Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика (Т.В. Жеребило)
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

Лансло к.

См.: Арно А.

Латинизация алфавитов народов ссср

Переход на латинизированный алфавит некоторых старописьменных языков (напр., татарского) и младописьменных народов СССР, имевших разработанные раньше системы письма на основе арабской (для мусульманских народов) и русской графики. В 1929 г. было принято постановление о введении латинизированного алфавита, за которым признавалось особое культурно-экономическое значение, основанное на постулате о единстве мирового пролетариата. Разработкой латинизированных алфавитов занимались Н.Ф. Яковлев, Л.И. Жирков, Е.Д. Поливанов, Н.К. Дмитриев, Н.А. Баскаков, Д.В. Бубрих, В.И. Лыткин и др. С конца 30-х гг. латинизированные алфавиты были заменены графическими системами на основе русского алфавита, в связи с осознанием политической, культурной, экономической интеграции внутри страны.

Лафарг, поль

Лафарг, поль (1842-1911) - французский социалистический деятель международного рабочего движения. Работал в области философии, политической экономии, истории, религии, морали, литературы и языка. В языкознании он представитель социологии языка. Языковая семантика, по его мнению, не индивидуально-психологическое, а социально-психологическое явление. Об этом он пишет в работе «Французский язык до и после революции» (1894). В книге Лафарга дан образец социологической лексикологии и семасиологии. Автор анализирует французский язык XVII-XVIII вв., прослеживает при этом происхождение и развитие понятий справедливости, добра, души, бога. Лафарг связывает понятия и нормы литературного языка с общественными отношениями.

Лексика ограниченного употребления

Лексика, употребление которой ограничено экстралингвистическими причинами:

1) диалектизмы, ограниченные территориально;

2) термины, используемые в научном стиле;

3) профессионализмы, бытующие в соответствующей профессиональной среде;

4) жаргонизмы, используемые профессиональными или социальными группами;

5) просторечные слова, употребляемые в городской среде лицами с низким образовательным цензом;

6) вульгаризмы, ограниченные культурными установками в обществе.

Лингва франка

Функциональный тип языка, функционирующий в устной форме, используемый в качестве средства общения между носителями разных языков в ограниченных сферах социальных контактов. Термин Л.ф. обозначал средневековый пиджин, использовавшийся народами средиземноморских стран.

Лингвема

Любой идиом, обслуживающий ту или иную социальную общность (род, племя, народность, нацию). Термин предложен В.К. Журавлевым (1982).

Лингвистика текста

Направление в языкознании, ориентированное на «выход за пределы предложения». Текст, который выводился за пределы лингвистического изучения, исследуется в текст-лингвистике «ван дейковского» образца. Именно этот вариант, разработанный голландским ученым, задает современный стандарт. Текст изучается путем сопоставления привычных для лингвиста объектов - компактных структур при явном тяготении к более формальным структурным закономерностям в противоположность содержательным. Разработка набора структур может рассматриваться как создание аналитического метода, связанного с анализом вполне традиционного для лингвистики продукта деятельности, а не как продвижение к анализу «энергейи».

Лингвистическая агрессия

См.: Языковая агрессия.

Лингвистическая антропология

См.: Антропологическая лингвистика.

Лингвистическая география

Лингвистическая география (Лингвогеография)

Раздел языкознания, изучающий территориальное распространение языковых явлений. Л.г. выделилась в конце XIX в. из диалектологии, тесно связна с ареальной лингвистикой. Объект изучения лингвогеографии - совокупность изоглосс на территории распространения того или иного языка, «языковой ландшафт».

Лингвистическая конфликтология

Раздел социолингвистики, изучающий типы языковых конфликтов, причины их возникновения, пути их предотвращения и нейтрализации.

Лингвистический билингвизм

Вид билингвизма, при котором языки-компоненты (или один из языков) не выполняют коммуникативной роли в данном языковом коллективе, поэтому Л.б. исследуется не как социальное явление, а с точки зрения процессов интерференции, психологических аспектов и т.п.

Лингвистический биологизм

Лингвистический биологизм (лингвистический натурализм)

учение, разработанное А. Шлейхером. Основано на применении естественно-научного метода в исследованиях языка. (См.: Шлейхер А.).

Лингвистический логизм

Лингвистический логизм - направление в языкознании, рассматривающее философию языка как проблему логическую. Языковая семантика отождествляется с логическими категориями и операциями, языковые формы - с логическими формами мышления. Слово семантически выступает как понятие, предложение - суждение (пропозиция), а сложное предложение и текст - умозаключение (или исчисление высказываний). Такое понимание связи языка и мышления приводит к отрицанию языкового мышления. На первый план выдвигается изучение универсальных свойств языка, описываемых при помощи дедуктивно-классификационной методики. Лингвистический логизм по-разному выражен в различных концепциях. У Аристотеля поставлена проблема соотношения предложения и частей речи. В грамматике Пор-Рояля подчеркнута универсальность логико-грамматических категорий. В ХХ в. основным в лингвистике считалось соотношение логики и грамматики: в предложении обнаруживаются логические категории, и грамматика способствует развитию логического мышления. Мышление понимается как статичные, постоянные и общие всем формы мышления. Основная единица предложения, основная категория - часть речи, грамматические формы - их знаки, вербальные (словесные, языковые) значения - это научные знания. Задача грамматики - обнаружить соответствие языковых форм логическим категориям, которые исчисляемы. По мнению Беккера, в логике - 12 элементов и 81 отношение. В конце XIX в. логическое направление развивается сначала как семантико-смысловой, а затем как структурно-семантический синтаксис. В становлении логико-семантических школ исключительную роль сыграли труды В.А. Богородицкого, А.А. Шахматова, И.И. Мещанинова, О. Есперсена, а также представителей семантического, коммуникативного и номинативного синтаксиса. В ХХ в. логическое направление изменилось под воздействием развития лексикологии, логико-математического языкознания. Под влиянием символической логики, математики активизируется интерес к проблемам семасиологии, смысли слов и конструкций, к научному языку, частично синтезируются логические и психологические концепции. Логическая статика переоформляется в статику речи, психологическая динамика - в логико-математическое моделирование языка. Математическое языкознание способствовало проникновению в языковедческие исследования неопозитивистских идей: феноменализма, операционализма, номинализма, атомизма.

Лингвистический натурализм

Лингвистический натурализм - то же, что и Лингвистический биологизм.

Лингвистический психологизм

Лингвистический психологизм - психологическое направление в языкознании, возникшее как реакция на учения представителей натуралистического и философского направлений. Оно восходит к концепции Гумбольдта, который подчеркнул активный и семантический характер речевой деятельности. Все школы лингвистического психологизма опираются на связь мыслительной деятельности с психологией речи. Более чем за 100-летний период возникли различные аспекты психологии речи и учения о речевой деятельности. Существует целый ряд школ лингвистического психологизма. Основатель психологического направления - Г. Штейнталь (1823-1899). Он развил учение о языке как деятельности индивида и отражении народной психологии. Языкознание должно опираться на психологию индивида, на психологию народов. В концепциях Потебни и Пауля психологические основы использовались для объяснения:

1) семантики предложения;

2) грамматической категории;

3) типов лексического значения;

4) связи языка с личностью и народностью;

5) языка как культурно-исторического явления. Социальный характер речевой деятельности отмечал Бодуэн де Куртенэ и де Соссюр.

Психологические школы конца XIX - первой трети ХХ в. разрабатывали проблемы:

1) языка и речи;

2) языковых функций;

3) структурности языка и речевой деятельности.

Функционально-структурный аспект лингвистического психологизма отразился в работах А. Марти, А. Гардинера, К. Бюлера. Психологические компоненты обнаруживаются в учениях разных школ структурализма. Обособление собственно психологического направления связано с возникновением психолингвистики. Американская психолингвистика опирается:

1) на дескриптивное и трансформационное описание текста;

2) на бихевиористскую психологию, в частности, на «трехуровневую модель поведения» Осгуда;

3) на теорию информации (математическую теорию связи).

Основными школами лингвистического психологизма являются:

1) этнолингвистика;

2) психологическая социология языка;

3) семантический психологизм;

4) психологический структурализм;

5) психология речи;

6) психолингвистика.

Лингвистический экстремизм

См.: Языковой экстремизм.

Лингвистическое обеспечение

См.: Языковое обеспечение

Лингвогеография

См.: Лингвистическая география

Лингвопрагматический языковой конфликт

Языковой конфликт, возникающий в результате целенаправленных действий политиков, представляющих интересы более многочисленной этнической группы, либо группы, относящейся к титульному этносу и занимающей главенствующее положение в сфере политики или экономии, находящейся в более благоприятных социальных и политических условиях. Подобная политика вызывает противодействие этносов, отринутых от материальных и иных благ в результате дискриминации по языковому признаку.

Лингвопроектирование

Деятельность по созданию новых языковых систем плановым путем. Первый проект был разработан греческим филологом Алексархом (IV - III вв. до н.э.), который он пытался использовать как средство общения в основанном им городе Уранополисе. Научное Л. заложено работами Р. Декарта (1629 г.), развито Г.В. Лейбницем.

Существует два направления Л.:

1) логическое, в рамках которого создавались искусственные языки (Дж. Дальгарно, Дж. Уилкинс, Ж. Делормель, Ж. Сюдр, в XIX в. Й.М. Шлейгер, Л.Л. Заменгоф и др.);

2) эмпирическое, ориентированное на упрощение естественного языка как коммуникативной системы без реформирования его как средства мышления (Ф. Лаббе, Ю. Крижанич, И. Шипфер и др.).

Лингвосоциология

Лингвосоциология (лингвистическая социология)

1. (широк.). По Л.Б. Николькому, Л. - специализированная область исследований, рассматривающая языковые процессы в качестве составной части социальных процессов, а язык - как фактор социального развития, наряду с экономическими, идеологическими и др. факторами. Л. включает три основных компонента:

1) специфический подход к языку общественных наук, использующих языковые данные (этнография, история, социология);

2) традиционно-семиотический подход, нацеленный на изучение проблем языковой эволюции и теории развития литературного языка;

3) социолингвистика.

2. (узк.). По Дж. Эллису, Л. ищет ответ на вопрос: «Какие люди (общности и индивиды) используют язык и в каких условиях?»

Лингвоэкология

1. Языковая политика, направленная на сохранение языкового идиома (этнического языка, диалекта и т.п.).

Л. включает:

1) юридическую защиту лингвистического разнообразия;

2) мероприятия по расширению общественных функций языковых образований;

3) поднятию их престижа среди носителей и в обществе в целом.

2. Составная часть экологического мировоззрения, получившего развитие во второй половине ХХ в., которое рассматривает сосуществование органических и неорганических сущностей в большей степени как взаимовыгодные отношения и в меньшей как борьбу за существование.

Применительно к лингвистике это означает:

1) изучение языков в контексте их функционирования;

2) исследование разнообразия лингвистических феноменов;

3) признание возможности сосуществования всех языков;

4) прикладной характер исследований, направленных на решение языковых конфликтов, повышение качества образования, поддержку и возрождение миноритарных языков;

5) исследование адаптивных стратегий языков и языковых экологических систем;

6) определение факторов, обеспечивающих высокую степень витальности языков.

Литературный диалект

Диалект, на котором существуют письменные тексты, относящиеся к официальным сферам общения, тексты художественной литературы. Например, два литературных диалекта в карельском языке.

Логико-грамматическая школа

Логико-грамматическая школа - то же, что и Лингвистический логизм.

Ломоносов, Михаил Васильевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница