Приглашаем посетить сайт
Суфизм
Суфизм (исламская графомантия; от греч. σοφία «мудрость» или от араб. صوف «одежда из грубой шерсти») - мистическое ответвление ислама, впитавшее элементы эллинистического гностицизма, христианства и зороастризма, а также отчасти шаманистские и буддийские культы. Суфизм возник в 8 в. и к 12 в. окончательно оформился на благодатном фоне иранского шиизма. (В Индии и Пакистане на суфизм сильное влияние оказывает индуизм; вообще, суфизм наиболее активен на периферии исламского мира: Средняя Азия, Турция, Судан, Марокко).
«Обожествление» букв арабского алфавита и их отождествление с числами указывает на связь суфизма с еврейской Каббалой (См.):
ط9 ح8 ذ7 ٯ6 ه5 د4 ج3 ب2 1ا
ص90 ف80 ع70 س60 ب50 م40 ل30
ك20 ى10 غ1000 ظ900 ض800 ز700 خ600 ث500 ت400 ش300
Буквы арабского алфавита делятся на 3 отдела + еще одна для 1000. Приведенная выше система буквенно-числовых соответствий наз. «абджад» (по названиям первых 4-х букв) и часто дополняется аллегориями. Эта система кодирования смысла широко применяется в суфийской литературе. Для запоминания порядка абджада его буквы складывают в восемь слов, смысл которых туманен: АБДжаД-ХаВаЗ-Х̣уТ̣И-КаЛМаН-С'аФаС̣-К̣уРШаТ-СаХЗ-Д̣аЗ̣аГ̣.
Суфии утверждают, что в буквах арабского алфавита заключён «баракат» т.е. «благословение» (сравните со словами абракадабра, абраксас, барак, баркас). Первая буква «алиф» - это божественный калам (тростниковое перо). Вторая - «ба» - лодка с точкой внизу - это первая капля чернил, стекающая с божественного калама, и в которой сосредоточены еще непроявленные буквы арабского алфавита, и из которой появилось затем все мирозданье. Само слово точка (нук̣т̣атх) в суфизме приобрело мистическое значение, символизирующее внутреннее знание.
Первое, что сотворил Аллах - это калам. Написанное слово следует понимать, как талисман, а сам процесс писания, как магическое действо. Бог нарисовал каламом Вселенную и человека подобно тому, как мы чертим буквы. В исламском мире отношение к любому письму благоговейно-почтительное (письмо считается половиной всех знаний) Акт переписывания Корана - залог прощения всех грехов. Считалось также, что чистота письма свидетельствует о чистоте души (Платон называл письмо геометрией духа). См. Графология.
Расцвет арабской каллиграфии можно вывести из запрета на изображение живых существ, прямо изложенного восточноиранским теологом аль-Бухари. Однако в Коране подобный запрет не прослеживается и, судя по всему, восходит к домусульманским верованиям.
Исламские комментаторы говорят о двух видах калама: растительном (тростниковое перо) и животном (кисть) который считается нечистым. В персидской литературе исламского периода, несмотря на негативное отношение к манихейству, Мани превозносится, как идеал для художника-каллиграфа.
Шесть основных почерков арабского письма, т.н. ситтэ (шестерка) часто дополняются аллегорическими определениями: сульс («одна треть»), насх (канцелярское письмо; сравните название грузинского почерка «нусхури»), мухаккак, тауки (волшебство), рика (время). Само слово «письмо» в персидском языке очень похоже на слово «пушок».
Понятия художник, каллиграф, поэт, философ в исламской традиции связаны глубоким единством, поэтому считается, что человек не может быть хорошим поэтом и обладать плохим почерком. (Сравните европейское понятие т.н. «почерка ученого», когда отвратительный и малопонятный почерк служит олицетворением учености человека).
Арабские ученые систематизировали 6 элементов арабской каллиграфии:
1 -Усул (основы)- составные части букв. Буква, подобно живому существу, имела голову, плечо и хвост.
2 -Таркиб (связи)- соединительные линии, связывающие отдельные буквы в целое слово. Например, «алиф» слева не имеет таркиба (т.е. не соединяется слева).
3 - Курси (параллельности) имеют 5 видов подобно пятинотному стану.
4 - Насбат (соотношения черноты графического рисунка и белизны листа). Так, чистый лист бумаги представляется далеким от «черноты тоски» (т.е. букв), подобно зеркалу, в котором скрыто сто смыслов бытия (т.е. буквы еще не проявились и находятся в зачаточном состоянии, точки - зародыши букв). В черноте же поместилась вода жизни (т.е. подобно тому, как кровь питает человеческое тело, так чернила питают букву).
5 - Сууд и ташмир (подъем и закручивание хвоста буквы в конце буквосочетания). Напр.: {{}}ﺬ ن
6 -Нузул и ирсал (спуск и свободное движение руки).
Названия букв могли заменять некоторые понятия или философские категории (например, «алиф» − вертикаль, «каф» − мировая гора иранской мифологии. Сравните в греческом письме «дельта» − устье реки, «гамма» -цветовой спектр; в кириллице «азы» − основы, «ижица» − незначительность и т.д.) или сравниваются с органами живых существ (начальный «айн» - ﻋ львиный зев, срединный «айн» - ﻌ пасть дракона и т.д.) См. Философия и письмо, Фигуры каллиграфические, Каллиграфия, Эстетика письма.