Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Грамматологический словарь
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

Фантаскрипт

Фантаскрипт (от греч. φανταστική «способность воображать», от лат. scriptorius «писчий») - вымышленные письменности, используемые в фантастических литературных произведениях и кинофильмах.

Аэлита

Ангар−18, Звездные врата, Война миров, Звездный путь, Властелин колец, Блэйд

Фигуры каллиграфические

Фигуры каллиграфические - Часто в каллиграфии отдельным знакам письма или целым словам, или предложениям сознательно придается форма геометрических фигур, зверей, птиц, растений. Особо надо отметить в этом отношении арабскую каллиграфию, где буквы сплетались в некий замысловатый узор («муамму» − загадку), напоминающий пиктограмму. Наиболее излюбленные каллиграфические фигуры − это рыба, птица, растение, баркас, зверь выглядят, как архетипы общечеловеческого сознания, при помощи которых оказывается психическое воздействие на читателя. Кроме того, каждый знак арабского алфавита в отдельности соотнесен с каким-либо образом: ﺍ «алиф» - молодость, росток, тонкий стан, د «даль» - старость, م «мим» - губы и т.д.

Абстрактное мышление, столь присущее исламу, нашло свое отражение в искусстве каллиграфии. Арабский алфавит, очертания букв которого чрезвычайно гибки, ритмичны и податливы, легко становится жанром»искусства. Арабская каллиграфия строится на сочетании параллельных вертикальных линии, напоминающих стебли трав и округлых витиеватых очертаний, похожих на волны. Посредством арабского алфавита создаются поразительные зрительные эффекты (сказывается структурно-геометрическая природа этих букв).

Древнейший арабский почерк - куфи - монументальный и остроугольный и насх - классический почерк. Среди известных каллиграфов можно назвать Абу Али Мухаммеда ибн−Мукла (885−935) Али Абу Хилала ибн−Бавваба (?−1025) Джамалуддина Якута аль−Мустасими (?−1298) Мир Али Тебризи (в 15 веке создал насталик).

В более поздний период в Турции и Индии начали развиваться стили письма, где арабские буквы складывались в разные фигуры: листвы (гулзар), павлиньего оперенья (таус), рыбы (мани), попугая (тугхра), пыли (гхубар), а также зульф-и-арус, ларза.

Известны также каллиграфические скоропись шикаста и декоративные почерки канцелярий шафиа и дивани.

В Бенгалии известны надписи, скрывающиеся в узоре лука и стрел, глиняного светильника, летящей птицы, утки на воде, кобры с раздутым клобуком, льва и даже в портрете человека.

Буквы непальского письма ранджа утолстились и приобрели непомерную телесность. Их контур стал более сложен, а внутреннее пространство сильно сузилось, что сделало эти буквы похожими на пиктограммы. (Буквы письма ранджа напоминают вереницы утят) Ранджа - взаимодействие двух культур: индийской и китайской. Каллиграфические фигуры, составленные из букв ранджа наз. кутакшер (или гуптакшер). Известно также угловатый непальский почерк кунмол, округлый голмол, завитковый хинмол, литумол (линии и завитки имеют обратное направление), пачумол и классический бхуджимол (буквально «голова мухи») Термином мол в Непале наз. матрика. Основной прием непальской каллиграфии - это видоизменение матрики букв.

Китайские иероглифы также могут легко принимать вид различных фигур. Они стилизуются то под разломы коры старого дерева, то под стаю внезапно взлетевших птиц, то под трепещущий на ветру камыш, а то и под замысловатые кляксы, нечаянно упавшие на лист бумаги. Китайская каллиграфия отличается экспрессивностью, кажущейся небрежностью, асимметрией и динамикой. Еще Чжуан-цзы высказывал мысль, что «подлинное искусство похоже на неумение». Вместе с тем китайскими каллиграфами был разработан и такой строгий и чопорный стиль иероглифов-лабиринтов как шанфан-дачжуань и округлый дачжуань (большая печать)

Русская вязь широко использовала геометрический и растительный тип каллиграфических фигур.

Искусство придания буквам и словам неких образных форм находит применение и в наши дни, главным образом в рекламе.

Философия и письмо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Финалеграммы

Финалеграммы - специальные знаки или особые приемы, применяемые в слоговых системах письма (в основном в индийских алфавитах) для передачи скопления согласных. Скопления согласных могут возникать в начале или в конце слога:

а. Финалеграмм конца слога в общеиндийской модели письма немного - это «анусвара» о (конечная « -n» или реже « -m»), नं nan (в деванагари), രം ram (в малаяли). В бенгальском письме анусвара (онушшар) приобрела звучание «ng» и особые аллографические очертания Финалеграммы. Пример: বং - bong.

«Висарга» (конечная « -h»). Например, सः sah. В бирманском письме ею обозначается третий тон, в неварском письме - сокращение слова, например, सः sa вместо सल sala "сто".

В бенгальском письме используется знак для конечного «-t» (кхонддо-то) В письме ронг-лепча есть 8 конечнослоговых знаков для -k, -ng, -t, -n, -p, -m, -r, -l, которые приписывались в виде диакритик сверху, слева или справа. В лимбу 10 таких финалеграмм, с 1940 в модернизированное манипурское письмо введены 8 финалеграмм (Meetei mayek).

б. Финалеграммы начала слога. В скоплениях согласных (консонантных кластерах) наиболее часто встречаются сонорные и полугласные звуки (r, l, v, y) Для всех этих звуков в общеиндийской модели письма есть особые обозначения. Причем, «r» может находиться как в постпозиции प्र - pra, ग्र - gra, так и в препозиции: र्प -rpa, र्ग -rga.

В бирманском письме был изобретен специфический знак для «h» (ха-тхо), который может находиться только в препозиции в сочетании с l, m, n, ń, ng. Например,- hla. (В древнебирманском письме «h» мог занимать и постпозицию).

В кхмерекой, яванской, телугу, каннада письменностях финалеграммы начала слога имели все буквы алфавита и могли приписываться снизу, слева или справа: в яванском письме mpa, mpu, но mapa, lka, в телугу dre, в кхмерском ksa.

Финалеграмма, как правило, меньше основного знака и в большинстве случаев передает второй согласный в консонантном кластере ట్ల tla ట ta, la (письмо телугу). Огласовки могут прикрепляться как к основному знаку (в телугу ట్లు -tlu), так и в финалеграмме (в яванском письме mpu, в тибетском bru) Кроме того, в тибетском письме при скоплении согласных горизонтальное направление строк может изменяться на вертикальное. Например, sal, но sla. В тибетском письме правила скопления согласных регулируются также жестким делением слогов ({{}}sapa)

Индийские письменности делятся на три группы в зависимости от того, как решается вопрос передачи скопления согласных: по преобладающему применению финалеграмм (ронг, кхмерская, телугу, каннада письменности) вирамы - знака, устраняющего присущий гласный (сингальская, тамильская, бирманская письменности) и лигатур (деванагари и др.). В письме малаяли используется как вирама, так и лигатуры, в яванском письме - как финалеграммы, так и вирама.

Фонации

Фонации (от греч. φώνή «голос») − качество звука или целого слога, отягощенное тембровой нагрузкой ("шепотом" или "скрипом"). Иногда фонацию выделяют в качестве третьей просодической характеристики звуков наряду с ударением и тоном. Различные типы фонаций гласных характерны для большинства мон-кхмерских языков. Их специфическая маркировка наложила известный отпечаток на кхмерскую письменность и частично передалась тайским силлабариям.

Фонема

Фонема (от греч. «звук») - минимальная линейная единица звукового потока речи. Вопросы членения (сегментации) слов на фонемы в разных языках разрешаются неодинаково. В русском языке аффрикаты «ч», «ц» и дифтонги «ae», «ао» в немецком считаются однофонемными. Долгие же согласные «сс», «нн» в русском языке рассматриваются как сочетание двух кратких фонем. Фонема, как абстрактная единица противополагается звуку, как единице конкретной.

Фонемно-графемное соответствие

Фонемно-графемное соответствие (фонмно-графемный баланс) - соответствие графем алфавита фонетической системе языка. Наиболее точно такое соответствие передается в русском, латинском, грузинском, деванагари алфавитах. Наименьшее соответствие между графемой и фонемой прослеживается в английской, ирландской, валлийской, французской, тибетской и кхмерской письменностях,

Фонетический принцип письма

Фонетический принцип письма - основан на передаче звуков речи, которые могут быть графически оформлены, как слоговые или буквенные (алфавитные) знаки. На фонетическом принципе основаны слоговые, буквенно-слоговые и буквенные системы письма. Консонантную систему письма семито-хамитских алфавитов можно назвать фонетической с большими натяжками (условнофонетической) поскольку она основана на игнорировании гласных или на их факультативном выражении. Также условно фонетическими можно назвать некоторые слоговые системы письма, которые никак не выражают скопления согласных, конечнослоговые и долгие согласные (геминаты), наличествующие в языке (например, эфиопский, бугийский и особенно филиппинские силлабарии; последние деградировали до уровня мнемонических систем; см.).

Всего существует два основных принципа письма - это фонетический и пиктографический. Последний основан не на звуковой картине слова, а на образном выражении мысли и на логически связанных с ней ассоциациях.

В современном мире не осталось чисто пиктографических систем письма: фонетический принцип оказался более удобным в настоящее время.

Фонология

Фонология (от греч. «учение о звуках») - раздел языкознания, изучающий структурные и Функциональные закономерности звукового строя языка.

Фразеограмма

Фразеограмма - символ или целая фраза, записанные без отрыва пера от бумаги; часто используется в стенографии.

Функции письма

Функции письма - роль (употребление, назначение) письма в человеческом обществе.

Важнейшей функцией письма является коммуникативная, служащая средством общедоступности и распространения информации между людьми. Консервативная функция письма позволяет накапливать и хранить информацию. Секретная Функция письма, обратная коммуникативной, препятствует к доступу информации нежелательным пользователям. (Так, арабское письмо по отношению к латинскому является секретным, однако, доступность к его пониманию ограничено только правилами графики и языка). Секретная функция письма может проявиться в, казалось бы, однородных системах. Например, чешское письмо будет до конца, не понято носителями письма английского, хотя оба они составлены на основе латинских букв. Почерк одного человека может быть не понят другим человеком из-за неосознанного проявления секретной функции письма на межличностном уровне.

Гносеологическая функция письма позволяет оформлять человеческие мысли в философские, научные и поэтические системы, благодаря которым происходит постижение мира. Прагматическая функция письма - своего рода «материализация» эмоций и мыслей, при которой графический акт приравнивается к действию. Эта функция письма по сути дела отголосок архаичных представлений о магической подоплеке письма, не только знаков, но и самого процесса. Негативная сторона этой функции - угрозы, запугивания, предостережения, приказы, воздействующие на психику человека и выводящие ее из равновесия. Позитивная сторона связана с психотерапевтическим эффектом письма. Занятие каллиграфией, написание книг или даже мысленное воссоздание графического акта оказывает лечебное воздействие на человека.

Диакритическая функция письма - стремление к компрессии письма: к ускорению графического акта (курсив, скоропись - тахиграфические приемы) упрощение форм письменных знаков (пиктограмма - буква) сокращение и уплотнение информации, заключенной в слове или в одном письменном знаке (стенография, коды, брахиграфия).

Функции письма являются отражением процессов, происходящих в общечеловеческой культурной среде. Неуклонное развитие цивилизации и Научно-технический Прогресс ставит новые вопросы функционирования письменности. По каким путям пойдет дальнейшее развитие письма? Не произойдет ли перерастание письма в иную, более прогрессивную знаковую систему? Возможно ли успешное развитие неписьменной цивилизации, или является ли способность к письму непременным условием разумности?

Футуральная грамматология

Футуральная грамматология (от лат. futurum «будущее») - аналитический метод прогнозирования путей развития национальных культур на основе сопоставления особенностей национальных график.

Появление национальной графики у какого-либо народа - начало отсчета истории его культуры. Факт существования у народа оригинальной письменности, как правило, свидетельствует об оригинальности и всей его культуры (Армения, Грузия, Эфиопия, Израиль, Корея, Япония, народы, чероки, бамум, сомалийцы, чукчи, менде, эскимосы и др.). К 20 в. наметилась тенденция вымывания оригинальных алфавитов мировыми системами письма.

Существует 3 основных очага потенциального распространения оригинальных алфавитов - это Индия, Китай и Ближний Восток (а также, возможно, Иран, Тибет и Западная Африка)

В древности первым международным письмом была аккадская клинопись, которую затем сменило арамейское письмо. На смену ему пришли греческий и, чуть позже, латинский алфавиты. Латинскому письму ныне противопоставлены кириллица, китайская иероглифика, индийские письменности и особенно арабский алфавит. Однако, в большей мере сохранили свои позиции в этом противостоянии индийские письменности.

Каждая мировая система письма имеет свою направленность и динамику экспансии. Из всех из них только латиница имеет положительную динамику (т.е. не известно ни одного случая, чтобы какое либо государство изменило свою официальную графику с латинской на иную) и разностороннюю направленность экспансии. Арабское письмо наиболее активно вытесняется из неарабоязычного ареала.

Тяжелый «графический кризис» переживают Иран и Китай: их графики все меньше отвечают современным условиям цивилизации. Перейти же на латиницу они не могут из-за сильнейших культурных и религиозных традиций.

С конца 80-х гг. в растерянности пребывает Монголия: кириллица ее не устраивает по политическим соображениям, старое же вертикальное письмо требует кардинальной реформы из-за изменения литературного языка.

Латинское письмо пребывает в зените славы: его ценное приобретение - Турция и ожидаемое пополнение - республики бывшего СССР и России (См. Ситуация грамматологическая). Однако латинице все труднее укладывать сложную фонологию чужеродных языков в свой скудный инвентарь. (К слову, кириллица с этой проблемой справляется гораздо лучше).

Существует 4 возможных варианта дальнейшего развития письма:

а. Доминирующее на сегодняшний день латинское письмо переживет трансформацию графических форм и под воздействием иных систем письма (индийской, китайской, арабской, русской) приобретет несколько иной характер. Как, например, некоторые буквы русского письма приобрели слоговые признаки: е/йэ, е/йо, ю/йу, и/йи в слове «чьи». (Процессы скрещивания письменностей).

б. Фаза буквенного письма перейдет в иероглифическую, тем самым, начав второй цикл своего развития. (Цикличность процессов). См. Стадиальности теория.

в. Буквенно-звуковая фаза - крайняя точка развития письма, достижение которой закончится попятным движением через слоговую фазу к фазе иероглифической. (Процессы «качавшегося маятника»)

г. Буквенная фаза письма перерастет в новую систему письма, не похожую на предшествующую (буквенные, слоговые, иероглифические системы) В этом случае современные стенографию и коды следует рассматривать не как вырождение буквенной фазы письма, а как зачатки вышеуказанной новой системы (условно назовем ее «квадросистемой»).

Появление новой системы письма следует ожидать только с появлением новой глобальной идеологии (не обязательно религиозной). См. Религия и письмо.

Проблемы интернациональной графики и создания Всемирного алфавита связаны со сложностями разработки простых принципов записи любых звуков человеческой речи на основе набора ограниченного числа акустических характеристик. Кроме того, вероятность всеобщей унификации письменностей мира достаточно мала из-за неоднородности среды обитания разных народов, их культурных традиций и связанных с ними этнических психотипов. Неодинаковость восприятия мира - непреодолимое свойство человеческой психики, косвенным подтверждением которому служит разнообразие почерков разных людей (см. Графология) Любое однообразие неустойчиво, поэтому следует думать о путях сосуществования непохожих график (см. Плюрализм графический) и упорядочении появления новых письменностей.

Предыдущая страница Следующая страница