Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ф"
Фактический статус языка (действительный статус языка, функциональный статус языка) Реально сложившееся, но законодательно не закрепленное положение языка в конкретном обществе. |
Фельетон (фр. feuilleton < feuille листок) Художественно-публицистический жанр, описывающий событие или проблему в сатирическом, иногда юмористическом освещении. Фельетоны бывают: 1) адресными, высмеивающими конкретных людей и конкретные факты; 2) безадресными, обличающими негативное социальное явление. В тексте Ф. рассматриваются одно или несколько событий, демонстрирующих типичность анализируемого явления. Существуют следующие жанровые разновидности Ф.: 1) событийный Ф., представляющий собой насыщенный комическими подробностями рассказ о происшествии; 2) Ф., основанный на рассуждении, событийные элементы вводятся как аргументы к суждениям автора. Изображаемые в Ф. события могут быть реальными и воображаемыми. |
Филология (греч.), научная дисциплина, изучающая преимущественно литературные источники определенной культуры. Развивалась в Древней Греции в тесной связи с философией. Наиболее ранняя ее форма - классическая филология, методы которой вплоть до новейшего времени служили образцом и примером для других филологий. С возникновением современных филологий и превращением их в университетские дисциплины с периода романтизма наблюдается и обратное их воздействие на классическую филологию. |
Обоюдное знание участниками коммуникативного акта реалий материальной жизни, ситуативных и коннотативных реалий, обозначаемых языковыми знаками, необходимое для интерпретации высказываний. Фоновые значения являются основой национально-культурного владения языком. Особую роль они играют в межкультурной коммуникации. |
Обобщенные типы самостоятельных языковых образований, объединяющихся в группы различной иерархии по признакам общности исходного языкового материала. Терминолексема форм существования языка имеет три основных значения: 1) территориальный диалект, литературный язык и просторечие; 2) идиолекты, говоры, диалекты, литературный язык; 3) все идиомы, образующие языковое состояние. |
Аннотация, предисловие, заключение, библиографический список, оглавление и др., несмотря на информативную избыточность, являются необходимыми компонентами политекстуальной структуры монографии: 1) они представляют важнейшие аспекты полученного знания; 2) программируют тематическое развертывание основного текста; 3) удовлетворяют информационным потребностям адресата. Функции периферийных текстов разнообразны: 1) аннотация и предисловие сообщают о содержании основной части; 2) заключение и резюме акцентируют внимание на наиболее значимых результатах проведенного исследования, сообщают о возможностях его практического использования, внедрения; 3) оглавление ориентирует читателя в расположении научной информации в текстовом пространстве; 4) библиографический список выполняет справочно-библиографическую функцию; 5) приложение знакомит с материалом, который по разным причинам не вошел в текст монографии. |
1. Базовые и вторичные функции, которые выполняет язык как специфический феномен человеческой цивилизации, среди которых основной является базовая функция быть средством общения. 2. Этносоциальные (этнические, социальные функции, выполняемые этническим языком или только его литературной формой в этнических сообществах разного типа. 3. Общественные (социальные) функции, нацеленные на использование языка как средства общения в разных коммуникативных сферах. |
Социально детерминированное распределение соответствующих языковых кодов в пределах языкового коллектива по сферам использования, общественным функциям, социальным ситуациям. |
Мощность, определяемая числом коммуникативных сфер, обслуживаемых данным идиомом, в отношении к общему числу таких сфер. |
Количество функций, выполняемых языком в той или иной социально-коммуникативной системе. Функциональная нагрузка определяет функциональную мощность языка. |
Состояние языка, зависящее от количества функциональных стилей и степени их развитости в языке. |
См.: Функциональный стиль |
Функциональная типология (социолингвистическая типология) Сравнительное изучение и описание функциональных свойств языков независимо от характера генетических отношений между ними. Типологическая модель строится на основе двух или нескольких взаимосвязанных признаков, доминантных по отношению к остальным. |
Один яз языков, которыми владеет билингв, используемый им менее интенсивно. Функционально вторым языком может быть второй язык или родной язык билингва. |
Один из двух или более языков, которыми владеет билингв, используемый им с наибольшей интенсивностью (им может быть родной или второй язык билингва). В различных сферах общения функционально первым языком могут быть разные языки: в неофициальных коммуникативных сферах - родной язык, в профессиональном общении - второй язык становится функционально первым языком. |
Язык, функционирующий в значительном количестве сфер, обладающий значительным объемом функциональной нагрузки, являющийся, как правило, источником заимствования в другие языки и стремящийся к расширению своего функционирования за счет вытеснения других языков из соответствующих сфер. Например, английский язык. |
Различная степень функциональной нагрузки, обусловленная степенью использования языков в обществе в пределах той или иной социально-коммуникативной системы в зависимости от демографической и функциональной мощности языков, социальных условий и традиций их использования. В многонациональных и многоязычных сообществах один из языков выполняет большую функциональную нагрузку, другие языки - меньшую. |
Появление разновидностей языка, обусловленных его использованием в разных сферах человеческой деятельности - функциональных стилей, жанров, что соответствует более развитым в функциональном отношении языкам. |
Распределение языков мира по определенным таксономическим рубрикам в зависимости от количества выполняемых ими функций, в соответствии с которым все языки мира можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат языки с минимальным объемом общественных функций, на вершине пирамиды - мировые языки. (Ю.Д. Дешериев, А. Мартине, У. Стюарт, Ч. Фергюсон). |
1. Функционирование одного из языков, являющихся компонентами социально-коммуникативной системы, в бо́льшем числе сфер общения. 2. Преобладающее использование билингвом одного из языков, которым он владеет. |
Разновидности языковых образований (идиомов), выделенные по следующим параметрам: 1) по числу частных коммуникативных функций: монофункциональные, полифункциональные и универсальные языковые образования; 2) по вхождению в те или иные сферы коммуникации: языки-макропосредники, региональные языки, ритуальные языки (Л.Б. Никольский, Дж. Гамперц, Е. Найда, У. Уондерли). Монофункциональное языковое образование обслуживает одну сферу общения того или иного социума. Полифункциональное языковое образование - несколько сфер. Универсальное языковое образование обслуживает все сферы общения того или иного социума. |
Вид индивидуального билингвизма, при котором билингв использует второй язык в определенных сферах общения: напр., в производственной сфере. |
См.: Фактический статус языка. |
Функциональный стиль (функциональная разновидность языка, функциональный тип речи) Исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая речевой системностью, специфическим характером, сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, разновидность, соответствующая сфере общения и деятельности, соотносимой с определенной формой сознания: наукой, искусством, правом и т.п. По А.Н. Васильевой, Ф.с. - это макростили. Ф.с. - это исторически сложившийся тип функционирования языка, существующий в сознании говорящих, представляющий собой крупные композиционные типы речи, созданный под влиянием комплекса базовых экстралингвистических стилеобразующих факторов (В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Б.Н. Головин). В русской лингвистической и чехословацкой традиции выделяются следующие Ф.с.: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, религиозный. В русистике существует противоречивое мнение о статусе художественного стиля речи и разговорного стиля. Ф.с. обычно рассматривается как речевое явление (текстуальное), как стиль речи. По В.В. Виноградову, Ф.с. - явление литературного языка. Ф.с. рассматриваются как разновидности литературного языка (строя языка) Д.Н. Шмелевым, А.Н. Кожиным. А. Панфиловым, В.В. Одинцовым и др. По М.Н. Кожиной, правомерно объединение обеих позиций: «Ф.с. речи - это реализация в живом речевом общении потенциальных возможностей языка». Ф.с. не отличается монолитностью: 1) на высшем уровне абстракции - это макростиль; 2) на низшем - подстили и другие частные разновидности, периферийные структуры. Научное изучение Ф.с. началось в 20-е гг. ХХ в. в трудах ученых Пражского лингвистического кружка, в работах Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, затем - Ю.С. Степанова, В.П. Мурат, Т.Г. Винокур, А.Н. Васильевой, Б.Н. Головина, В.Г. Костомарова, М.Н. Кожиной, К.А. Роговой, Н.М. Разинкиной, О.Б. Сиротининой, Г.Я. Солганика, Т.В. Матвеевой и др. в социолингвистике Разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной сфере общественно-речевой практики людей. Ф.с. выделяется с учетом цели высказывания, понимаемой в социолингвистике как неосознанное стремление говорящего идентифицировать себя с определенной социальной ролью, продемонстрировать свою принадлежность к той или иной речевой общности, сформировавшейся под влиянием использования языка как средства ролевой идентификации. По В.В. Виноградову, Ф.с. - «общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа». |
См.: Функциональный стиль |
Функция, которая определяется наиболее высокой социальной оценкой стандартного (литературного) языка по сравнению с другими формами существования языка, самооценкой носителей данного языка и его оценкой носителями других языков при условии, что самооценка и оценка извне могут совпадать или не совпадать. |