как деятельности индивида и отражении народной психологии. Языкознание должно опираться на психологию индивида, на психологию народов. В концепциях Потебни и Пауля психологические основы использовались для объяснения: 1) семантики предложения; 2) грамматической категории; 3) типов лексического значения; 4) связи языка с личностью и народностью; 5) языка как культурно-исторического явления. Социальный характер речевой деятельности отмечал Бодуэн де Куртенэ и де Соссюр. Психологические школы конца XIX - первой трети ХХ в. разрабатывали проблемы: 1) языка и речи; 2) языковых функций; 3) структурности языка и речевой деятельности. Функционально-структурный аспект лингвистического психологизма отразился в работах А. Марти, А. Гардинера, К. Бюлера. Психологические компоненты обнаруживаются в учениях разных школ структурализма. Обособление собственно психологического направления связано с возникновением психолингвистики. Американская психолингвистика опирается: 1) на дескриптивное и трансформационное описание текста; 2) на бихевиористскую психологию, в частности, на «трехуровневую модель поведения» Осгуда; 3) на теорию информации (математическую теорию связи). Основными школами лингвистического психологизма являются: 1) этнолингвистика; 2) психологическая социология языка; 3) семантический психологизм; 4) психологический структурализм; 5) психология речи; 6) психолингвистика. |
См.: Языковой экстремизм. |
См.: Языковое обеспечение |
Языковой конфликт, возникающий в результате целенаправленных действий политиков, представляющих интересы более многочисленной этнической группы, либо группы, относящейся к титульному этносу и занимающей главенствующее положение в сфере политики или экономии, находящейся в более благоприятных социальных и политических условиях. Подобная политика вызывает противодействие этносов, отринутых от материальных и иных благ в результате дискриминации по языковому признаку. |
Деятельность по созданию новых языковых систем плановым путем. Первый проект был разработан греческим филологом Алексархом (IV - III вв. до н.э.), который он пытался использовать как средство общения в основанном им городе Уранополисе. Научное Л. заложено работами Р. Декарта (1629 г.), развито Г.В. Лейбницем. Существует два направления Л.: 1) логическое, в рамках которого создавались искусственные языки (Дж. Дальгарно, Дж. Уилкинс, Ж. Делормель, Ж. Сюдр, в XIX в. Й.М. Шлейгер, Л.Л. Заменгоф и др.); 2) эмпирическое, ориентированное на упрощение естественного языка как коммуникативной системы без реформирования его как средства мышления (Ф. Лаббе, Ю. Крижанич, И. Шипфер и др.). |
Лингвосоциология (лингвистическая социология) 1. (широк.). По Л.Б. Николькому, Л. - специализированная область исследований, рассматривающая языковые процессы в качестве составной части социальных процессов, а язык - как фактор социального развития, наряду с экономическими, идеологическими и др. факторами. Л. включает три основных компонента: 1) специфический подход к языку общественных наук, использующих языковые данные (этнография, история, социология); 2) традиционно-семиотический подход, нацеленный на изучение проблем языковой эволюции и теории развития литературного языка; 3) социолингвистика. 2. (узк.). По Дж. Эллису, Л. ищет ответ на вопрос: «Какие люди (общности и индивиды) используют язык и в каких условиях?» |
1. Языковая политика, направленная на сохранение языкового идиома (этнического языка, диалекта и т.п.). Л. включает: 1) юридическую защиту лингвистического разнообразия; 2) мероприятия по расширению общественных функций языковых образований; 3) поднятию их престижа среди носителей и в обществе в целом. 2. Составная часть экологического мировоззрения, получившего развитие во второй половине ХХ в., которое рассматривает сосуществование органических и неорганических сущностей в большей степени как взаимовыгодные отношения и в меньшей как борьбу за существование. Применительно к лингвистике это означает: 1) изучение языков в контексте их функционирования; 2) исследование разнообразия лингвистических феноменов; 3) признание возможности сосуществования всех языков; 4) прикладной характер исследований, направленных на решение языковых конфликтов, повышение качества образования, поддержку и возрождение миноритарных языков; 5) исследование адаптивных стратегий языков и языковых экологических систем; 6) определение факторов, обеспечивающих высокую степень витальности языков. |
Диалект, на котором существуют письменные тексты, относящиеся к официальным сферам общения, тексты художественной литературы. Например, два литературных диалекта в карельском языке. |
Логико-грамматическая школа - то же, что и Лингвистический логизм. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |