Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика (Т.В. Жеребило)
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Равновесная языковая ситуация

Языковая ситуация, при которой языки-компоненты характеризуются одинаковой функциональной мощностью.

Равноправие языков

1. Законодательно закрепленный правовой статус языков в многоязычном сообществе, уравнивающий их использование в регламентируемых сферах общения.

2. Законодательно закрепленные языковые права граждан на использование и развитие их этнических языков, используемых в регламентируемых сферах общения при том, что функциональный статус этих языков ограничивает их использование.

3. Фактическое равенство языков, которые характеризуются одинаковым функциональным развитием, что в пределах одного и того же сообщества встречается редко.

Развернутый код

См.: Расширенный код

Развитие языка

1) Любые изменения, происходящие в языке (например, развитие суффикса из самостоятельного слова);

2) изменения, которые ведут к совершенствованию выразительных средств языка в целях приспособления языка к растущим потребностям общества.

Различают два типа изменений:

1) относительные (фонетические изменения, задача которых - ликвидация участков напряжения);

2) абсолютное развитие языка.

Развитие языка происходит одновременно по линии абсолютного и относительного прогресса.

Разговорный стиль

Разговорный стиль (разговорно-бытовой, разговорно-обиходный, стиль повседневного общения)

Один из функциональных стилей, используемый в неофициальной сфере общения; не требует для своего применения специального обучения. Р.с. овладевают с раннего детства. Ярче всего специфика Р.с. проявляется в непринужденном общении.

Р.с. используется:

1) в разговорной устной речи;

2) в ее стилизации в письменных художественных текстах;

3) в бытовых письмах;

4) в системе Интернет;

5) в дневниковых записях.

Е.А. Земская, Е.Н. Ширяев считают Р.с. особым языком, а не одним из функциональных стилей. Е.А. Лаптева отмечает черты разговорной речи в любой устной форме речи. Она противопоставляет устную и письменную разновидность литературного языка в целом.

Основные черты разговорного стиля, не вызывающие споров:

1) Р.с. усваивается с детства;

2) Р.с. используется в персонально адресованном общении, при стилизации общения в художественной литературе, в СМИ;

3) Р.с. выполняет прежде всего функцию общения, все остальные функции отходят на задний план;

4) Р.с. характеризуется наибольшей свободой в выражении мыслей и чувств;

5) нормы Р.с. носят узуальный характер;

6) в Р.с. велика доля окказиональной и персонально-личностной составляющей, наряду с широким использованием в Р.с. стереотипных оборотов. В Р.с. передаются не только мысли, но и чувства: в нем широко используется эмоциональная лексика, восклицательные предложения, в художественных текстах при стилизации Р.с. - сегментированные, парцеллированные конструкции, в пунктуации - тире, многоточие.

Релевантными для Р.с. являются:

1) отсутствие книжной лексики;

2) свобода выражения;

3) преобладание неосложненных предложений, простых предлогов и союзов, широкое использование местоимений и частиц.

Разделенные народы

Разделенные народы (транснациональные этнические группы)

Народы (этносы), территории расселения которых разделены государственными границами. Например, уйгуры проживают в КНР, на территории Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Туркмении.

Размывание норм языка

Процесс развития языковой вариативности, когда нормативный для того или иного идиома вариант начинает нерегулярно употребляться. Размывание норм языка возникает в результате значительных социальных изменений в обществе: демократизации, в том числе, и языковых средств, развития интеграционных процессов, межэтнических контактов, распространения новых коммуникационных технологий, формирования информационного общества.

Разновидности научной статьи как жанра

1) проблемно-постановочная статья;

2) статья - сообщение о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

3) собственно-научная или научно-техническая статья, в которой подробно излагаются основные результаты исследования;

4) историко-научная обзорная статья;

5) дискуссионная или полемическая статья;

6) научно-популярная статья;

7) рекламная статья.

Разновидности рецензии

Разновидности рецензии - как жанра научной литературы:

1) рецензия - научный отзыв;

2) рецензия - аннотация;

3) рецензия - рекомендация.

Разновидность языка

См.: Вариант языка

Разрушение языка

Исчезновение из реального употребления большого количества грамматических форм, что приводит к полной или частичной утрате возможностей языкового моделирования.

Разъединяющая функция языка

Одна из четырех основных этносоциальных функций, наряду с интегрирующей, консолидирующей и символической, выделенных Л.Б. Никольским, проявляющаяся в том, что язык выступает в роли одного из факторов центробежной тенденции в этническом развитии, в результате которой этнические общности, в свое время стихийно вовлекшиеся в состав более крупной этнической единицы, стремятся к определению, выдвигая требования создания административно-территориального образования, выдвигая требования официального признания их языка, который в данном случае используется как средство социальной и политической дезинтеграции общества, противопоставляется другим языкам как отличительный признак этнической или этнополитической общности.

Расширение функций языка

Расширение функций языка (функциональное развитие языка)

Использование языка в большем количестве сфер социальной жизни, чем на предшествующем этапе развития языка. Функциональное развитие языка стимулирует развитие его структуры, лексической и стилистической подсистем.

Расширенный код

Расширенный код (развернутый код)

Речевой код, характеризующийся меньшей степенью предсказуемости и сложными синтаксическими структурами, нежели ограниченный код, который лексически беднее и синтаксически проще. Английский социальный психолог Б. Бернстайн считает, что низшие слои общества пользуются ограниченным кодом, средний класс - расширенным кодом, даже если при этом они находятся на одинаковом интеллектуальном уровне.

Реальная социалема

Термин, предложенный В.К. Журавлевым, обозначающий общность людей, речевое взаимодействие которых осуществляется на одном и том же языке и не ограничивается ни социальными, ни географическими барьерами. Например, носители русского литературного языка, проживающие на территории РФ.

Ревитализация языка

См.: Обратный языковой сдвиг.

Региолект

Термин, предложенный А.С. Гердом, обозначающий речь жителей средних и малых городов, в которой ощущается влияние местных говоров и просторечия. От территориального диалекта региолект отличается тем, что распространен на более обширной территории - в группе некрупных городов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. От речи больших городов региолект отличается единообразием, так как его основные носители - местная городская интеллигенция, служащие административных учреждений.

Регионализм

1. Местное слово или выражение, бытующее на определенной территории, употребляемое носителями региолекта.

2. Лексическая единица, заимствованная из другого языка, но используемая только на определенной территории - в региолектах, бытующих в зоне контактирования языков.

Региональный билингвизм

Тип билингвизма, в основе которого лежит географический принцип, в соответствии с которым наблюдается сосуществование двух или нескольких языков на какой-либо территории, которая ограничена административно или территориально.

Региональный вариант языка

См.: Этнолект

Региональный язык

Языковое образование, не имеющее статуса общего языка в данном государстве.

В многонациональных государствах региональными языками являются:

1) языки наций и других крупных этнических образований, имеющие литературную форму;

2) бесписьменные языки крупных народностей, играющих центральную роль в этнической консолидации того или иного региона. В однонациональном государстве региональный язык может быть представлен наддиалектным койне.

2. Язык меньшинства. В соответствии с Европейской Хартией региональных, или миноритарных языков (1992г.) к ним относятся языки, традиционно используемые на территории государства гражданами, образующими группу, меньшую по количеству, нежели остальное население данного государства. Согласно Хартии, региональные языки отличаются от официальных языков того или иного государства. Наименование регионального языка не распространяется на диалекты основного языка и на язык мигрантов.

Регистр

1. То же, что языковая подсистема.

2. В английской лингвистике: языковая подсистема, детерминированная параметрами ситуации общения (типом ролевых отношений, видом коммуникативного акта, характером обстановки).

У Р. выделяются:

1) поле общения;

2) способ общения;

3) стиль общения.

