Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика (Т.В. Жеребило)
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

Вандриес, Жозеф

Вандриес, Жозеф (13.01.1875 - 30.01.1960)

французский языковед. Специалист по общему и индоевропейскому языкознанию. Професор Сорбонны (1907). Член Академии надписей и литературы (в Париже) и зарубежных академий. Сторонник социологической школы, с позиций которой написана его книга «Язык. Лингвистическое введение в историю» (1921, рус. пер. 1937). Занимался латинским, греческим и кельтским языками.

Вариант языка

Вариант языка (разновидность языка)

Одна из форм существования языка, представляющая собой модификацию инварианта, в качестве которого могут выступать:

1) система и структура языка;

2) норма языка. В.я. появляются в результате дифференциации языка под воздействием экстралингвистических факторов. В.я. отличаются от речевых разновидностей: индивидуальных и литературных стилей.

Выделяются следующие типы вариантов языка:

1) национальные, появившиеся в результате территориального обособления носителей языка;

2) этнические (этнолекты), возникшие в зонах контактирования данного языка с другими языками в результате появления различий под воздействием интерференции;

3) территориальные В.я. (территориальные диалекты), появившиеся в связи с территориальным обособлением части его носителей;

4) социальные (социальные диалекты, социолекты), возникшие в связи с функционированием языка в разных социальных слоях (профессиональные жаргоны, корпоративные жаргоны, просторечие и т.п.).

Вариативность языка / речи

Способность языка в процессе эволюции создавать конкурирующие средства выражения на всех уровнях его структуры:

1) фонетическом;

2) морфемном;

3) лексическом;

4) синтаксическом;

5) стилистическом - под воздействием внутренних и внешних законов развития языка.

В социолингвистике изучаются внешние причины, экстралингвистические факторы:

1) территориальная обособленность;

2) социальная стратификация носителей языка;

3) различие сфер человеческой деятельности и ситуаций.

Варрон, Марк Терренций

Варрон, Марк Терренций (116 - 27 гг до н.э.)

Известен в истории языкознания как крупнейший римский грамматист, написавший исследование «О латинском языке». Однако это крупнейший и наиболее плодовитый ученый-энциклопедист, создавший свыше 600 сочинений. Он происходил из сословия всадников. Занимал различные политические и военных должности. В гражданской войне 49 г. выступал против Цезаря. Однако в 47 г. Цезарь, принимая во внимание исключительные знания В., поручил ему руководство библиотекой в Риме. И это не случайно: вклад В. в науку настолько велик, что наука античности крайне редко выходила за пределы достигнутых В. результатов. Всю свою жизнь В. посвятил науке как филолог, антиквар и историограф. Уже при жизни его научный авторитет был неоспорим. Основное произведение - «человеческие и божественные древности» в 41 тт. (ныне утеряны), посвященное истории римского народа, его культуры, религии и обрядам. Его перу принадлежали труды по юриспруденции, искусству, грамматике, истории литературы, трактат «О сельском хозяйстве». В сочинении «Образы» дано 700 литературных портретов греков и римлян. В «Менипповых сатирах» он активно защищает староримские нравы против чужеземных влияний.

Взаимообогащение языков

Разновидность взаимодействия языков, в процессе которого в контактирующих языках появляются новые языковые элементы, оцениваемые как положительные. Термин использовался в советской социолингвистике во второй половине ХХ в. для характеристики процессов взаимодействия носителей языков в экономической, политической, культурной жизни, в быту в процессе исторического развития общества. В.я. рассматривалось как двусторонний процесс, однако особая роль отводилась русскому языку, на котором в СССР общалось большинство населения.

Виды билингвизма

1) координативный, субординативный, смешанный, в зависимости от взаимодействия двух языковых систем в сознании и языковой компетенции билингва;

2) групповой и индивидуальный, в зависимости от количества билингвов;

3) массовый (по числу билингвов и значимости в социуме);

4) ранний, подростковый, юношеский (по признаку возраста, в котором был усвоен второй язык);

5) сбалансированный и несбалансированный (по уровню языковой компетенции билингва);

6) индивидуальный и массовый, симметричный и ассиметричный (по наличию социально-ролевого и функционального равноправия двух языков);

7) пассивный и активный (по речевым навыкам и видам речевой деятельности билингва);

8) естественный и искусственный (по способу освоения второго языка);

9) односторонний и двусторонний (по признаку владения двумя языками или одним из них контактирующими коллективами);

10) внутригрупповой и межгрупповой (по характеру внешних и внутренних связей социальной группы);

11) контактный и неконтактный; культурный (по ситуациям общения);

12) национальный (по этноязыковому признаку билингвов);

13) функциональный (по сфере употребления);

14) начальный - остаточный, прогрессивный - регрессивный (как характеристика этапов смены языка).

Виды диалектизмов

1) фонетические (аржаной вм.: ржаной);

2) грамматические (золотая семечка вм.: семечко);

3) словообразовательные (морква вм.: морковь);

4) собственно лексические (чабак вм.: лещ);

5) семантические (чашка вм.: миска);

6) этнографические (этнографизмы), не имеющие синонимов в литературном языке (понёва - вид юбки).

Виды паралингвистических средств

1) фонационные (тембр речи, ее темп, громкость, особенности произнесения звуков речи - диалектные, социальные, идиолектные);

2) кинетические (жесты, тип выбираемой позы, мимика);

3) графические (тип написания букв - почерк, способы графических дополнений к буквам, их заменители - символы).

Вико, Джамбаттиста

Вико, Джамбаттиста (23.06.1668 - 21.11.1744), итальянский философ. С 1698 профессор риторики в университете в Неаполе, с 1734 придворный историограф. Выдвинул идею объективного характера исторического процесса. Считал историческую науку сознанием человечества о собственных деяниях. Выдвинул идею круговорота - развития всех наций по циклам, состоящим из трех эпох:

1) божественной (безгосударственность, подчинение жрецам);

2) героической (аристократическое государство);

3) человеческой (демократическая республика или представительная монархия). («Основания новой науки об общей природе наций» (1725).

В связи с подобной периодизацией он устанавливает три основных этапа в развитии языков:

1) язык богов;

2) язык героев;

3) язык людей.

История языков следует за историей человечества. Таким образом, историзм пронизывает не только проблему происхождения языка, но и проблемы дальнейшего развития языков.

Вингенштейн, Людвиг

Вингенштейн, Людвиг (26.04.1889 (Вена) - 29.04.1951 (Вена, Кембридж))

австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. В «Логико-философском трактате» (1921) выдвинул программу построения искусственного «логически совершенного», «идеального» языка, имеющего в качестве прообраза язык классической математической логики. «Идеальный язык», по В., поможет освободить философию от ее традиционной проблематики, лишенной научно-познавательного смысла. Философия имеет смысл лишь в качестве «критики языка». Под влиянием Рассела разработал доктрину логического автоматизма, согласно которой структура языка является образом структуры мира. Логические идеи В. (учение о тавтологиях и противоречиях, табличный метод определения истинностных значений высказываний, вероятности и др.) оказали влияние на развитие современной логики. В «Философских исследованиях» (1953) и «Замечаниях по основаниям математики» (1956) отказался от абсолютизации формально-логического подхода к языку: язык служит не только целям описания мира, но и различным человеческим коммуникациям. Объект философского исследования - естественный («обыденный») язык - совокупность «языковых игр», ведущихся по правилам, избранным «играющими». Значение придается эмпирически - ролью в контексте «языковой игры». Так В. переходит с позиций логического атомизма к точке зрения логического эмпиризма. Позиция конвенционализма лишает «идеальный» язык его первоначального исключительного положения. Задача философии сводится к определению и устранению ошибок в употреблении языка. Эти взгляды В. повлияли на развитие лингвистической философии. В «Философских исследованиях» (1953) с логико-философской стороны описана на примере употребления слова «игра» семантическая ситуация под названием ситуации «семейных сходств». Он пишет: «Рассмотрим, например, процессы, которые мы называем «играми». Я имею в виду игры на доске, игры в картах, с мячом, борьбу и т.д. Что общего у них всех? ... Присмотритесь, например, к играм на доске с многообразным их родством. Затем перейди к играм в карты: ты находишь здесь много соответствий с первой группой игр. Но многие общие черты исчезают, а другие появляются. Если теперь мы перейдем к играм в мяч, то много общего сохранится, но многое и исчезнет. - Все они «развлекательны»? Сравни шахматы с игрой в крестики и нолики. Во всех ли играх есть выигрыш, всегда ли присутствует элемент соревновательности между игроками? Подумай о пасьянсах. В играх с мячом есть победа и поражение. Но в игре ребенка, бросающего мяч в стену и ловящего его, этот признак отсутствует...» и т.д. И так, мы могли бы перебрать многие, многие виды игр, наблюдая, как появляется и исчезает сходство между ними. А результат этого рассмотрения таков: мы видим сложную сеть подобий, накладывающихся друг на друга и переплетающихся друг с другом, сходств в большом и малом. Я не могу охарактеризовать эти подобия лучше, чем назвав их «семейными сходствами», ибо так же накладываются и переплетаются сходства, существующие у членов одной семьи: рост, черты лица, цвет глаз, походка, темперамент и т.д. и т.п. И я скажу, что «игры» образуют семью» (Витгенштейн Л., Философские работы. - Ч. I. - М., 1994. - С. 110-111). Что лежит в основе процедуры Витгенштейна, посредством которой он приходит к своему выводу? Специфическим основанием является то, что «значение слова есть совокупность его употреблений», а также «совокупность правил, управляющих операциями употребления слова».

Виноградов, Виктор Владимирович

Виноградов, Виктор Владимирович (31.12.1894 (12.01.1895) - 4.10.1969)

языковед, литературовед, академик АН СССР (1946). Закончил в Петрограде в 1917 г. Историко-филологический институт и Археологический институт. Профессор Ленинградского, затем Московского университетов. Заведовал кафедрой русского языка при МГУ. Директор института языкознания АН (1950-54), Института русского языка АН (1958-1968). Академик-секретарь отделения литературы и языка АН (1950-63). Редактор журнала «Вопросы языкознания» (с 1952). Зав. сектором исторической поэтики и стилистики русской классической литературы в Институте русской литературы АН (Пушкинском доме) (с 1968). Член Главной редакции 2-го изд. БСЭ. Автор исследований по русской грамматике: «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947; Гос. пр. СССР, 1951), истории русского языка. Создал монографические работы о языке и стиле русских писателей 19-20 вв., о «натуральной школе». Написал теоретические работы по стилистике и поэтике. Занимался лексикографией. В языкознании он ученик Шахматова и Щербы. Лингвистические взгляды его, сложившиеся еще в 30-е годы, характеризуются синтетизмом. На базе отечественного языкознания, французских и чешских лингвистических традиций он создает универсальную лингвистическую концепцию, центральными понятиями которой были слово и стиль языка в их системной, социальной и исторической обусловленности. Слово многоаспектно.

Он выделяет четыре структурно-семантических типа слов:

1) слова-названия (части речи);

2) служебные слова (частицы речи);

3) модальные слова;

4) частицы, междометия.

Структурно-семантический тип слов характеризуется пятью признаками: семантическим, морфологическим, словообразовательным, синтаксическим, фонетическим. Анализ содержательной и функциональной сторон слова, единства в нем лексического и грамматического привел его к разработке словообразовательных и лексико-фразеологических характеристик слова. Он показал взаимосвязь словообразования, грамматики, лексикологии, выделив при этом словообразование как особую лингвистическую дисциплину. Лексико-фразеологические значения рассматривались как сложная структура. В. развил учение о разных типах лексического значения слова: номинативное - прямое (основное); производно-номинативное, экспрессивно-синонимическое. Он выделил разные типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические словосочетания. Он первый выделил фразеологию как науку. Благодаря его этюдам по истории отдельных слов и выражений возникла как особая отрасль знаний историческая лексикология. Синтаксическая теория В. включает учение о словосочетании и его типах, учение о предложении и его типах, учение о сложных синтаксических единицах и синтагмах. Словосочетание - номинативная единица. Оно противостоит предложению - коммуникативной единице. Основные признаки предложения и центральные категории синтаксиса - предикативность и модальность. Стиль языка - компонент его функционально-стилистической системы. Общественные функции языка сводятся к функциям общения (обиходно-бытовой стиль), сообщения (обиходно-деловой, официально-документальный и научный стили, воздействия (публицистический и художественный стили). Стилистика языка изучает стили языка, их синонимические связи, стилистика речи - коммуникацию, социальные стили речи, культуру речи, кодификацию языковой нормы. Особо выделяется стилистика художественной литературы, находящаяся на стыке стилистики, теории поэтической речи и поэтики. Виноградов - создатель истории литературного языка. Его «Очерки по истории русской литературного языка XVII-XIX вв.» - первый в славистике систематический курс истории литературного языка, отличающегося от исторической грамматики.

Винокур, Григорий Осипович

Винокур, Григорий Осипович (5(10).11.1896 - 17.05.1947)

языковед, литературовед. Профессор МГУ (1942-47) и других вузов, член Пушкинской комиссии АН СССР (с 1933). Член Московского лингвистического кружка и Московской диалектологической комиссии. Занимался вопросами культуры речи, историей русского литературного языка, проблемами текстологии. Исследовал язык и творчество А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, В.В. Маяковского. Один из составителей «Толкового словаря русского языка» (т. 1.-4, 1935-40, под ред. Д.Н. Ушакова), один из редакторов академического собрания сочинений Пушкина. В 1938-1947 организатор работы по составлению «Словаря языка Пушкина». В современном словообразовании при трактовке значений производных слов применяется критерий Г.О. Винокура, т.е. производное толкуется через непроизводное: волчонок - детеныш волка; подосиновик - гриб, который часто растет под осиной.

Витальность языка

Витальность языка (Жизнеспособность языка)

Способность языка к дальнейшему развитию, изменению или сохранению структурных и функциональных качеств языка. Его витальность связана:

1) с удельным весом употребления данного языка в регионе или сфере общения;

2) степенью литературной обработанности языка.

На уровень В.я. влияют следующие экстралингвистические факторы:

1) демолингвистические данные: количество говорящих на данном языке (родном или втором), использование языка младшим поколением;

2) уровень функциональной развитости языка;

3) наличие письменной традиции;

4) наличие стандартного варианта языка;

5) внешние социальные факторы: наличие государственных программ поддержки языка, статус языка.

Включенное наблюдение

Один из методов сбора социолингвистических данных, при котором наблюдатель выступает в качестве одного из непосредственных участников коммуникативного акта.

Вкрапление

Использование языковой единицы с сохранением признаков фонетических, грамматических, указывающих на ее иносистемный характер:

1) вкрапление иностранного слова: madam;

2) включение диалектного или просторечного слова: кочет.

Владение языком

Способность человека понимать и синтезировать высказывания, что связано со следующими умениями:

1) отличать правильные высказывания от неправильных;

2) дифференцировать сходные по форме, но различные по смыслу высказывания;

3) способностью к перефразированию - умением выбирать из конкурирующих средств выражения наиболее адекватные данной коммуникативной ситуации. В.я. предполагает не только пассивное восприятие, но и активное использование языка. Н. Хомский и Ю.Д. Апресян приравнивают В.я. языковой компетенции. Д. Хаймс, наряду с языковой компетенцией, в понятие В.я. включает также коммуникативную компетенцию.

Внутренние факторы развития языка

Один из объектов изучения «внутренней лингвистики», внутренние причины, прогнозирующие и обеспечивающие эволюцию системы языка; «давление системы» самого языка, воздействие присущих ему внутриструктурных закономерностей.

Внутригрупповой билингвизм

Разновидность билингвизма, обслуживающая внутренние связи социальной группы.

Внутриэтнический языковой конфликт

Языковой конфликт, возникающий между группами людей, принадлежащих к одному этносу, зачастую в период становления литературного языка, когда идут споры:

1) о выборе опорного диалекта;

2) о выборе графической основы. Действующие силы В.я.к. - как правило, узкий круг интеллигенции.

Возрастная дифференциация говорящих

Распределение носителей языка по возрастным группам; один из демографических показателей, при котором владение детьми и подростками своим этническим языком является показателем высокой витальности языка.

Возрастное градуирование речи

Особенности речи, коррелирующие с возрастом говорящих:

1) молодое поколение стремится овладеть престижными формами языка;

2) люди среднего и пожилого возраста используют менее престижные варианты языка.

Востоков (псевд.; наст. фам. Остенек), Александр Христофорович

Востоков (псевд.; наст. фам. Остенек), Александр Христофорович (16(27).03.1781 - 8(20).02.1864)

русский филолог-славист, поэт Академии Петербургской АН (1841). Учился в Петербурге в кадетском корпусе, затем в АХ. В 1805-1806 опубликовал «Опыты лирические и другие мелкие сочинения в стихах» в 2-ч чч.; в 1812 - «Опыт о русском стихосложении» - одно из первых научных исследований системы русского тонического стихосложения. В 1815 поступил на службу в Петербургскую публичную библиотеку, где занялся изучением памятников древнеславянской письменности, грамматики славянских языков. Автор множества работ: «Рассуждения о славянском языке» (1820), «Русская грамматика - пространная и краткая» (1831), «Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музея» (1842), «Грамматика церковно-славянского языка» (1863). Он издал «Остромирово евангелие». Редактировал и участвовал в составлении «Словаря церковнославянского и русского языка» (тт. 1-4, 1847), составил «Словарь церковно-славянского языка» (2 тт., 1858, 1861). Работы В. способствовали утверждению сравнительно-исторического метода, основанного на том, что в славянских языках сохранились слова, окончания и звуки общего их прародителя - древнего славянского языка. Сравнив данные русского, польского и старославянского языков, он выделил три группы славянских языков (западная, южная, восточнославянская) и установил три периода в их истории: древний (IX - XIV вв.), средний (XV - XVI вв.) и новый. Используя сравнительно-исторический метод, он открыл в древнем языке:

1) носовые гласные, обозначавшиеся юсами;

2) определил произношение букв ъ и ь;

3) несочетаемость в древнем языке заднеязычных согласных с гласными переднего ряда;

4) несочетаемость шипящих и аффрикат с гласными заднего ряда;

5) именные (краткие) прилагательные и более позднее возникновение полных (местоименных), прилагательных и деепричастий.

Востоковедение

Востоковедение (ориенталистика)

европейская наука, комплексно изучающая историю, экономику, языки, литературу и т.п. Востока, т.е. стран Азии и частично Африки (преимущественно северной). Истоки востоковедных знаний в Европе восходят к древности и ср. векам. Первые сведения встречаются у древнегреческих авторов. Много сведений о Востоке в средневековой литературе - сирийской, византийской, древнеармянской, древнегрузинской. В эпоху Ренессанса В. возникает как особая отрасль знаний. В Европе и на территории бывшего СССР В. в 17-20 вв. проходит три этапа в своем развитии:

1) создание предпосылок для развития В. (17 - 1-я пол. 18 вв.);

2) закладываются научные основы В. (2-я пол. 18 в. - 1-я пол. 19 в.);

3) расширение объекта исследований, издание каталогов, словарей, многообразной литературы (2-я пол. 19 в. - 20 в.). На данном этапе восточные языки изучаются не только в Европе, но и в Америке, в самой Азии. Однако, этапы истории ориенталистики, кратко обозначенные здесь, имеют смысл для европейского языкознания. Что же касается Китая, Индии, Ирана, на территории этих стран существовали древние цивилизации, и у древних народов были свои языки - и соответственно существовали науки о языках. В частности, в Индии были созданы древние словари и грамматики, по своему содержанию и интеллектуальному значению не ниже современных востоковедных книг. У каждого народа - своя история, и у всех народов - тоже история, может, даже общая - недаром ее называют всемирной, поэтому периоды в развитии науки, на наш взгляд, носят не только объективный, но в то же время весьма субъективный характер.

Временной континуум

В социолингвистике: Совокупность вариантов идиома, представленных во времени, характеризующихся постепенным переходом из одного состояния в другое.

Всеобщий язык

Один из наиболее старых интерлингвистических терминов, обозначающих универсальный искусственный язык, нацеленный на использование людьми разных национальностей во взаимном общении.

Вспомогательный язык

Язык, выполняющий «вспомогательные» функции; средство общения внутри определенного этнического сообщества.

В.я. делятся на три класса:

1) естественные языки, используемые в межнациональном общении;

2) искусственные аналоги естественных языков, предназначенные для этнического общения;

3) специализированные искусственные языки, не выводимые из лексики и грамматики естественных языков, применяемые в информатике, математике, при передаче, приеме и обработке информации.

Вторичная социальная группа

Группа, в которой отсутствуют устойчивые неформальные межличностные отношения.

Второй язык

Язык, которым человек овладел после родного языка; впоследствии может остаться функционально вторым или стать функционально первым.

Вульгарный социологизм в СССР

Одно из направлений социологии в языкознании, зародившееся в 20-е годы и просуществовавшее до начала 50-х годов ХХ в. Характеризуется упрощенной трактовкой языковых процессов. В 30-е годы ХХ в. направление было представлено «новым учением» Н.Я. Марра, согласно которому язык является надстройкой общества, в связи с чем:

1) язык имеет классовый характер;

2) язык в своем развитии проходит несколько стадий, которые являются результатом смены общественно-экономических формаций;

3) все языки проходят единый путь развития.

Вунд, Вильгельм

Вунд, Вильгельм (16.08.1832 - 31.08.1920)

немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Главная заслуга его - внедрение в психологию экспериментального метода, благодаря чему психология стала самостоятельной наукой. В 1879 г. создает первую в мире психологическую лабораторию, преобразованную позже в институт и ставшую международным центром по формированию целого поколения психологов-эксперименталистов. Основные лингвистические категории В. определяет с индивидуально-психологической точки зрения, хотя и признает примат социального начала в языке над индивидуальным. Язык - проявление «коллективной воли» или «народного духа». А значит главный объект языковедения - языковая деятельность, а не языковая система. Такой подход сближает его с Х. Штейнталем и его школой, но его концепция расходится с теорией младограмматиков.

Выборка вероятностная

Выборка, противостоящая целевой выборке в социолингвистических исследованиях.

Выборка квотная пропорциональная

Выборка, при которой соблюдаются характерные для генеральной совокупности соотношения лиц с определенными наборами социальных параметров, которые признаны значимыми для исследования.

Выборка кластерная

Выборка, при которой генеральную совокупность разбивают на территориальные кластеры с последующей выборкой индивидов в пределах кластеров.

Выборка многоступенчатая

Вид выборки, при которой совмещаются различные типы выборок, создающие представительную выборку.

Выборка случайная

Наиболее точная, но и в то же время трудоемкая выборка, нацеленная на выбор необходимого числа элементов при помощи таблиц случайных чисел.

Выборка стратификационная

Разновидность случайной выборки, при которой генеральная совокупность подразделяется на определенные страты.

Выборка целевая

Выборка, при которой исследователь привлекает ограниченное число информантов, прибегая иногда к контрольным проверкам языковых фактов у других носителей языка.

Выделительная функция языка

Использование стандартного (литературного) языка как средства выделения своего этноса среди других этносов, противопоставления своих чужим; элемент национальной идентификации.

Выученный язык

Язык, изученный индивидом специально в школе, вузе или самостоятельно.

Предыдущая страница Следующая страница