Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика (Т.В. Жеребило)
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

Умирание языка

Процесс утраты языком наиболее устойчивых социально-коммуникативных функций: внутрисемейного, бытового общения, традиционной хозяйственной деятельности, фольклора, что приводит к прекращению бытования языка как средства общения.

Универсальный язык

См.: Всеобщий язык.

Униглоссия

См.: Моноглоссия.

Унитаризм

Вид языковой политики, ориентированной на реализацию принципа «одно государство - единая нация - единственный национальный язык». Например, во Франции с 1794г. по 1951г. в регулируемых сферах функционировал один язык - литературный французский.

Унификация алфавитов и орфографий

Сведение различных вариантов обозначения сходных фонем и орфографических явлений в близкородственных или распространенных в одном регионе языков к одному, осуществляемое в ходе языкового строительства.

Унификация языка (языков)

Термин, предложенный А. Мейе и Ж. Вандриесом для обозначения процесса вытеснения некоторых систем (говоров, диалектов, языков) более престижными формами.

Усвоенный язык

Язык, усвоенный индивидом естественным путем:

1) в семье (родной язык, материнский язык);

2) в иноязычном окружении, в живом общении от носителей языка в результате социализации. Усвоенный язык противопоставлен выученному языку, изученному в процессе специального обучения (с преподавателем в школе и т.п.).

Условные языки

См.: Тайные языки.

Устранение языка

Насильственное прекращение функционирования языка в той или иной сфере общения.

Утрата языка

Прекращение использования этносом своего этнического языка в силу его незнания. Например, в конце прошлого века утратили свой язык айны - этнос, проживающий в Японии.

Учебник

Жанр научной литературы, учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей. Основные признаки учебника:

1) «сжатая полнота» информации, компрессия изучаемого материала;

2) предметно-логическая последовательность, ясность, доходчивость изложения, доступность материала;

3) активизация внимания обучаемого. Сжатая полнота выражается в том, что в учебнике излагается базовый материал, разносторонне и целостно характеризующий предмет; последовательность изложения материала обусловлена логикой изучаемого предмета; ясность и доступность материала достигается за счет выбора учебного стиля, доступного для обучаемых того или иного этапа обучения. В учебнике содержатся устоявшиеся, стабильные сведения из определенной науки, соответствующие действующей программе, принятым стандартам, в отличие от учебного пособия, где могут излагаться неустоявшиеся знания, не утвержденные программой, имеющие рекомендательный характер.

Учебное пособие

См.: Учебник.

Ущемление языковых прав

Ущемление языковых прав (языковая дискриминация)

Нарушение гражданских и/или экономических прав личности или этнической группы по причине незнания или плохого знания языка численно или социально доминирующего на данной территории этноса.

Предыдущая страница Следующая страница