Поле общения формируют определенные темы, которые реализуются в разных формах и жанрах:

1) устная и письменная формы;

2) жанры: беседа, статья, письмо, лекция.

Выделяются следующие стили общения:

1) вежливый;

2) фамильярный;

3) грубый.

Обычно выделяют три регистра:

1) официальный;

2) нейтральный;

3) неофициальный.

Р. Глазер выделяет пять регистров:

1) ледяной;

2) официальный;

3) доверительный;

4) непринужденный;

5) «интимный»/ фамильярный.

Регламентированные сферы общения

Регламентированные сферы общения (актуализируемые сферы общения, регулируемые сферы общения, сферы организованного общения)

Сферы общения, регулируемые административными и государственными органами, направляющими свою деятельность на упорядоченное использование языка; сферы официального общения, которые определяют социальный статус и функциональную мощность языка:

1) сфера государственного управления;

2) сфера законодательства;

3) сфера судопроизводства;

4) административной деятельности;

5) официального делопроизводства;

6) сфера образования;

7) массовой информации;

8) сфера науки и т.п.

Регулирование осуществляется путем языкового законодательства. Не подлежат регулированию сферы семейного общения и повседневного бытового общения.

Регрессивный билингвизм

Вид билингвизма, характерный для мигрантских групп и национальных меньшинств; вид социального билингвизма, при котором после этапа интегрального двуязычия новый язык, представленный обычно государственным языком страны проживания эмигрантов, начинает доминировать над этническим, порождая явления трансференции.

Регулируемые сферы общения

См.: Регламентированные сферы общения

Резервация

Худшая в природном отношении территория, выделяемая для насильственного поселения коренных жителей страны (индейцев США, африканцев в ЮАР, аборигенов в Австралии).

Резюме как жанр официально-делового стиля

Самохарактеристика, составляемая при приеме на работу. Документ информационного характера, в котором подчеркиваются все положительные стороны кандидата на вакантное место. Отрицательные стороны следует сделать незаметными. Сведения излагаются в обратном хронологическом порядке. Отмечается то, что характеризует автора как работника, но не относится к служебным обязанностям: наличие водительских прав, умение работать с компьютером, знание иностранных языков, наличие печатных трудов, профессиональных навыков по другой специальности.

Рейхлин, Иоганн

Рейхлин, Иоганн (1455-1522) - виднейший немецкий гуманист, живший в эпоху Возрождения классической и восточной филологии. Первым в Германии осуществил систематическое преподавание латинского, греческого и древне-еврейского языков. С 1519 он профессор в Ингольштадте, затем - в Тюбингене. Ок. 1478 он написал греческую грамматику, издает для школы греческих авторов с латинским переводом. Р. создал известный словарь латинского языка, охватывающий словарный запас классических авторов («Vocabularius breviloquus», 1475), а также учебники древне-еврейского языка. Он ввел произношение древне-греческих слов по образцу новогреческого языка (т.н. итацизм).

Репортаж

Репортаж (фр. reportage < англ. report сообщать)

Жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событиях ведется одновременно с развертыванием действия, независимо от того, электронные это СМИ или пресса. Композиция Р. предусматривает фиксацию естественного хода событий. В режиме реального времени обычно передаются футбольные матчи, военные парады, инаугурация Президента. В большинстве случаев производится монтаж эпизодов, поэтому сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий, передается как последовательность смонтированных эпизодов. В письменных текстах также передаются не все эпизоды, а только самые яркие из них, что позволяет широко включать авторские комментарии, в связи с чем может появиться такая разновидность репортажа, как аналитический репортаж. Р. предполагает активные действия автора: интервью с героями, очевидцами, специалистами, поездку на место события.

Репрезентативность выборки

Параметр, характеризующий выборочную совокупность говорящих, состоящий в том, что выборочная совокупность должна достоверно и полно отражать признаки генеральной совокупности, частью которой она является.

Ретроспективная социолингвистика

См.: Диахроническая социолингвистика.

Референтная группа

Реальная или воображаемая совокупность людей, на нормы и ценности которой ориентируется субъект, стремясь стать членом данной группы.

Референтная личность

Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец.

Референтность

Оценка субъектом поведенческих норм другой личности или социальной группы, основанная на собственном восприятии и понимании указанных норм данным индивидом.

Рецензия научная

Жанр научной литературы, выполняющий функции репрезентации научного произведения, его оценки и осмысления в общем пространстве научного знания. Рецензия отличается высокой степенью стандартизации. Она отражает состояние науки в определенный период ее развития, формулирует критерии оценки научного труда и систему требований к научному произведению. Рецензия может иметь рекламный характер. Основные функции научной рецензии - информирующая и оценочная:

1) информирующая нацелена на информирование читателя о содержании новой научной публикации;

2) оценочная нацелена на оценку работы в целом.

Личностное начало проявляется в том, что автор как индивидуальная языковая личность обнаруживает себя:

1) как субъект речи;

2) субъект сознания;

3) субъект эмоций.

Текст рецензии находится с основным текстом в интертекстуальной связи.

Объектами оценки являются:

1) жанр работы (словарь, справочник, пособие, монография, издание, раздел и др.);

2) аспекты исследовательской деятельности ученого;

3) разработанные им методы;

4) научные задачи;

5) материал исследования;

6) идиостиль автора, метаязык научного произведения и др.

Л.В. Красильникова выделяет следующие типы оценки научного произведения:

1) общую аксиологическую оценку (высокий уровень, хороший образец, блестящая идея);

2) ментальную оценку:

а) психолого-интеллектуальную (важный вклад, основополагающий метод);

б) эмоционально-интеллектуальную (рациональный подход, тонкий анализ) оценку;

3) практическую оценку, ориентированную на норму, стандарт, традиции, актуальность, эффективность (академический труд, своевременная постановка проблемы);

4) эмоциональную оценку (сильное впечатление, поразительные результаты);

5) оценку лица:

а) общую оценку его мастерства (большой ученый);

б) профессиональную оценку (высококвалифицированный специалист);

в) этико-психологическую оценку (смелое решение).

Рецептивный билингвизм

См.: Пассивный билингвизм

Речевая общность

1. Группа индивидов, сформировавшаяся на общности какого-либо социального или социально-демографического признака, обнаруживающая единый комплекс речевых закономерностей, использующая;

1) разговорную и письменную формы литературного языка;

2) стили литературных языков;

3) профессиональные языки;

4) корпоративные жаргоны;

5) диалекты.

Один и тот же человек может входить в разные речевые общности, если он использует все формы, стили, диалекты языка и речи.

2. Группа людей, объединяющаяся временно на основе использования одной из форм речи для общения в зависимости от ситуации.

Речевая стратегия

См.: Речевое поведение.

Речевое поведение

Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или языкового варианта для построения социально корректного высказывания. Оно реализуется в конкретных видах или стратегиях, в зависимости от темы, обстановки, цели общения, ролевых отношений коммуникантов, их социального статуса и установки.

Речевой акт (в социолингвистике)

Одно из проявлений речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в той или иной коммуникативной системе; двусторонний процесс, каждый из участников которого выступает в той или иной социальной роли: речевой акт охватывает говорение, восприятие, понимание услышанного, при письменном общении - писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного) при условии, что участники речевого акта могут быть отделены друг от друга в пространстве и времени.

Характер речевого акта зависит от:

1) личности отправителя сообщения;

2) личности адресата;

3) наличия или отсутствия третьих лиц;

4) языкового кода, используемого собеседниками;

5) темы и специфического содержания сообщения;

6) его формы;

7) свойства канала;

8) конкретной ситуации или социальной ситуации;

9) цели сообщения.

Выделяются прямые и косвенные речевые акты. Последовательность речевого акта создает дискурс.

Речевой жанр (в социолингвистике)

Разновидность функционального стиля, используемого в соответствующей сфере и ситуации общения. Признаки речевого жанра - вариативные стилистические средства языка, отбираемые в соответствии с коммуникативными задачами устного или письменного общения в рамках того или иного функционального стиля.

Речевой коллектив

Коллектив, отличающийся от других употреблением языковых единиц в речи.

Речевой этикет

Система устойчивых формул общения, выработанных обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке.

Речевой/ языковой репертуар

Совокупность речевых форм, употребляемых индивидом или группой в социально значимом языковом взаимодействии; набор лексических, фонематических и грамматических «наслаивающихся» вариантов, из которого говорящими производится выбор в соответствии с правилами речевого этикета. Например, жители Воронежской области в сфере образования используют русский литературный язык, в семейной и бытовой сферах - русские и украинские диалекты, бытующие в названной области.

Риторика в истории науки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ритуальный язык

См.: Конфессиональный язык

Родной язык

1. То же, что материнский язык; первый язык, усвоенный человеком с детства (язык колыбели), совпадающий с языком родителей или одного из них.

2. То же, что этнический язык.

3. То же, что функционально первый язык.

4. То же, что национальный язык (2); язык любого народа, населяющего РФ, кроме русского.

Родолект

Совокупность черт, характеризующих «мужскую» и «женскую» речь.

Ролевое ожидание

Ролевое ожидание (ролевое предписание)

Ожидаемое для той или иной социальной роли поведение, сформировавшееся в соответствии со стереотипным поведением, выработанным в рамках той или иной системы, не зависящее от конкретного человека.

Ролевое поведение

Поведение человека, занимающего определенную социальную позицию в соответствии с ожиданиями людей.

Ролевое предписание

См.: Ролевое ожидание

Ролевой конфликт

Конфликт между социальными ролями, выполняемыми говорящими в процессе общения, возникающий в следующих случаях:

1) неправильное понимание роли индивидом или тем, кто связан с ними по роли;

2) носители ролей имеют разные ожидания относительно роли одного из них;

3) в конфликт вступают две плохо совместимые роли одного и того же индивида.

Ролевой набор

Совокупность социальных ролей, присущих говорящему с определенным социальным статусом. Каждая из ролей реализуется в зависимости от изменяющейся ситуации общения.

Ролевые отношения

Взаимоотношения между участниками коммуникативного акта, определяемые социальной ситуацией и меняющиеся при изменении ситуации общения. Говорящие выбирают из репертуара ролей соответствующие той или иной ситуации роли: ученик - учитель, милиционер - нарушитель.

Русификация

1. Политика царской и советской России, направленная на языковую ассимиляцию иноязычного населения.

2. Изменения, происходящие в речи или в грамматической системе того или иного языка под воздействием русского:

а) использование билингвами слов русского языка в речи, лексические заимствования;

б) появление контаминированных (смешанных) грамматических форм;

в) развитие аналитических способов синтаксической связи;

г) изменения фонетики и интонационного рисунка языка, находящегося в контексте с русским языком.

3. Адаптация иноязычных слов в структуре русского языка, затрагивающая:

а) произношение безударного [о] в позиции перед ударением: поэт, боа, бокал, вокзал и т.п.;

б) замена твердого согласного перед [э] на мягкий: академия, ректор, секретарь, но фонема, детерминизм и т.п.;

в) в области грамматики прослеживается распределение заимствованной лексики по родам: манго, пальто и др.

Русско-национальный билингвизм

Вид билингвизма, при котором первым компонентом двуязычия на территории РФ является русский язык. Как правило, русско-национальный билингвизм присущ лицам, которые признают русский язык родным, а свой этнический язык рассматривают в роли второго компонента двуязычия.

Русскоязычное население

Наименование лиц, для которых русский язык является родным или функционально первым языком (например, для этнических русских или лиц других национальностей). Термин применяется по отношению:

1) к смешанному в этническом отношении населению регионов России;

2) к соответствующей части населения бывших автономных республик;

3) к определенной части населения бывших союзных республик.

Предыдущая страница Следующая страница